Дело № 2-45/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Кизел
Кизеловский городской суд Пермского края
в составе: председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре Григорьевой О.Н.,
с участием истца Хайрулина Р.К.,
представителя Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Хайрулина Р.К. к Администрации Кизеловского муниципального района о признании действий Администрации Кизеловского муниципального района по включению в договор пункта, ограничивающего его права на приобретение благоустроенного жилого помещения незаконным и устранении допущенных нарушений,
у с т а н о в и л :
Хайрулин Р.К. обратился в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района с иском о признании п. 2.3.1 договора о предоставлении социальной выплаты незаконным и исключить указанный пункт из договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилья за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования, просит признать действия Администрации Кизеловского муниципального района по включению в договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития № от ДД.ММ.ГГГГ пункта 2.3.1, предусматривающего условие, ограничивающее приобретение на первичном и вторичном рынке жилья жилого помещения годом постройки, незаконным и обязать Администрацию Кизеловского муниципального района устранить допущенные нарушения путем исключения из договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья пункта 2.3.1 о необходимости им приобретения жилого помещения на вторичном и первичном рынке жилья с годом постройки дома не ранее ДД.ММ.ГГГГ года, пояснил, что ответчиком было признано право его семьи, состоящей из двух человек, на получение социальной выплаты для приобретения жилья, взамен сносимого, пришедшего в негодность по критериям безопасности. ДД.ММ.ГГГГ между ним и ответчиком был заключен договор на предоставление социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилья. Данным договором была предусмотрена возможность приобретения им квартиры за счет средств федерального бюджета из расчета №
Пунктом 2.3.1 договора было предусмотрено, что он имеет право приобрести жилое помещение с годом постройки, но не ранее ДД.ММ.ГГГГ года, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям настоящего пункта, выбранного для постоянного проживания. Он подписал данный договор, не читая. Однако, реализовать свое право на приобретение жилого помещения с включенным в договор ограничением не может. Найденные им варианты жилых помещений на вторичном рынке построены ранее 1990 года и ответчик отказывает ему в проплате договора купли-продажи. Считает, что указанный пункт договора нарушает его права, ограничивает возможность приобретения им жилья в собственность. Оспариваемый пункт договора не соответствует положениям постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Данное постановление не содержит такого условия, а предусматривает только приобретения жилья в 3-х месячный срок, отвечающего санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта.
Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. с иском не согласна, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Кизеловского муниципального района и истцом заключен договор № на предоставление социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения. Истец подписал данный договор, был согласен на все условия. В договоре предусмотрено, что все разногласия по его применению разрешаются в претензионном порядке. Истцом протокол разногласий представлен не был. Согласно ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон. Это значит, что граждане и юридические лица сами решают кем и какие договоры заключать и согласуют условия договора. Оспариваемый истцом пункт Администрацией района включен в договор с целью защиты прав граждан для рационального использования бюджетных средств. Критерии были разработаны с учетом того, чтобы граждане, приобретая жилье на вторичном рынке в течение своей жизни не нуждались и не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Считает, что договор на предоставление социальной выплаты, утвержденный Минэнерго России, имеет рекомендательный характер, поэтому Администрацией района данный договор был взят за основу и включены новые условия, в частности приобретение жилья на вторичном и первичном рынке с годом постройки не ранее ДД.ММ.ГГГГ года, полагая, что данная постройка не может быть ветхим. Считает, что включение в договор оспариваемого пункта не нарушает права получателя социальной выплаты и не ограничивает его возможность в приобретении жилого помещения.
Выслушав пояснения сторон и изучив материалы настоящего гражданского дела, суд считает, что исковые требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующих условий предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами ( императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией района и Хайрулиным Р.К. заключен договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности №.
В данный договор включен пункт 2.3.1, предусматривающий следующее условие: гражданин имеет право за счет выделяемой суммы предоставленной социальной выплаты приобрести ( стать участником долевого строительства) на первичном и вторичном рынке жилья ( с годом постройки дома не ранее 1990 года) у любых физических и юридических лиц жилое помещение ( квартиру, индивидуальный жилой дом), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям., благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания. Жилое помещение приобретается гражданином по рыночной стоимости, существующей в населенном пункте, на территории которого данное жилое помещение приобретается. При этом гражданину разъяснено и понятно, что получение социальной выплаты на сумму, превышающую рыночную стоимость приобретаемого жилого помещения, является неправомерным приобретением права на чужое имущество путем обмана и злоупотребления доверием.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что действия Администрации Кизеловского муниципального района по включению в договор на предоставление социальной выплаты пункта 2..3.1, не основаны на требованиях закона, нарушают и ограничивают права граждан на реализацию права на жилище.
Согласно п.12 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения
( строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации.
Гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения ( строительства ) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц ( одного или несколько) жилое помещение ( в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта ( в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома ( пункт 13).
Для оплаты приобретенного жилья гражданин предоставляет в орган местного самоуправления шахтерского города или поселка договор купли-продажи, явившийся основанием для государственной регистрации права на приобретенное жилое помещение, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение ( пункт 14).
В целях реализации вышеуказанных пунктов Правил предоставления субвенций Министерством энергетики РФ была разработана форма договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, которая для применения была разослана Администрациям шахтерских городов и поселков за исх. № 13Щ-244 от 01.08.2005 года. Данная форма договора не содержит условий, ограничивающих приобретение гражданином жилого помещения годом постройки.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника
( нанимателя).
Включение в договор на получение социальной выплаты для приобретения жилья условия, ограничивающего право гражданина на приобретение жилого помещения годом постройки находится в противоречии с положениями постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года « О предоставлении межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков», не соответствует и условиям формы договора, предложенного Министерством энергетики РФ для заключения с гражданами.
Указанные нормативные акты предусматривают требования, которым должно отвечать приобретаемое гражданином жилое помещение, а именно жилое помещение должно отвечать санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям выбранного населенного пункта. Каких-либо других требований к приобретаемому жилому помещению действующее законодательство не предусматривает.
Суд считает, что свобода договора не является безграничной, ограничивается законом в случаях, когда заключение договора является обязательной для одной из сторон, а также, какая-либо из сторон ограничена в возможности в выработке условий договора. В определенных случаях заинтересованные субъекты вправе заключить только такой договор, который предписан законом, и в соответствии с теми обязательными параметрами, которые диктуются императивными нормами.
В данном случае непосредственно на Администрацию Кизеловского муниципального района постановление Правительства РФ № 428 от 13.07.20005 года возлагает обязанность по заключению и выделению истцу социальной выплаты для приобретения жилья. При этом, заключая с истцом договор на предоставление социальной выплаты ответчик был ограничен в возможности выработки дополнительных условий предоставления социальной выплаты, ограничивающих право гражданина на реализацию своего права на жилище, поскольку нормативные акты, предусматривающие предоставление социальных выплат на переселение предусматривают обязательные параметры реализации программы.
По мнению суда, порядок предоставления социальной выплаты должен осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления ограничений в решении вопроса о выборе места жительства и не нарушать права и интересы граждан.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика в части того, что договор предусматривает претензионный порядок разрешения спора, который истцом не соблюден.
Как следует из пояснений истца, тот неоднократно обращался к ответчику с различными проектами договора купли-продажи, на что получал отказ, ответчик отказывая истцу ссылался на пункт 2.3.1 договора на предоставление социальной выплаты.
Не соблюдение истцом претензионного порядка не является основанием к отказу в удовлетворении требований истца, поскольку истец желает защитить свое нарушенное право в судебном порядке, что ему гарантируется Конституцией Российской Федерации и это право не может быть ограничено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что действия ответчика по включении в договор на предоставление социальной выплаты условия, ограничивающего право истца на приобретение жилья являются незаконными, ответчик обязан устранить допущенное нарушение, исключить из договора, заключенного с истцом на предоставление социальной выплаты п.2.3.1, ограничивающий право истца на приобретение жилого помещения годом постройки.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Признать действия Администрации Кизеловского муниципального района по включению в договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности № 625 от 18 октября 2010 года пункта 2.3.1, предусматривающего условие, ограничивающее приобретение на первичном и вторичном рынке жилья жилого помещения годом постройки, незаконными.
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района устранить допущенное нарушение путем исключения из договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития № 625 от 18.10.2010 года условий пункта 2.3.1 о необходимости Хайрулиным Р.К. приобретения жилого помещения на вторичном и первичном рынке жилья с годом постройки дома не ранее ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья: подпись
ВЕРНО:
Судья: Н.Н. Рылова
Секретарь: О.Н. Григорьева