О признании права на получение социальной выплаты и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья



Дело №2-568/2010 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Кизеловский городской суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре Григорьевой О..Н.,

с участием истицы Рычковой В.Н.,

представителя Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности. №-Д от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Рычковой В.Н. к Администрации Кизеловского муниципального района о признании права на получение социальной выплаты и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,

у с т а н о в и л :

Рычкова В.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о признании права на получение социальной выплаты и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения за пределами города Кизела.

В судебном заседании истица на своем иске настаивает, пояснила, что 1/3 часть дома по адресу: <адрес> находится в ее собственности по праву наследования. Другие части дома принадлежат дочерям мужа ФИО5: ФИО1 и ФИО2. С ДД.ММ.ГГГГ года она с ФИО5 находилась в зарегистрированном браке, с этого момента проживала вместе с ним в доме по адресу: <адрес>, в нем зарегистрирована по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер, в ДД.ММ.ГГГГ года она вступила в наследственные права, получила свидетельство о праве на наследство по закону. ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована в доме свою внучку ФИО3 <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ года ее дочь. ФИО3 попросила ее зарегистрировать, так как хотела устроиться на работу, выписалась от родителей, но в дом не вселялась, ее вещей в доме нет, с ней она не проживала, членом ее семьи не является. ФИО3 замужем, имеет свою семью, проживает в <адрес>. Просит предоставить социальную выплату на одного члена семьи, поскольку считает, что дом находится на горном отводе, жить в нем страшно, землю под домом «водит», дом старый, падает со стен штукатурка, разрушается фундамент. Состоял ли в Списках на переселение ФИО5, состоит ли она в Списках она не знает. В Администрацию района за предоставлением социальной выплаты она никогда не обращалась.

Представитель администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. иск не признала, считает, что правовых оснований для предоставления социальной выплаты Рычковой В.Н. не имеется, пояснила, что основанием предоставления социальной выплаты является заключение Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» о степени влияния горных работ на жилое строение. Согласно указанного заключения жилой дом по адресу: <адрес> претерпел незначительную по степени деформацию.

Кроме того, в Список на переселение включаются собственник жилого помещения и члены его семьи, проживающие постоянно в данном жилом помещении и зарегистрированные на дату ликвидации шахты. Из свидетельства о государственной регистрации права видно, что истица является собственником только 1/3 доли дома, зарегистрирована с 1999 года, тогда как шахта Северная» ликвидирована с 17.04.1998 года.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истицы необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов

( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

Как следует из материалов дела судом были установлены следующие обстоятельства дела: согласно приказа АОО по добыче угля

« Кизелуголь » № 53 от 17.04.1998 года на основании решения Совета директоров от 26.03.1998 года № 4 шахта « Северная» с 17.04.1998 года ликвидирована ( л.д.15).

На момент ликвидации шахты собственником жилого дома по адресу: <адрес> являлся ФИО5, согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Рычкова В.Н. является собственником 1/3 доли в праве на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 9).

Согласно сведений с места жительства ( л.д. 5, 6-8, 10 ) истица зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме нее в указанном жилом доме зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ внучка истицы ФИО3, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения-дочь ФИО3

Из представленного заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» о степени влияния горных работ на жилые дома, находящиеся на территории Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое строение по адресу: <адрес> испытало незначительные деформации под влиянием горных работ менее допустимых показателей деформации. В основном, жилые дома, испытавшие незначительные по величине деформации расположены на границе влияния горных работ, либо построены на уже подработанных территориях. Из приложения № заключения следует, что жилой дом по адресу: <адрес> при допустимой величины деформации 8,0 ед. претерпел незначительную величину деформации 7,5 ед. ( л.д. 16-17). Согласно справки Администрации Кизеловского муниципального района в первичном Списке ветхих домов включена семья ФИО5 в составе двух человек: ФИО5 и его жены ФИО6.

Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что оснований для признания за Рычковой В.Н. права на получение социальной выплаты и на предоставление социальной выплаты не имеется.

Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и лиц, проживающих в ветхих домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности, приняв по существу меры государственной поддержки определенных групп населения, проживающих в домах, на которые негативно повлияли горные работы, которые находятся в зоне опасной для проживания, которые претерпели значительные и предельные деформации.

Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты).

Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков устанавливается, что субвенции направляются в частности, на финансирование реализации таких мероприятий, как снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого и т.д. ( пункт 5); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении ( строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий; субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов ( пункт 8).

Эталон проекта ликвидации шахты ( разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты и сохранение регистрации по настоящее время. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Основанием включения в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания согласно Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза) является то обстоятельство, что дом подвергался вредному влиянию горных работ, от чего стал ветхим, непригодным для проживания, что должно подтверждаться заключением Уральского филиала ОАО « ВНИМИ»

Согласно указанных правовых норм, предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета.

Для приобретения права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет средств федерального бюджета, направляемых на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, для переселения граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, необходимо наличие совокупности следующих составляющих: факт проживания в ветхом жилом помещении на момент принятия решения о ликвидации шахты, заключение соответствующей организации о признании дома непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

Судом установлено, что согласно Заключения Уральского филиала ОАО

« ВНИМИ» о степени влияния горных работ на жилые дома, находящиеся на территории Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ жилое строение по адресу: <адрес> испытало незначительные деформации под влиянием горных работ менее допустимых показателей деформации. Указанный жилой дом расположен на границе влияния горных работ, либо построен на уже подработанных территориях, при допустимой величины деформации 8,0 ед. претерпел незначительную величину деформации 7,5 ед.

Доказательств того, что жилой дом по адресу: <адрес> является ветхим, испытал значительные по величине деформации и пришел в непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ суду истицей не представлено.

Таким образом, согласно заключения указанный жилой дом не подлежит сносу как ветхий, ставший в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

Судом также установлено, что на дату принятия решения о ликвидации шахты «Северная», ДД.ММ.ГГГГ, истица в доме по адресу: <адрес> не проживала, зарегистрирована только с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленной справки на дату ликвидации шахты в первичный Список ветхого жилья был включен ФИО5 и его жена ФИО6.

Право на переселение из жилого помещения по адресу: <адрес> за счет средств федерального бюджета по наследственному праву истице не передается, поскольку это право тесно связано с личностью ФИО5

Таким образом, правовых оснований для предоставления истице социальной выплаты у суда не имеется.

Кроме того, социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике.

Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».

Как установлено в судебном заседания истица в указанные Списки не включена, с указанным заявлением в Администрацию района не обращалась.

Из пояснений истицы в судебном заседании следует, что Рычкова В.Н. просит предоставить социальную выплату на одного члена семьи, указав, так как зарегистрированная в доме ФИО3 с дочерью в дом не вселялась, членом ее семьи не являлась и не является, в доме не проживала, проживает с семьей в <адрес>.

Таким образом, поскольку именно собственник сносимого дома обладает правом определить круг членов его семьи, то суд считает возможным разрешить только требования истицы.

Как следует из материалов дела ФИО3 зарегистрирована в жилом доме с ДД.ММ.ГГГГ года, на дату ликвидации шахты в доме не проживала и не была зарегистрирована, проживает в <адрес>, то есть указанный жилой дом не является местом ее постоянного жительства.

Суд, таким образом, отказывает в иске о признании за истицей права на получение социальной выплаты и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья.

Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

В иске Рычковой В.Н. к Администрации Кизеловского муниципального района о признании права на получение социальной выплаты и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья: