Дело № 2- 136/2011 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Кизел
Кизеловский городской суд Пермского края
в составе:
председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре Григорьевой О.Н.,
с участием истцов Яковлева А.Р. и Антиповой К.С.,
представителя Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Яковлева А.Р. и Антиповой К.С. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
у с т а н о в и л :
Яковлев А.Р. и Антипова К.С. обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, мотивируя требования тем, что жилой дом, в котором они проживают одной семьей, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, признан непригодным для проживания по критериям безопасности и подлежит сносу, а потому они имеют право на получение социальной выплаты.
В судебном заседании истец Яковлев А.Р. на удовлетворении своих требований настаивает, пояснил, что квартира по адресу: <адрес> <адрес> была предоставлена его отцу ФИО5 в ДД.ММ.ГГГГ на пять членов семьи. На момент ликвидации шахты имени Ленина в указанной квартире проживали родители и он, его брат ФИО2 и сестра ФИО3 снявшись с регистрационного учета, выехали за пределы <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году он женился и зарегистрировался по месту жительства жены по адресу: <адрес> <адрес>, где проживал до ДД.ММ.ГГГГ года., затем вновь вернулся в квартиру родителей, к тому времени его отец умер, он продолжал проживать с матерью, умершей в ДД.ММ.ГГГГ году. В ДД.ММ.ГГГГ году он приватизировал квартиру по вышеуказанному адресу, вместе с ним стала проживать его падчерица Антипова К.С. с сыном ФИО1, в ДД.ММ.ГГГГ году он их зарегистрировал в квартире. Они являются членами одной семьи, ведут общее хозяйство, имеют общий бюджет, питаются вместе. Ему известно, что дом по адресу: <адрес> находится на горном отводе, признан непригодным для проживания, поэтому просит включить в список на переселение его семью в составе трех человек и предоставить социальную выплату для приобретения жилья за пределами города Кизела.
Истица Антипова К.С. на своих требованиях настаивает, пояснила, что до ДД.ММ.ГГГГ года она проживала вместе с матерью и братом в благоустроенной квартире по адресу: <адрес> <адрес>, которая была предоставлена матери по месту ее работы на трех членов семьи. После вступления матери в брак с Яковлевым А.Р. они продолжили проживать по указанному адресу. В ДД.ММ.ГГГГ году отчим ушел из семьи, она с ДД.ММ.ГГГГ год обучалась в <адрес>, после учебы год проживала в <адрес>, затем в ДД.ММ.ГГГГ году вернулась с семьей в <адрес>, некоторое время проживала вместе с матерью, но из-за сложных с ней отношений ей пришлось переехать жить к отчиму. Еще в ДД.ММ.ГГГГ году она по просьбе матери написала заявление об отказе в участии в приватизации квартиры, и мать приватизировала вышеуказанную квартиру одна. В квартире по адресу: <адрес> <адрес> она проживала с сыном с ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрировалась по указанному адресу только в ДД.ММ.ГГГГ году, что было продиктовано тем, что она является индивидуальным предпринимателем, при смене адреса необходимо было поменять документы, что она не могла из-за нехватки времени, так как имела маленького ребенка. Она является членом семьи отчима, они ведут совместное общее хозяйство, имеют общий бюджет, питаются вместе, поэтому считает, что она и ее сын также имеют право на получение социальной выплаты.
Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова А.Н. исковые требования истцов не признала, пояснила, что в соответствии с постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года « О предоставлении трансфертов на реализацию программ местного развития …» и Эталона проекта ликвидации шахты социальные выплаты предоставляются гражданам на основании составленных на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных Администрацией шахтерских городов и поселков, и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Истец в первоначальном списке на переселение по шахте Ленина не значится. Основанием предоставления социальной выплаты также является заключение Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» о степени влияния горных работ на жилое строение. Согласно данного заключения жилой дом по адресу: <адрес> подвержен влиянию горных работ и является ветхим. Право истца Яковлева А.Р. на переселение Администрация района не оспаривает, последний является собственником квартиры, был зарегистрирован как на момент ликвидации шахты, так и в настоящее время. Считает, что истица Антипова К.С. и ее сын ФИО1 право на переселение не имеют, так как они не проживали и не были зарегистрированы в ветхом жилье на момент ликвидации шахты имени Ленина. На ДД.ММ.ГГГГ год истица имела право на благоустроенное жилое помещение, в нем проживала, впоследствии отказалась от ее приватизации в пользу другого лица. При поступлении денежных средств на цели переселения, Яковлеву А.Р. будет предоставлена социальная выплата.
Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся представителя Минэнерго РФ, поскольку он надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, о чем имеется расписка.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов подлежат частичному удовлетворению.
Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты
( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов
( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника
( нанимателя).
Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».
Кроме того, для признания за гражданами права на включение в Списки для переселения и на предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, необходимо установить наличие у указанного лица права пользования жилым помещением в доме, подлежащем сносу, в связи с признанием его непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Как было установлено судом и следует из материалов дела шахта имени Ленина АОО « Кизелуголь» ликвидирована с 16.06.1997 года ( л.д.48). Квартира по адресу: <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена ФИО5 на пять членов семьи, в том числе и истца, что подтверждается ордером № серии № от ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д.46). С ДД.ММ.ГГГГ Яковлев А.Р. является собственником квартиры по вышеуказанному адресу ( л.д. 11). Яковлев А.Р. зарегистрирован в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ; Антипова К.С. и ФИО1 зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ, до указанной даты Антипова К.С. значилась в регистрации по адресу: <адрес> <адрес> ( л.д.12 ). Согласно заключения Уральского филиала ОАО
« ВНИМИ» об оценке степени влияния подземных горных работ на жилые дома города Кизела, расположенных на шахтных полях ОАО « Кизелуголь» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан подлежащим сносу как ветхий, ставший в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности при фактической величине деформации 12,0 ед., допустимой величине деформации 8,0 ед. ( л.д. 24-27).
Из представленных документов : свидетельства о заключении брака, договора передачи квартиры в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.36, 39-41, 43) видно, что Яковлев А.Р. ДД.ММ.ГГГГ заключил брак с ФИО4, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года значился в регистрации по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес> передана в собственность ФИО4, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 является собственником двухкомнатной квартиры по вышеуказанному адресу.
Оценив все собранные по делу доказательства в совокупности суд приходит к выводу, что право истца Яковлева А.Р. на переселение и предоставление социальной выплаты является бесспорным. Истица Антипова К.С., как и ее сын ФИО1 права на переселение не имеют.
Суд считает, что основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты, сохранение регистрации в ветхом жилье по настоящее время. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ». Все эти три обстоятельства должны быть в совокупности.
Судом было установлено, что на дату ликвидации шахты имени Ленина истец являлся членом семьи своих родителей, был зарегистрирован в жилом доме по адресу: <адрес> <адрес>, в настоящее время является собственником указанной квартиры, в ней зарегистрирован, вышеуказанный жилой дом признан заключением уральского филиала ОАО « ВНИМИ» ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности, подлежащему сносу, другого жилого
помещения истец не имеет.
Истица Антипова К.С. на момент ликвидации шахты имени Ленина в ветхом жилье по адресу: <адрес> <адрес> не проживала и не была зарегистрирована, на момент ликвидации и до 2010 года была зарегистрирована в благоустроенном жилом помещении по адресу: <адрес> <адрес>, где было закреплено за ней право на жилую площадь. Впоследствии истица ухудшила свои жилищные условия, отказавшись в участии в приватизации в пользу матери. Зарегистрировав истицу в квартире по адресу: <адрес> <адрес> Яковлев А.Р. предоставил истице только право проживания в нем.
Согласно части 4 статьи 31 Жилищного Кодекса РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
В соответствии со статьей 19 Федерального Закона № 189-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ « О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» действие положения части 4 статьи 31 Жилищного Кодекса РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Таким образом, истица Антипова К.С., несмотря на то, что она отказалась от приватизации в пользу другого лица, сохранила право пользования данным жилым помещением. Таким образом, жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> является не единственным местом жительства для Антиповой К.С. и ее сына. Отсюда следует, что правовых оснований для признания за Антиповой К.С. и ее сыном ФИО1 права на переселение и предоставление социальной выплаты не имеется.
Право на включение в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты имеет один Яковлев А.Р.
Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцу.
Истцу следует предоставить социальную выплату из расчета одного члена семьи. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на одного человека- 33 квадратных метра.
Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.
Таким образом, поскольку жилой дом, в котором истец проживает и зарегистрирован признан непригодным для проживания по критериям безопасности, то право истца на переселение должно быть судом защищено.
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Яковлева А.Р. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и выделить социальную
выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения Яковлева А.Р. в избранном им для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
В иске о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и выделении социальной выплаты Антиповой К.С. С. и ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья: подпись
ВЕРНО:
Судья: Н.Н. Рылова
Секретарь: О.Н. Григорьева