Дело № 2-595/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Кизел ДД.ММ.ГГГГ
Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Кириенко Е.В.,
при секретаре Наумовой Н.Н.,
с участием истицы Поморцевой М.И.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Кизеле Пермского края Бурман Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Поморцевой М.И. к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Кизеле о включении периодов нахождения в учебных отпусках в стаж педагогической деятельности, назначении пенсии и взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов нахождения в учебных отпусках в педагогический стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении пенсии и взыскании компенсации морального вреда.
В судебном заседании истица, настаивая на удовлетворении исковых требований, пояснила, что решением комиссии пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку из стажа педагогической деятельности исключили периоды нахождения ее в ученический отпусках в связи с обучением в высшем профессиональном учреждении, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. С данным решением она не согласна, считает, что ей необоснованно отказали в назначении пенсии. С ДД.ММ.ГГГГ она работала на должностях, которые дают право на досрочное назначение пенсии. В период ДД.ММ.ГГГГ году она обучалась в Государственном образовательном учреждении «Соликамский педагогический институт», который окончила в ДД.ММ.ГГГГ году, получив специальность педагог-психолог. Обучалась заочно, ежегодно ей предоставлялись отпуска для сдачи экзаменов, издавалась соответствующие приказы. Считает, что периоды нахождения ее в ученических отпусках должны быть включены в педагогический стаж, так как за ней сохранялось рабочее место, на время отпусков также сохранялась заработная плата, производились отчисления в пенсионный фонд. Не оспаривает, что решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ пенсия ей назначена с даты подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ответчик добровольно включил в педагогический стаж время нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Однако настаивает на исковых требованиях в полном объеме, просит признать решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, включить периоды нахождения в ученических отпусках в стаж педагогической работы, взыскать с ответчика компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, поскольку ей причинены нравственные страдания, связанные с несвоевременным назначением пенсии. Еще в ДД.ММ.ГГГГ года она обращалась к ответчику, однако заявление и документы у нее не приняли, пояснив, что стажа недостаточно для пенсии.
Представитель ответчика Бурман Н.А. исковые требования не признала, пояснив, что пенсионный фонд добровольно отменил решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истице в назначении пенсии, включил в стаж педагогической деятельности период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, истице решением от ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия с даты подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что оснований засчитывать в стаж педагогической деятельности периодов нахождения истицы в ученических отпусках не имеется, поскольку это не предусмотрено нормами действующего законодательства. В период нахождения в ученическом отпуске, работник не осуществляет педагогическую деятельность в течение полного рабочего дня полной рабочей недели. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Не признает и исковые требования в части компенсации морального вреда, поскольку считает, что законодательство, регулирующее пенсионные отношения, не предусматривает возможность компенсировать моральный вред, следовательно к данным правоотношения должны применяться нормы гражданского законодательства, которое устанавливает, что компенсация морального вреда возможно только в случае нарушения неимущественных прав граждан. Поскольку пенсионное обеспечение относится к имущественным правам гражданина, то оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.
Выслушав доводы сторон, проанализировав представленные доказательства, суд считает исковые требования Поморцевой М.И. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом. В Постановлении Конституционного суда РФ № 11-П от 3 июня 2004 года, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условия назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессий и т.д.).
Кроме того, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года, принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают правовую определенности и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с общепринятым правовым принципом акт гражданского законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Это правило касается и пенсионного законодательства.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии»», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» введен в действие с 1 января 2002 года. Подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 настоящего Федерального закона установлено, что досрочная пенсия по старости устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с требованиями ст. 173 ТК РФ, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для.
В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов, работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Судом установлено, что истца в период с ДД.ММ.ГГГГ год обучалась заочно в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Соликамский государственный педагогический институт», который окончила в ДД.ММ.ГГГГ году, получив квалификацию педагог-психолог, что подтверждено копией диплома от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22). Согласно имеющихся в деле приказом, Поморцевой М.И., являющейся студенткой Соликамского государственного педагогического института, предоставлялись учебные отпуска на основании справок-вызовов в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-19). Из протокола № комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав г.Кизела от ДД.ММ.ГГГГ следует, что периоды нахождения истицы в учебных отпусках не включены в специальный стаж (л.д.23).
Поскольку Поморцева М.И. в спорные периоды обучалась в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, учебные отпуска относятся к дополнительным оплачиваемым отпускам, в период которых за работником сохраняется средняя заработная плата и производятся отчисления страховых взносов в пенсионный фонд, следовательно данные периоды должны быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях».
Таким образом, исковые требования Поморцевой М.И. о включении в специальный стаж периодов нахождения ее в учебных отпусках подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, в связи с добровольным удовлетворением ответчиком исковых требования о назначении трудовой пенсии с даты обращения к ответчику, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении данных исковых требований Поморцевой М.И. следует отказать, поскольку в данном случае спор отсутствует.
Не подлежат удовлетворению и исковые требования о взыскании компенсации морального вреда. В соответствии с требованиями ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права гражданина, а специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется, следовательно отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований Поморцевой о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
Таким образом, исковые требования Поморцевой М.И. следует удовлетворить только в части включения спорных периодов времени, а именно периодов нахождения истицы в учебных отпусках, в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истицы следует взыскать судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Поморцевой М.И. удовлетворить частично.
Поморцевой М.И. включить периоды нахождения ее в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с требованиями п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В удовлетворении исковых требований о назначении трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ и о взыскании компенсации морального вреда ОТКАЗАТЬ.
Взыскать с Управления пенсионного Фонда РФ (Государственного учреждения» в городе Кизеле Пермского края в пользу Поморцевой М.И. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей (двести рублей).
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течении 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.
СУДЬЯ: подпись.
Верно. Судья: Е.В. Кириенко
Секретарь: Н.Н. Наумова