Дело № 2- 638/2010 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Кизел
Кизеловский городской суд Пермского края
в составе:
председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре Пастуховой О.В.,
с участием истцов Бородиной Г.И., Бородина М.М.,
представителя истцов Граховой О.А.,
третьего лица Бородина И.М.,
представителя Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Бородиной Г.И. и Бородина М.М. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
у с т а н о в и л :
Бородина Г.И. и Бородин М.М. обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого, мотивируя свои требования тем, что жилой дом, в котором они проживают, расположенный по адресу: <адрес> подвержен негативному влиянию горных работ, является ветхим, проживать в котором не безопасно.
В судебном заседании истцы на удовлетворении иска настаивают, пояснили, что жилой дом по адресу: <адрес> принадлежит Бородину М.М. на праве собственности на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Истица в указанном доме зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, истец с ДД.ММ.ГГГГ, в доме проживают и зарегистрированы до настоящего времени, другого жилья не имеют. Дом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет 69% износа, является ветхим, жить в нем невозможно, стойки в подвале падают, фундамент и печка трескаются, обои отпадают, весь дом коробит. Считают, что указанные изменения в состоянии дома связаны с тем, что дом находится на горном отводе, подвержен влиянию горных работ. Считают, что имеют право на получение социальной выплаты, просят ее предоставить для приобретения жилья в городе Кизеле.
Представитель истцов Грахова О.А., поддержала требования истцов, указала, что на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, оказывают негативное влияние горные работы, почва стала зыбкой, под почвой большое количество воды, которой ранее в таком количестве не было. Из заключения Уральского филиала ОАО
« ВНИМИ» следует, что со временем негативные влияния на жилые дома будут увеличиваться, необходимы дополнительные исследования и мониторинг ситуации. Считает, что указанное заключение имеет противоречия, исследовательская часть не соответствует основным выводам и рекомендациям. Так, приведенные в таблице № сведения величины деформации жилого дома и сведения приведенные в приложении № не совпадают. Считает, что представленное приложение № составлено не Институтом, а Администрацией района, поскольку эти приложения не подписаны специалистами Института.
Третье лицо по делу Бородин И.М. исковые требования истцов поддержал, пояснил, что на получение социальной выплаты не претендует, в жилом доме по адресу: <адрес> зарегистрировался в ДД.ММ.ГГГГ года он выехал из указанного дома, проживает по адресу: <адрес>, сожительствует с женщиной. Членом семьи своего брата он не является, общего бюджета, ведения общего хозяйства нет.
Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования не признала, считает, истцы не имеют права на получение социальной выплаты, указала, что социальная выплата предоставляется на основании составленных на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных Администрацией шахтерских городов и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации. Истцы в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья непригодного для проживания по критериям безопасности не включены. Основанием включения граждан в указанные списки является заключение Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» о степени влияния горных работ на жилое помещение. Согласно данного заключения жилой дом по адресу: <адрес> испытал незначительную деформацию под влиянием горных работ менее допустимых показателей деформации, а потому у <адрес> нет оснований для включения истца в список граждан, подлежащих переселению и предоставлении социальной выплаты.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов не подлежат удовлетворению.
Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.
Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля ( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты
( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов
( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:
-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;
-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;
-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;
-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника
( нанимателя).
Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».
Как было установлено судом и следует из материалов дела шахта имени Ленина АОО « Кизелуголь» ликвидирована с 16.06.1997 года, что подтверждается приказом АОО « Кизелуголь» № 157 от 13.06.1997 года ( л.д.33).
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности истцу Бородину М.М. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности истца зарегистрировано в органах БТИ ( л.д. 31). Как следует из представленных сведений с места жительства истица зарегистрирована по вышеуказанном доме с ДД.ММ.ГГГГ, истец зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 7-8, 10). Из справки ГУП Кизеловского отдела Александровского филиала «Центра технической инвентаризации Пермского края» ( л.д.14) следует, что физический
износ жилого дома, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенного по адресу: <адрес> составляет 69% по состоянию на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ. Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» об оценке степени влияния подземных горных работ на жилые дома города Кизела, расположенных на шахтных полях ОАО « Кизелуголь» от 30 июня 2009 года жилые
дома из Списка, претерпевшие деформации более допустимых ( предельных), не пригодны для дальнейшей эксплуатации. Такие жилые дома обычно подработаны 2-3 пластами мощностью более 2,0-3,0 м. на глубине 100-350 м. или расположены в зоне возможных провалов и больших трещин при крутом залегании угольных пластов. По результатам проведенных расчетов и оценки деформаций на основе результатов инструментальных наблюдений в Кизеловском угольном бассейне, были выделены жилые дома из общего списка, претерпевшие под влиянием горных работ наибольшие деформации более допустимых ( предельных) показателей деформаций, что негативно отразилось на их общем состоянии и привело к аварийному состоянию зданий
( Приложение 1). Другая застройка из Списка ( Приложение 1) также испытала деформации под влиянием горных работ на уровне и более допустимых показателей деформации. Жилые дома из списка, представленного Администрацией Кизеловского муниципального района и приведенные в Приложении 1 и 2 следует, в основном признать подлежащими сносу как ветхие, ставшие в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности. Из приложения к заключению № и таблицы № следует, что жилой дом по <адрес> находится на участке № 1 шахты имени Ленина, расположен в 300-1000 м. к северу от промплощадки ( стволов) бывшей шахты имени Ленина в зоне влияния горных работ по сближенным пластам 13,11 и 9. Отработка пластов под застройкой производилась на П-У1 горизонтах. Глубина горных работ составила от 200 до 800 м., угол падения пластов 30-50. Жилые дома в основном здесь построены в 1936-1960 г., и подработаны в 1935-1991 гг. Из результатов расчетов следует, что жилая застройка на участке получила деформации ( растяжения до 7.0-10,0 мм./м и наклоны до 8.5-10,5
мм/м, в основном, превышающие допустимые деформации.
Допустимая величина деформации жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> составляет 9,0, фактическая величина деформации определена 8,0 ( л.д. 19-29).
Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истец не может быть отнесен к категории лиц, нуждающихся в социальной защите в форме получения социальной выплаты для переселения из ветхого жилого дома, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, учитывая, что данная мера социальной помощи носит целевой характер.
Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ».
Судом было установлено, что истцы на дату ликвидации шахты имени Ленина проживали и были зарегистрированы по адресу: <адрес>. Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, в котором проживают истцы, не признан непригодным для проживания по критериям безопасности, подлежащим сносу. При таких обстоятельствах, суд считает, что правовых оснований для включения истцов в Список на переселение и получение социальной выплаты не имеется.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Каких-либо доказательств того, что дом непригоден для проживания по критериям безопасности, подвержен влиянию горных работ и деформации свыше допустимых, истцами суду не представлено. Не представлено также истцами и доказательств того, что жилой дом по адресу: <адрес> признан межведомственной комиссией непригодным для проживания, является ветхим либо аварийным.
Доводы представителя истцов- Граховой О.А. в части того, что приложение № составлено ответчиком, а не специалистами Уральского филиала ОАО « ВНИМИ», суд считает несостоятельными, поскольку как следует из текста указанного заключения сотрудники лаборатории сдвижения горных работ приводя выводы и рекомендации в заключении, ссылаются именно на приложения №, 2, что исключает утверждения представителя о недостоверности указанных приложений.
Суд не усматривает каких-либо противоречий между исследовательской частью заключения и приведенными в заключении выводами и рекомендациями. Как видно из таблицы № приведенные в ней параметры и величины являются общими для всех жилых помещений, находящихся на той или иной улице, без учета времени постройки жилого дома, процента его износа. В разделе заключения основные выводы и рекомендации, в п. 9 и 10, по результатам проведенных расчетов и оценки деформации на основе результатов инструментальных наблюдений, специалистами приводятся поименно жилые дома, имеющие наибольшие деформации, более допустимых
( предельных) показателей, что привело к их аварийному состоянию зданий. Указано, что другая застройка из этого же приложения № испытала деформации под влиянием горных работ на уровне и более допустимых показателей. Приложения 1 и 2, которые являются неотъемлемой частью заключения приводят конкретные технические данные жилого дома, величины деформаций. Кроме того, в заключении указывается, что жилые дома из Списка, претерпевшие деформации более допустимых ( предельных), не пригодны для дальнейшей эксплуатации. При составлении списков домов ставших непригодными по критериям безопасности включены дома, которые стали таковыми не только в результате ведения горных работ, но и вследствие большого процента износа и степени ветхости домов в настоящее время. Причем прослеживается закономерность в увеличении процента износа от срока службы дома и времени его постройки в зоне влияния подработки, когда идет процесс накопления деформаций на земной поверхности и в жилой застройке во времени. По мере увеличения износа жилого здания на момент подработки и остаточного ( дополнительного) влияния горных работ показатель допустимой деформации значительно снижается.
При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемое представителем истцов заключение, мотивированно, по каждому жилому строению сделан вывод по величине как допустимой деформации, так и фактической, поэтому у суда нет оснований не доверять выводам указанного заключения.
Таким образом, суд отказывает истцам в удовлетворении требований о предоставлении социальной выплаты, поскольку данный дом не признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Отнесение жилого дома к разряду непригодных для проживания по критериям безопасности является безусловным основанием для защиты права граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого.
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
В иске Бородиной Г.И. и Бородину М.М. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья: подпись
ВЕРНО:
Судья: Н.Н. Рылова
Секретарь: О.В.Пастухова