Дело № 2-442/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кизел Дата обезличена года
Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Вяткина Д.М.,
при секретаре Игнатьевой Е.С.,
с участием истца Симонова Е.С.,
представителя ответчика - Администрации Кизеловского муниципального района Смирновой А.Н., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Симонова Евгения Сергеевича к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с иском к ответчику о включении его в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья.
В судебном заседании истец Симонов Е.С., настаивая на удовлетворении исковых требований, пояснил, что с 1991 года по 1996 год проживал вместе с родителями в квартире по адресу: ..., с 1996 года по 1998 год в квартире по ..., откуда был призван в армию. Вернувшись из армии в 1998 году, он вновь стал проживать с родителями. В 2001 году они переехали в двухкомнатную квартиру, которую приобрел его отец по ... В период с 2002 года по 2005 год он был осужден и отбывал наказание в виде лишения свободы. Родители умерли в 2004 году. В 2010 году он узнал, что дом Номер обезличен по ул. ... по результатам экспертизы Уральского филиала «ВНИМИ» включен в список домов, ставших в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, в связи с чем, он имеет право на жилищную субсидию. Обратившись в Администрацию Кизеловского муниципального района, ему было отказано во включении в список граждан, имеющих право на переселение за счет государства, поскольку его родители уже воспользовалась данным правом, проживая по .... С решением Администрации он не согласен, поскольку он также имел право на включение его в список граждан, подлежащих переселению. Просит обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, подверженного влиянию горных работ и выплатить ему социальную выплату для приобретения жилья.
Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Смирнова А.Н., исковые требования не признала, пояснив, что согласно заключения Уральского филиала «ВНИМИ» дом Номер обезличен по ... включен в список домов, попавших под влияние подземных горных работ. Однако истец был зарегистрирован по данному адресу с 2002 года, уже после ликвидации шахты, соответственно нет оснований для включения его в список граждан, подлежащих переселению. По сведениям Администрации право на получение субсидии получили родители истца, проживая по адресу: ..., поскольку находились в списках граждан, подлежащих переселении, при этом Симонов Е.С. в списках не значится. Поэтому просит суд в удовлетворении требований отказать.
Выслушав доводы сторон, проанализировав представленные доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно ст. 7 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета, в случаях призыва на военную службу, а также осуждения к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда.
В судебном заседании установлено, что истец проживал и был зарегистрирован по адресу: г. Кизел, ... в период с 04.04.1996 года по 07.06.2002 года л.д. 5). Согласно справки военного комиссариата Симонов Е.С. проходил службу по призыву с 17 мая 1996 года по 07 июня 1998 года л.д. 22), в связи с чем, был снят с регистрационного учета. Согласно списка ТЭО, в нем числятся родители истца - ФИО1 и ФИО2, проживающие по ..., истец в данных списках не значится л.д. 26-28). Согласно договора от 27 апреля 2001 года ФИО2 приобрел квартиру по адресу: ..., общей площадью 42,1 кв.м., третьей стороной в договоре участвует ОАО «Кизелуголь». ФИО1 умерла Дата обезличена года, ФИО2 умер Дата обезличена года (л.д. 23,24 ). Согласно справки об освобождении истец в период с 28.08.2002 года по 27 февраля 2005 года отбывал наказание в местах лишения свободы л.д. 6). После освобождения вступил в наследство, установив за собой право собственности на квартиру по адресу: ....
Истец просит предоставить ему социальную выплату за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья, в связи с тем, что дом по ..., в котором он проживает и зарегистрирован, находится на горном отводе и непригоден для проживания по критериям безопасности. Находясь в армии, был снят с регистрационного учета и не был включен в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, вместе с родителями.
Оценив все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что за истцом, после возвращения из армии в 1998 году, сохранено право пользования жилым помещением по адресу: г. Кизел, ... которое в настоящее время разрушено. Исходя из площади жилья, предоставленной семье Симоновых, оно было выделено с учетом двух человек. Несмотря на то, что истец оформил право собственности на квартиру, по адресу: г. Кизел, ..., судом установлено, что по заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от 30 июня 2009 года, указанный дом подвержен влиянию горных работ, поэтому истец имеет право на переселение в соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428.
Судом отвергаются доводы представителя ответчика, что включение Симонова в Списки…. не будет отвечать требованиям п.2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденным Приказом Минэнерго России от 1 ноября 2001 г. N 308, поскольку Симонов не был зарегистрирован по ... на дату принятия решения о ликвидации шахты. В соответствии п.2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденным Приказом Минэнерго России от 1 ноября 2001 г. N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ; в число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты; кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади. Таким образом, в Эталоне проекта ликвидации шахты предусмотрена возможность включения в Списки… лиц временно отсутствующих в жилых помещениях, но не утративших права пользования данными жилыми помещениями, перечень оснований по которым лица временно отсутствуют не является исчерпывающим. Тем более, что по смыслу Правил…. утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428, составленные Списки граждан, подлежащих переселению подлежат ежегодной корректировке, и в Правилах отсутствуют какие либо основания для не включения в Списки определенных групп жильцов ветхих домов, временно отсутствующих в данных домах на период принятия решения о ликвидации угледобывающих организаций, но за которыми сохранялось право проживания в них.
Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, является администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцу.
Суд считает, что истец вправе избрать для постоянного места жительства любую местность за пределами города Кизела и администрация района не вправе препятствовать ему в переселении.
Поскольку в настоящее время семья истца состоит из одного человека, то ему следует предоставить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения с учетом одного человека с соблюдением требований пунктов 9-10 вышеназванных Правил.
В соответствии с п. 9 Правил… размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с п.8 Правил…, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 Правил…, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта РФ по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Получателем субсидий, направленных на оказание содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, являются органы местного самоуправления, в данном случае Кизеловский муниципальный район.
Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики РФ и является неизменным до момента приобретения жилья.
В случае приобретения жилья, стоимость которого превышает размер социальной выплаты, доплата производится гражданином.
Таким образом, исковые требования Симонова Е.С. к Администрации Кизеловского муниципального района обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Симонова Евгения Сергеевича, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте ОАО «Кизелуголь» и выделить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям на одного человека, для переселения Симонова Евгения Сергеевича, за счет средств федерального бюджета, направляемых на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней.
СУДЬЯ: подпись.
Верно. Судья: Д.М. Вяткин
Секретарь: Е.С. Игнатьева