Дело № 2- 627/2010 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Кизел
Кизеловский городской суд Пермского края
в составе:
председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре Порфирьевой А.А.,
с участием истицы Шауровой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Шауровой В.И. и Шауровой Т.Н. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
у с т а н о в и л :
Шаурова В.И. и Шаурова Т.Н. обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты на трех членов семьи для приобретения жилья взамен сносимого, мотивируя свои требования тем, что жилой дом, в котором они проживают, расположенный по адресу: <адрес> подвержен влиянию горных работ, является ветхим, проживать в котором не безопасно.
В судебном заседании истица Шаурова В.И. на удовлетворении иска настаивает, пояснила, что квартира по адресу: <адрес> <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году была предоставлена ее мужу ФИО3 на состав семьи из пяти человек. На дату ликвидации шахты « Северная» в указанной квартире проживала только она и ее дочь Шаурова Т.Н.. ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж, в ДД.ММ.ГГГГ года ее сын ФИО1 уехал в <адрес> на постоянное место жительства, дочь ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ года проживает за пределами <адрес>. Они с дочерью зарегистрированы по вышеуказанному адресу, она проживает в квартире до настоящего времени, дочь с ДД.ММ.ГГГГ года временно выехала в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ у Шауровой Т.Н. родилась дочь, которая с ДД.ММ.ГГГГ года также зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес> <адрес>. Считает, что они имеют право на получение социальной выплаты, поскольку жилой дом по вышеуказанному адресу межведомственной комиссией признан непригодным для проживания, является ветхим, постепенно разрушается, по ночам трещит, по всему дому проходят трещины. Считает, что данное состояние дома является следствием того, что дом находится на горном отводе, производство которых негативно повлияло на жилой дом. Указанное было отражено и в заключении Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отмечено, что жилые дома, построенные с 1957 года по 1961 год подвержены влиянию горных работ.
Истица Шаурова Т.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель Администрации Кизеловского муниципального района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, направил письменный отзыв, из которого следует, что основанием включения в список граждан, проживающих в ветхом жилье является заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома. Средства федерального бюджета по направлению содействие гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности выделяются согласно списку на переселение, который является неотъемлемой частью утвержденного проекта ликвидации шахты. Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденным приказом Минэнерго России от 27 июля 2006 года № 177, предусмотрено переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт Кизеловского угольного бассейна.
В целях наиболее полного освоения выделенных средств администрацией Кизеловского муниципального района проводится корректировка списка граждан путем включения в него граждан взамен выбывших ( умерших, выехавших), зарегистрированных в ветхом жилищном фонде, прошедшем экспертизу по оценке влияния горных работ. Обязательными условиями формирования списка являются: факт регистрации гражданина на момент принятия решения о ликвидации объекта угольной отрасли в жилом помещении, которое по заключению технической экспертизы признано ветхим, не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, а также факт наличия у гражданина ( собственника или нанимателя) всех правоустанавливающих документов на жилое помещение. Согласно заключению Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> не признан ветхим, подвергшимся вредному влиянию горных работ.
Суд находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие истицы Шауровой Т.Н. и представителя Администрации Кизеловского муниципального района, поскольку стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о чем имеются расписки.
Выслушав пояснения истицы, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов не подлежат удовлетворению.
Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.
Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля ( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты
( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов
( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:
-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;
-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;
-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;
-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника
( нанимателя).
Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».
Как было установлено судом и следует из материалов дела шахта имени «Северная» АОО « Кизелуголь» ликвидирована с 17.04.1998 года, что подтверждается приказом АОО « Кизелуголь» № 53 от 17.04.1998 года.
Истцы в жилом доме по адресу: <адрес> проживают с ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Шахтинского сельского поселения с Шауровой В.И. заключен договор социального найма жилого помещения №, вместе с нанимателем в указанное жилое помещение вселяются дочь-Шаурова Т.Н. и внучка ФИО4 ( л.д. 8-9). Как следует из представленных сведений с места жительства истица Шаурова В.И. зарегистрирована по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, Шаурова Т.Н. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 7, 17, 43). Из справки ГУП Кизеловского отдела Александровского филиала «Центра технической инвентаризации Пермского края»
( л.д.10) следует, что физический износ жилого дома, ДД.ММ.ГГГГ года
постройки, расположенного по адресу: <адрес> составляет 70% по состоянию на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 14-15) жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для постоянного проживания.
Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» об оценке степени влияния подземных горных работ на жилые дома <адрес>, расположенных на шахтных полях ОАО « Кизелуголь» от ДД.ММ.ГГГГ жилая застройка участка № шахты « Северная» расположена в зоне влияния горных работ по пластам 13,11 и 9 суммарной мощностью 3,9-4,5 м., отработка которых производилась шахтой в основном в 1949-1989 г.г. Горные работы к северу и на северо-востоке от промплощадки шахты «Северная» и шахтных стволов на П-1У горизонтах велись на глубине от 400 до 600 м. Жилые дома из Списка в основном построены в 1943-1958 г.г., часть домов в 1960-1964 г.г. и расположены над горными выработками глубокого заложения. С увеличением глубины разработки в северной части участка соответственно и деформации в зоне влияния очистных выработок несколько меньше, чем в районе шахтных стволов. По результатам проведенных расчетов и оценки деформаций на основе результатов инструментальных наблюдений в Кизеловском угольном бассейне, были выделены жилые дома из общего списка, претерпевшие под влиянием горных работ наибольшие деформации более допустимых ( предельных) показателей деформаций, что негативно отразилось на их общем состоянии и привело к аварийному состоянию зданий. Часть жилой застройки из Списка ( Приложение 1,2 и 3) г. Кизела испытала незначительные деформации под влиянием горных работ менее допустимых показателей деформаций. Эти жилые дома отмечены звездочкой в Приложениях 1,2 и 3. В основном жилые дома, испытавшие незначительные по величине деформации расположены на границе влияния горных работ, либо построены на уже подработанных территориях. Из приложения к заключению 2 и таблицы № следует, что жилой дом по <адрес> претерпел фактические деформации 6,5 ед. при допустимой деформации 7,0 ед. ( л.д.22-31).
Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы не могут быть отнесены к категории лиц, нуждающихся в социальной защите в форме получения социальной выплаты для переселения из ветхого жилого дома, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, учитывая, что данная мера социальной помощи носит целевой характер.
Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ».
Судом было установлено, что истцы на дату ликвидации шахты имени «Северная» проживали и были зарегистрированы по адресу: <адрес>. Однако, согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» от 28.12. 2009 года жилой дом, в котором проживают истцы, не признан непригодным для проживания по критериям безопасности и подлежащим сносу. При таких обстоятельствах, суд считает, что правовых оснований для включения истцов в Список на переселение и получение социальной выплаты не имеется.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Каких-либо доказательств того, что дом непригоден для проживания по критериям безопасности, подвержен влиянию горных работ и имеет величину деформации свыше допустимых, истцами суду не представлено.
Ссылка истицы Шауровой В.И. на заключение межведомственной комиссии и на заключение уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ, как на доказательство того, что жилой дом по адресу: <адрес> подвержен влиянию горных работ и величина деформации свыше предельных, суд считает несостоятельной. Межведомственной комиссией Шахтинского сельского поселения дом по адресу: <адрес> признан непригодным для постоянного проживания. Однако, в компетенцию указанной комиссии не входит признание дома непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ. Обследование жилого строение на предмет оценки степени влияния горных работ проводится специализированной организацией.
Безосновательна также ссылка истицы и на заключение уральского филиала ОАО
« ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанным заключением жилой дом по вышеуказанному адресу не обследовался и выводы по нему лабораторией сдвижения горных пород не делалось.
Таким образом, суд отказывает истцам в удовлетворении требований о предоставлении социальной выплаты, поскольку данный дом не признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Отнесение жилого дома к разряду непригодных для проживания по критериям безопасности является безусловным основанием для защиты права граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого.
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
В иске Шауровой В.И. и Шауровой Т.Н. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья: подпись
ВЕРНО:
Судья: Н.Н. Рылова
Секретарь: А.А. Порфирьева