Дело № 2-547/10РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Кизел
Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Коваль А.А.,
при секретаре Черниковой Н.В.,
с участием истца Анферовой А.Б.,
представителя администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А. по доверенности,
рассмотрев гражданское дело по иску Анферовой А.Б. к Администрации Кизеловского муниципального района по обязанию произвести социальную выплату на приобретение жилья взамен снесенного, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ,
у с т а н о в и л :
истица обратилась в суд с иском к ответчику по обязанию произвести социальную выплату для приобретения жилья взамен снесенного, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В судебном заседании Анферова А.Б., настаивая на удовлетворении исковых требований, пояснила, что с рождения и до ДД.ММ.ГГГГ года проживала с родителями в квартире по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году ее мать оформила ей регистрацию в <адрес> и она заселилась в данной квартире. Каким образом ее мать оформила регистрацию она не знает, т.к. мать умерла. В ордере на указанную квартиру значилась другая семья. <адрес> состоял из двух квартир, в соседней квартире ни кто не проживал. В <адрес> году она обратилась в администрацию Кизеловского городского поселения для заключения договора социального найма, но поскольку дом к тому времени был признан подлежащим сносу, договор найма был заключен только на один год. Поскольку в соседней квартире ни кто не проживал, все коммуникации были нарушены, и в дом со временем перестали подавать воду, электроэнергию поэтому она была вынуждена <адрес> года выехать из квартиры и снимать другое жилье. В <адрес> году дом снесли. Она обращалась в Администрацию Кизеловского муниципального района с заявлением о предоставлении ее семье социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, за счет средств федерального бюджета, ей было отказано. Считает, что поскольку семья ФИО1 проживающая по адресу: <адрес>, была включена в первоначальные списки ТЭО, и актом обследования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом признан межведомственной комиссией непригодным для проживания в результате ведения горных работ, то и ее семья имеет право на получении социальной выплаты.
Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования не признала, пояснив, что основания для предоставления истице социальной выплаты для приобретения жилья отсутствуют. Условиями предоставления социальной выплаты является Список проживающих в ветхих домам, признанных непригодными для проживания в результате ведения горных работ. Истица в данном списке не поименована. Основаниями для включения граждан в указанный список являются: заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на жилой дом, регистрация и постоянное проживание в жилом помещении на момент принятия решения о ликвидации шахты, а также включение граждан в список ТЭО. На момент ликвидации шахты им.Ленина ОАО «Кизелуголь» истица в <адрес> по <адрес> не проживала и не была зарегистрирована. Заключения ВНИМИ о степени влияния горных работ на указанный дом не имеется. Семья ФИО1 была включена в первоначальные списки ТЭО как жильцы <адрес> по причине не связанной с вредным влиянием горных работ на указанный дом.
Выслушав доводы сторон, проанализировав представленные сторонами доказательства, суд считает, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям: в соответствии со статьей 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно статье 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428, в редакции постановления Правительства РФ от 14.11.2007 года № 778, межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, в соответствии с п. 8 Правил…, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых Списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В соответствии с п. 11 Правил…, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящимся в государственном или муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты; гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Согласно п.2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 1.11.2001 года № 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, при наличии заключения ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние дома. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в домах, зарегистрированных на данных площадях, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодными для проживания, по критериям безопасности. При этом, обязательным основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является наличие заключения ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома, постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади нанимателя и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты.
Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006 -2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрено переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО «Кизелуголь».
Судом установлено, что квартира по адресу: <адрес> предоставлена истцу на срок до ДД.ММ.ГГГГ на основании договора найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14). Согласно ксерокопии паспорта истца (л.д.5), пояснений истца, последняя зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время (л.д.14).
Приказом АООТ «Кизелуголь» №157 с 13 июня 1997 года прекращены горные работы на шахте имени Ленина в связи с ликвидацией шахты.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом не представлено доказательств того, что она проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес> на дату принятия собственником решения о ликвидации шахты им.Ленина, а также, что указанный дом стал ветхим, непригодным для проживания именно в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте. Из пояснений самой истицы следует, что она заселилась в указанную квартиру в <адрес> году, при этом на законных основаниях в <адрес> году.
Поскольку истец не проживала и не была зарегистрирована по адресу: <адрес> на дату принятия собственником решения о ликвидации шахты им.Ленина, а также в связи с отсутствием заключения ВНИМИ о том, что дом, расположенный по адресу: <адрес> находится на горном отводе и подвержен влиянию горных работ, то у истицы не возникло права на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте.
Доводы истца о том, что она имеет право на получение социальной выплаты, поскольку семья Сердюкова была включена в первоначальные списки ТЭО как жильцы <адрес>, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку основания получения указанной семьей социальной выплаты не являлись предметом спора по настоящему делу, и при отсутствии соответствующего заключения ВНИМИ данное обстоятельство само по себе не может свидетельствовать о признании <адрес>, непригодным для проживания именно в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте.
Доводы истца, что актом обследования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом признан межведомственной комиссией непригодным для проживания в результате ведения горных работ, судом не могут быть приняты во внимание поскольку отсутствует заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние дома, которое является одним из обязательных условий установленных п.2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза)…, для переселения жители ветхих домов, являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Отказывая в удовлетворении иска суд учитывает также, что в соответствии с п. 8 Правил…утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года N 428 содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат, которые предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых Списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики. Истец в данном списке не поименована. Требование о включении в указанный Список истцом не заявлялось.
То обстоятельство, что восстановление нарушенных жилищных прав истца, в форме получения социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года N 428 не допустимо, не лишает ее на защиту указанных прав. Выбор же эффективного способа защиты своих прав должен осуществляться самим заявителем в соответствии со статьей 12 ГК РФ. В судебном заседании истец настаивала на удовлетворения иска по основаниям, установленным Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года N 428.
Оценив совокупность собранных по делу доказательств, суд отказывает истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Анферовой А.Б. к Администрации Кизеловского муниципального района по обязанию произвести социальную выплату на приобретение жилья взамен снесенного, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных, ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: