О предоставлении социальной выплаты



Дело № 2-407/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года г. Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре Григорьевой О.Н.,

с участием истца Золотрубова В.В.,

представителя Администрации Кизеловского муниципального района Смирновой А.Н., действующей на основании доверенности № 44-Д от 11.06.2010 года,

представителя Министерства финансов РФ и Управления Федерального казначейства по Пермскому краю Подсобляева С.В., действующего на основании доверенности № 01-06-08/83 от 11.01.2010 года и № 12-18/12 от 22.01.2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Золототрубова Виктора Васильевича к Министерству финансов Российской Федерации и Администрации Кизеловского муниципального района о взыскании суммы и предоставлении социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л :

Золототрубов В.В. обратился в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района и Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании с Казны Российской Федерации в его пользу 1533 600 рублей и возложении обязанности на администрацию Кизеловского муниципального района при перечислении денежных средств Министерством Российской Федерации оформить ему жилищную субсидию на семью, состоящую из трех человек.

В судебном заседании истец настаивает на своих требованиях, пояснил, что он работал на шахте « Широковская» с 1981 года по 1996 год. В мае 1996 года уволен в связи с ликвидацией шахты, с мая 1996 года по октябрь 1996 года состоял в Центре занятости населения города Кизела в качестве безработного, в октябре 1996 года самостоятельно трудоустроился в ИК-12 младшим инспектором, где проработал до 2008 года, затем уволился в связи с выходом на пенсию по выслуге лет как работник уголовно-исполнительной системы. После увольнения с шахты он обратился к директору шахты «Широковская» с заявлением на получение жилищного сертификата, представил справку о составе семьи, какие еще документы представлял, он не помнит. На шахте были составлены Списки высвобожденных работников, в которые он был включен, потом эти списки исчезли. В 1998 году ему стало известно, что Списки были направлены в администрацию города, но и там Списков не было. Он собрал документы заново, но их не подал, так как ему сказали, что устроившись на работу, высвобожденные работники теряют право на получение жилищной субсидии. С этим он был не согласен, но за защитой своего нарушенного права никуда не обратился. Считает, что он имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в городе Перми.

Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Смирнова А.Н. иск не признала, пояснила, что при ликвидации шахт Кизеловского угольного бассейна Правительством РФ были предусмотрены меры социальной защиты высвобожденных работников, в том числе содействие в переселении из неперспективных городов. Постановлением Правительства № 1068 от 06.09.1998 года были утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых в 1998 годах предприятий угольной промышленности. Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года были утверждены Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития, в которое были внесены изменения постановлениями Правительства РФ № 687 и 688 от 15.11.2006 года, из перечня мероприятий по реструктуризации угольной отрасли было исключено направление-содействие переселению высвобожденных работников. В настоящее время какого-либо нормативно-правового акта, дающего право истцу на получение социальной выплаты, не существует. Администрации города ОАО « Кизелуголь» были переданы Списки высвобожденных работников, истец в Списке по шахте « Широковская» не значится.

Кроме того, просит применить к требованиям истца срок исковой давности, поскольку истец обратился за защитой своего нарушенного права по истечении предусмотренного законом трехгодичного срока.

Представитель Министерства финансов РФ, Управления Федерального казначейства по Пермскому краю Подсобляев С.В., действующий на основании доверенностей, исковые требования не признал, пояснил, что основным документом, предусматривающим финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности является Федеральный Закон « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» № 81 от 20.06. 1996 года, который предусматривает, что финансирование мероприятий осуществляется не только на основании вышеназванного Закона, но и в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постановление Правительства РФ № 840 от 24.12.2004 года к числу мероприятий по реструктуризации угольной промышленности относил и содействие в приобретении ( строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций угольной отрасли, расположенных в неперспективных городах и поселках. Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года были утверждены Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков, в которых также оговаривалось, что субвенции предоставляются из федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Постановлениями Правительства РФ № 687 и № 688 от 15.11.2006 года в постановление Правительства РФ № 840 от 24.12.2004 года внесены изменения, содействие переселению работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна, было исключено из числа мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, что влекло прекращение финансирования этого направления. В федеральном бюджете расходы по данному направлению предусмотрены не были. Исключение из числа мер социальной поддержки работников, высвобожденных в связи с ликвидацией организаций угольной отрасли, содействие их переселению, и прекращение финансирования этого направления реструктуризации угольной промышленности является правом органов государственной власти. Считает, что у истца отсутствуют как правовые, так и фактические основания предоставления социальной выплаты, так как на момент обращения Золототрубова В.В. в суд с иском в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации отсутствует правовая норма, которая предоставляла бы истцу право на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии. Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, предусматривали условия предоставления жилищных субсидий лицам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий угольной промышленности. Право на предоставление гражданам жилищных субсидий неразрывно связывалось с четырьмя условиями, наличие которых являлось необходимым не только на момент принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, но и в последующем до момента выдачи жилищного сертификата. При этом, основной целью предоставления социальной выплаты лицам, уволенным по ликвидации предприятий угольной промышленности являлось способствование трудоустройству граждан, а не обеспечение их жилыми помещениями. Считает, что истец не соответствует предусмотренным условиям, так как не состоит в Центре занятости населения в качестве безработного, в настоящее время получает пенсию по выслуге лет как работник уголовно-исполнительной системы, то есть социально защищен. В Список высвобожденных работников не включен. Считает, что поскольку на шахте « Широковская» списки формировались в 1996 году, то это не свидетельствует о том, что переселение высвобожденных работников планировалось за счет федеральных средств, поскольку до принятия постановления Правительства РФ № 1068 от 06.09.1996 года, были программы переселения высвобожденных работников по новому месту работы за счет средств областного и других бюджетов.

Кроме того, просит применить к требованиям истца срок исковой давности, поскольку Золототрубову В.В в 1998-1999 году стало известно, что он не имеет права на получение жилищной субсидии в связи с тем, что он трудоустроился, считал это необоснованным, но однако, истец за защитой своего нарушенного права не обратился.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истца необоснованны и удовлетворению не подлежат.

27 июня 1996 года вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ « О государственном регулировании в области добычи и использовании угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности».

В преамбуле вышеназванного Закона указывается на необходимость принятия особых мер по социальной защите высвобожденных работников при ликвидации организаций по добыче угля.

В соответствии с положениями статьи 5 приведенного выше Закона финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче ( переработке) угля ( горючих сланцев).

При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998 году, Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе, путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью Постановлением Правительства РФ № 1068 от 06.09.1998 года утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой ( Пермская область ) в 1998 г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов « Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области.

Приказом Министерства энергетики № 214 от 11.07.2002 года утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли гг. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой ( Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией.

В названных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000 г.г. : постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в Списки высвобожденных работников, содержатся в п. 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года.

Постановлением Правительства РФ № 840 от 24 декабря 2004 года утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении

( строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче ( переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна.

В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года за № 428 субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении ( строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субвенций. Субвенции предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органами местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения ( строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике ( пункты 3, 8-9, 12 Правил).

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 года № 688 « О внесении изменений в правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428» в Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденные постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 г. внесены изменения в подпункт « в» пункта 5, которыми слова « а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче

( переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна » исключены.

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 года № 687 « О внесении изменений в перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. № 840» в п.п. « е » п.8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 исключены слова « а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче ( переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна».

Приказом Министерства промышленности и энергетики от 27 февраля 2006 года № 40, изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 13.07.2006 года № 428, распределены субвенции, направляемые на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Из указанного приказа следует, что субвенции на выполнение программы содействия переселению высвобожденных работников по Кизеловскому угольному бассейну на 2006 год не выделены, не выделялись указанные субвенции и в 2007 году,2008 году, не выделяются и в настоящее время.

Как следует из материалов дела, истец более 15 лет работал на шахте

« Широковская» ОАО " Кизелуголь", 31.05.1996 года уволен в связи с ликвидацией предприятия, что подтверждается представленной копией трудовой книжки (л.д. 9-11). С 10 июня 1996 года по 14 октября 1996 года состоял на учете в Центре занятости населения города Кизела в качестве безработного

(л.д. 12). Как следует из записей, имеющихся в трудовой книжке, 15.10.1996 года истец самостоятельно трудоустроился в ГУФСИН по Пермскому краю, где прослужил до 11.09.2008 года.

Из представленного Списка работников, уволенных по ликвидации предприятия для получения жилищных субсидий шахты « Широковская», переданного в январе 2002 года по акту передачи от ОАО« Кизелуголь» Администрации города Кизела,

видно, что истец в числе претендентов на получение жилищной субсидии не числится

(л.д.28-29). Согласно представленного приказа АО « Кизелуголь» № 155 от 07.10.1996 года шахты « Коспашская», «Широковская», « Центральная», «Ключевская»,

« Западная» и «Нагорная» ликвидируются в течение ноября-декабря 1996 года.

Проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцу следует отказать в реализации права на получение безвозмездной жилищной субсидии по следующим основаниям:

Согласно статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Таким образом, Конституция РФ, закрепляя право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и инвалидности, не решает вопрос о праве гражданина на конкретные его формы и способы. Федеральный законодатель исходя из конституционно значимых целей в сфере социальной политики государства, а также с учетом финансово-экономических и иных возможностей государства на данном этапе развития вправе определять их объем и условия предоставления.

Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля, отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности » от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера. Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.

Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами.

Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, в том числе путем содействия их переселению из неперспективных городов и поселков. Правительством РФ был принят Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в который был включено направление: содействие в приобретении ( строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций угольной отрасли, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна ( п.8 «е» Перечня ).

15 ноября 2006 года Правительством Российской Федерации приняты Постановления № 687 и № 688, которыми внесены изменения в Правила предоставления субвенций … № 428 от 13.07.2005 года и Перечень мероприятий … № 840 от 24.12.2004 года. Указанными постановлениями из числа мероприятий исключено направление -содействие в приобретении

( строительстве) жилья работникам, высвобожденным по ликвидации предприятий угольной отрасли, финансирование указанного направления прекращено, бюджетные ассигнования на эти цели в федеральном бюджете на 2006-2010 годы не предусмотрены.

С учетом изложенного, суд считает, что изменяя перечень мероприятий по реструктуризации, Правительство Российской Федерации действовало в пределах своей компетенции, что соответствует Федеральному закону « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», во исполнение положений которого, постановления и были приняты. При этом, как уже отмечалось выше, федеральное законодательство относит определение перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования к компетенции Правительства Российской Федерации. С учетом финансово-экономических и иных возможностей государства на данном этапе развития Правительство вправе определять объем и условия предоставления социальной защиты.

Судом было установлено, что программа содействия переселению высвобожденных работников прекращена, финансирование указанной программы с 2006 года не производится, расходы на реализацию указанного направления в бюджетах 2006-2009 годов не предусмотрены, денежные средства на эти цели не выделяются.

Таким образом, суд приходит к выводу, что правовые основания для удовлетворения требований истца о предоставлении ему социальной выплаты отсутствуют.

Кроме того, как следует из положений вышеназванных нормативно-правовых актов право на получение безвозмездной жилищной субсидии имеют высвобожденные работники, постоянно проживающие в городах Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой, уволенные в 1995-2000 года из организаций угольной промышленности, расположенных в этих городах, имеющих стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет, зарегистрированные в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных.

Суд считает, что для получения жилищной субсидии ( социальной выплаты) наличие всех вышеназванных условий одновременно является обязательным, отсутствие одного из условий лишает высвобожденного работника права на получение социальной выплаты. При этом одновременное наличие условий, дающих право на получение социальной выплаты является необходимым не только на момент ликвидации предприятия угольной промышленности, но и на момент выделения социальной выплаты.

Согласно Правил предоставления субвенций субсидии предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления и согласованных с Федеральным агентством по энергетике.

Судом установлено, что истец в Центре занятости населения в качестве безработного на учете не состоит, в Списке граждан, подлежащих переселению, не значится. Истцом не представлено доказательств того, что в мае 1996 года он обращался на шахту с заявлением о выделении жилищной субсидии; не представлено достоверных доказательств того, что он был включен в Список высвобожденных работников. Истцом не представлено суду указанное заявление, не представлен и первичный Список, из которого бы было видно, что истец действительно желал реализовать свое право на социальную защиту.

Кроме этого, суд считает, что основной целью предоставления жилищной субсидии (социальной выплаты ) высвобожденным работникам являлось содействие в трудоустройстве трудоспособного населения неперспективных городов и поселков Кизеловского угольного бассейна, а не обеспечение высвобожденных работников жилым помещением за пределами города Кизела.

Судом было установлено, что истец самостоятельно трудоустроился, в настоящее время является пенсионером по выслуге лет, имеет благоустроенное жилое помещение, а потому фактических оснований к удовлетворению требований истца не имеется.

Заслуживают внимание суда доводы представителя Администрации района и представителя Министерства Финансов РФ в части пропуска истцом срока обращения в суд за защитой своего нарушенного права.

Согласно ст. 196, 200, 205 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. В исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца, нарушенное права гражданина подлежит защите.

Из пояснений истца следует, что в 1998-1999 году ему стало известно, что с трудоустройством он потерял право на получение социальной выплаты, собранные им документы не предъявил, с этим был не согласен, считал несправедливым исключение из Списка, однако, указанное решение не оспорил и до 2010 года никуда не обращался.

Таким образом, суд считает, что истцом пропущен установленный законом трехгодичный срок исковой давности для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требований истца. Уважительных причин пропуска срока истцом суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования Золототрубова В.В. о взыскании суммы с Казны Российской Федерации и предоставлении социальной выплаты не основаны на требованиях закона, не имеют под собой правовой основы.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

В иске Золототрубову Виктору Васильевичу к Администрации Кизеловского муниципального района, Министерству Финансов Российской Федерации и Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю о взыскании суммы и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения судебного решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья : подпись

ВЕРНО:

Судья: Н.Н. Рылова

Секретарь: О.Н. Григорьева