О включении в список граждан проживающих в ветхом жилье



Дело № 2- 65/2011 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре Григорьевой О.Н.,

с участием истцов Варнавской Г.Н., Варнавской Н.А., Варнавского А.А., Варнавского Е.А.,

представителя Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ,

третьего лица Варнавского А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Варнавской Г.Н., Варнавской Н.А., Варнавского Е.А. и Варнавского А.А. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты,

у с т а н о в и л :

Варнавская Г.Н., Варнавская Н.А., Варнавский А.А. и Варнавский Е.А. обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении их семьи в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты на семью из пяти человек для приобретения жилья взамен ветхого за пределами города Кизела, в городе Перми.

В судебном заседании истица Варнавская Г.Н. на удовлетворении своих требований настаивает, пояснила, что, что жилой дом по адресу: <адрес> принадлежал ее отцу ФИО1, который умер в ДД.ММ.ГГГГ году. При жизни отец завещал указанный дом ей, своей дочери -Варнавской Г.Н. В ДД.ММ.ГГГГ году она вступила в наследственные права на дом, оставшийся после смерти отца, с ДД.ММ.ГГГГ является собственником данного дома. На момент ликвидации шахты имени Ленина в жилом доме, по вышеуказанному адресу, проживали и были зарегистрированы она- Варнавская Г.Н. и ее дети: двое сыновей : Варнавский Е.А. и Варнавский А.А., дочь: Варнавская Н.А. В настоящее время они продолжают проживать в указанном доме, в нем зарегистрированы, с ДД.ММ.ГГГГ года в регистрации значится также внучка, дочь ее дочери Варнавской Н.А.- ФИО2 Дом по адресу: <адрес> является ветхим, непригодным для проживания, находится на горном отводе. Считает, что ее семья имеет право на получение социальной выплаты, просит включить ее семью в список на переселение и предоставить социальную выплату на пять членов семьи для приобретения жилья в городе Перми.

Истица Варнавская Н.А. на иске настаивает, пояснила, что в доме по адресу: <адрес> она проживает с детства, была в нем зарегистрирована с момента получения первого паспорта, обучалась в общеобразовательной школе в районе, где расположен данный жилой дом. В ДД.ММ.ГГГГ году она снялась с регистрационного учета и уехала поступать в учебное заведение, однако, никуда не поступила и вернулась домой, но зарегистрироваться в доме уже не смогла, так как не было собственника дома. В ДД.ММ.ГГГГ году она родила ребенка, является матерью одиночкой, вынуждена была зарегистрироваться в квартире отца по адресу: <адрес> <адрес>. В настоящее время она вновь с дочерью зарегистрирована в доме по адресу: <адрес>.

Истцы Варнавский А.А. и Варнавский Е.А. также настаивают на удовлетворении своих требований о включении в список на переселение и предоставление социальной выплаты.

Третье лицо на стороне истцов, не заявляющий самостоятельных требований Варнавский А.С. поддержал требования истцов, указал, что он на предоставление социальной выплаты по адресу: <адрес> не претендует, пояснил, что является собственником квартиры по адресу: <адрес> <адрес>, которая перешла ему по наследству после смерти родителей. Кроме этого, уже являлся получателем социальной выплаты по адресу: <адрес> в составе другой семьи. Фактически с настоящей семьей он не проживает, живет в своей квартире, хотя значится в регистрации по адресу: <адрес>.

Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования истцов не признала, пояснила, что согласно постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года « О предоставлении межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития…» и Эталона проекта ликвидации шахт и разрезов переселению подлежат граждане, проживающие в ветхих домах, непригодных для проживания по критериям безопасности. Социальная выплата предоставляется на основании составленных на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органом местного самоуправления шахтерских городов и поселков, и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Истцы в первоначальный список на переселение по шахте имени Ленина не включены. Основанием включения в список на переселения является также заключение уральского филиала ОАО « ВНИМИ» о степени влияния горных работ на состояние жилого дома. Заключением от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> является ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности. Право истцов Варнавской Г.Н. Варнавского Е.А. и Варнавского А.А. на получение социальной выплаты Администрацией района не оспаривается. Считает, что оснований для признания права на получения социальной выплаты Варнавской Н.А. и ее дочери ФИО2 не имеется, поскольку они не были зарегистрированы в данном доме на момент ликвидации шахты. Кроме того, считает, что истцам следует отказать в удовлетворении требований, поскольку свободных денежных средств, направленных на цели переселения, у Администрации района в настоящее время не имеется.

Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов

( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника

( нанимателя).

Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».

Также из приведенных выше положений закона в их взаимосвязи следует, что для решения вопроса об оформлении приобретенного ( построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснить, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении. При этом в случае, если лица, проживающие совместно с нанимателем сносимого ветхого жилого помещения не являются членами его семьи, либо сособственниками данного жилого помещения, это лицо имеет право на получение субсидии, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения для одинокого гражданина и оформление приобретенного жилого помещения в единоличную собственность.

Как было установлено судом и следует из материалов дела шахта имени Ленина АОО « Кизелуголь» ликвидирована с 16.06.1997 года, что подтверждается приказом АОО « Кизелуголь» № 157 от 13.06.1997 года ( л.д.23). Жилой дом по адресу : <адрес> ранее принадлежал отцу истицы - ФИО1, умершему ДД.ММ.ГГГГ. На основании свидетельства о государственной регистрации права с ДД.ММ.ГГГГ Варнавская Г.Н. является собственником жилого дома по адресу: <адрес> ( л.д. 15). Согласно справки ГУП Кизеловского отдела Александровского филиала «Центра технической инвентаризации Пермского края» ( л.д.17) физический износ жилого дома по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, составляет 72% на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ. Из представленного акта и заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания, проведение капитального ремонта нецелесообразно ( л.д.10-11).

Как следует из представленных сведений о регистрации истцов в жилом доме по вышеуказанному адресу Варнавская Г.Н. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Варнавский А.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Варнавский Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Варнавская Н.А. и ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Варнавская Н.А. значилась в регистрации в указанном выше доме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.6-7). Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» об оценке степени влияния подземных горных работ на жилые дома города Кизела, расположенных на шахтных полях ОАО « Кизелуголь» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан подлежащим сносу как ветхий, ставший в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности ( л.д.8-9). Из представленного свидетельства о рождении матерью ФИО2 значится истица- Варнавская Н.А. ( л.д.18).

Факт проживания истицы- Варнавской Н.А. и ФИО2 в жилом доме по адресу: <адрес> подтверждается представленными сведениями, содержащимися в справках председателя уличного комитета, личного дела учащейся школы № <адрес>, справки Управления образования Администрации Кизеловского муниципального района, из которых следует, что Варнавская Н.А. с детства проживала с родителями в жилом доме по адресу: <адрес>, значилась в регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого.

Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты, сохранение и проживание в ветхом доме в настоящее время. Кроме этого, дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ». При этом, указанные обстоятельства должны быть в совокупности.

Судом было установлено, что собственником жилого дома по адресу: <адрес> является Варнавская Г.Н., вместе с ней в доме проживают члены ее семьи : дочь Варнавская Н.А., ее дочь- ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, двое сыновей : Варнавский А.А. и Варнавский Е.А. Истцы проживали и были зарегистрированы в указанном доме на день ликвидации шахты, сохранили регистрацию в нем по настоящее время, жилой дом по вышеуказанному адресу признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Для истцов указанное жилое помещение является постоянным и единственным местом жительства.

Суд считает, что истица Варнавская Н.А. также имеет право на финансовую помощь от государства для приобретения жилья взамен ветхого, поскольку, как было установлено судом, истица в ветхом доме проживала с рождения, на момент ликвидации шахты имени Ленина являлась несовершеннолетней, обучалась в общеобразовательной школе, была зарегистрирована в доме по получению паспорта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, была снята с регистрации в связи с поступлением в учебные учреждения, в настоящее время вновь значится в регистрации по адресу: <адрес>. Какого-либо другого жилого помещения для проживания истица не имеет.

Суд считает, что отсутствие финансирования и денежных средств у ответчика на данные цели не является основанием для отказа в удовлетворении требований истцов, поскольку изменения в нормативно-правовые акты, регулирующих выделение социальных выплат на переселение из ветхого жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности до настоящего времени, не внесены, поэтому доводы представителя ответчика в этой части суд отвергает и считает несостоятельными.

Таким образом, у истцов имеются все правовые основания для включения в список на переселение и предоставление социальной выплаты для приобретения жилья и право истцов должно быть защищено.

Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам.

Истцам следует предоставить социальную выплату из расчета пяти членов семьи. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из пяти человек- по 18 квадратных метра на каждого.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Варнавскую Г.Н., Варнавскую Н.А., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Варнавского Е.А. и Варнавского А.А. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности.

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям для переселения Варнавской Г.Н. с семьей, состоящей из пяти человек: Варнавской Г.Н., Варнавской Н.А., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Варнавского Е.А. и Варнавского А.А. в избранном ими для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья: подпись

ВЕРНО:

Судья: Н.Н. Рылова

Секретарь: О.Н. Григорьева