о включении в список граждан, проживающих в жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья



Дело № 2-570/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ город Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Коваль А.А.,

при секретаре Черниковой Н.В.,

с участием истца Дмитриевой Л.И.

представителя истцов Дмитриевой Л.И. и ФИО3, Ларионова Д.В. действующего по доверенностям,

представителя администрации Кизеловского муниципального района Русинова И.А. действующего по доверенности,

рассмотрев гражданское дело по иску Дмитриевой Л.И. и ФИО3 к администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,

у с т а н о в и л :

истцы обратились в суд с иском к ответчику о включении в список граждан, проживающих в жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В судебном заседании истец Дмитриева Л.И. настаивая на удовлетворении исковых требований, пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ проживала в квартире по адресу: <адрес> с сыном ФИО3 и мужем, который в ДД.ММ.ГГГГ году после развода снялся с регистрационного учета и уехал. Дом состоит из двух квартир, в соседней квартире до ДД.ММ.ГГГГ г. проживала семья <данные изъяты>, которой предоставили квартиру в другом доме. В ДД.ММ.ГГГГ году она обратилась в администрацию Кизеловского муниципального района с заявлением о предоставлении ее семье социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, за счет средств федерального бюджета, ей было отказано. Считает, что поскольку семья ФИО5 проживавшая по адресу: <адрес>, была включена в первоначальные списки ТЭО, то и ее семья имеет право на получении социальной выплаты.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом. Из письменного заявления ФИО3 (л.д.20) и пояснений его представителя, Ларионова Д.В., следует, что ФИО3 в настоящее время проходит военную службу по призыву, в связи с удаленностью места прохождения службы истце просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В исковом заявлении истцы указали, что Дмитриевой Л.И. ДД.ММ.ГГГГ был выдан ордер № на двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, ул. <адрес> на семью в составе 3 человека: ФИО1, ФИО2 - муж, ФИО3 - сын. Позже Дмитриевой Л.И. был выдан договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ года, на семью в составе 2 человека. В карточке регистрации Дмитриевой Л.И. значится прописка по адресу: ул. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Указанный дом, в котором Дмитриева Л.И. проживает с ДД.ММ.ГГГГ с сыном, находится на территории горных отводов шахты «Коспашская» ОАО «Кизелуголь». Дмитриева Л.И. с семьей проживала по указанному адресу на момент ликвидации шахты «Коспашская». Согласно приказа ОАО «Кизелуголь» № от ДД.ММ.ГГГГ шахта «Коспашская» ликвидирована ДД.ММ.ГГГГ Согласно справки МП «Городского бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ, физический износ жилого деревянного дома составляет 66 % (шестьдесят шесть процентов). ДД.ММ.ГГГГ г. при обращении с заявлением к главе Администрации Кизеловского муниципального района о предоставлении информации о включении их семьи в список граждан проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ, непригодным для проживания по критериям безопасности получен ответ. В ответе им сообщено, что, в составе утвержденного проекта ликвидации шахты «Коспашская» ОАО «Кизелуголь» имеется список граждан, в котором Дмитриева Л.И. зарегистрированная по адресу: <адрес> не значится. Из-за отсутствия заключения ОАО «ВНИМИ» о вредном воздействии горных работ на жилое помещение и адресу: <адрес>, их семья в уточненный список ТЭО шахты «Коспашская» для предоставления жилищной субсидии не может быть включена. Истцы указывают, что в данном случае нарушено их право на получение социальной выплаты на переселение поскольку в ДД.ММ.ГГГГ г. их соседи из <адрес> по адресу ул. <адрес> были включены список и переселены. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004 года которым был утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности предусмотренным п. 8 в части реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков: а) снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности; б) содействие гражданам в приобретении (строительства) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, а также Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 просят обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить их семью в список граждан проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ, непригодным для проживания по критериям безопасности, и обязать ответчика выделить их семье социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, для переселения семьи, в избранный ими для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов РФ за пределами города Кизела за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведении горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

Представитель Дмитриевой Л.И. и ФИО3 - Ларионов Д.В. действующий по доверенностям (л.д.9,10) заявленные требования истцов поддержал, по доводам, приведенным в иске.

Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района исковые требования не признал, пояснив, что основания для предоставления истице социальной выплаты для приобретения жилья отсутствуют. Условиями предоставления социальной выплаты является Список проживающих в ветхих домам, признанных непригодными для проживания в результате ведения горных работ. Истцы в данном списке не поименованы. Основаниями для включения граждан в указанный список являются: заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на жилой дом, регистрация и постоянное проживание в жилом помещении на момент принятия решения о ликвидации шахты, а также включение граждан в список ТЭО. Заключения ВНИМИ о степени влияния горных работ на <адрес> не имеется. Семья Вагиных была включена в первоначальные списки ТЭО как жильцы <адрес> по причине не связанной с вредным влиянием горных работ на указанный дом.

Выслушав доводы сторон, проанализировав представленные сторонами доказательства, суд считает, что исковые требования истцов удовлетворению не подлежат по следующим основаниям: в соответствии со статьей 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно статье 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428, в редакции постановления Правительства РФ от 14.11.2007 года № 778, межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, в соответствии с п. 8 Правил…, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых Списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

В соответствии с п. 11 Правил…, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящимся в государственном или муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты; гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

Согласно п.2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 1.11.2001 года № 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, при наличии заключения ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние дома. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в домах, зарегистрированных на данных площадях, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодными для проживания, по критериям безопасности. При этом, обязательным основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является наличие заключения ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома, постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади нанимателя и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты.

Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006 -2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрено переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО «Кизелуголь».

Судом установлено, что квартира по адресу: <адрес> предоставлена истцам на основании договора социального найма жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11). Из письменного ответа главы Центрально-Коспашского сельского поселения (л.д.15) следует, что Дмитриевой Л.И. ордер на заселение в квартиру по адресу: <адрес> был выдан ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика не оспаривает, что истцы на дату принятии решения о ликвидации шахты «Коспашская» были зарегистрированы и проживали в квартире квартиру по адресу: <адрес>. Признание данного обстоятельства ответчиком занесено в протокол судебного заседания.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцами и их представителем не представлено доказательств того, что <адрес> в <адрес> стал ветхим, непригодным для проживания именно в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте, поскольку из пояснений сторон установлено, что заключения ВНИМИ о том, что дом, расположенный по адресу: <адрес> находится на горном отводе и подвержен влиянию горных работ не давалось.

Из ответа руководителя маркшейдерско-геодезической группы Уральского центра социально-экологического мониторинга углепромышленных территорий ФИО4 следует. что горные работы под жилым домом по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> не велись. Горные работы бывшей шахты «Коспашская» находятся западнее вышеуказанного адреса ориентировочно в 450 метрах.

Поскольку отсутствует заключения ВНИМИ о том, что дом, расположенный по адресу: <адрес> находится на горном отводе и подвержен влиянию горных работ, и горные работы в районе указанного дома не производились, то у истцов не возникло права на включение в списки граждан, подлежащих переселению и на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте.

Доводы истцов и их представителя о том, что истцы имеют право на включение в списки граждан, подлежащих переселению и на получение социальной выплаты, поскольку семья Вагиных была включена в первоначальные списки ТЭО как жильцы <адрес> (л.д.27 оборот), судом не могут быть приняты во внимание, поскольку основания для включения указанной семи в Список и получения ей социальной выплаты не являлись предметом спора по настоящему делу, и при отсутствии соответствующего заключения ВНИМИ данное обстоятельство само по себе не может свидетельствовать о признании <адрес> непригодным для проживания именно в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте.

Оценив совокупность собранных по делу доказательств, суд отказывает истцам в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Дмитриевой Л.И. и ФИО3 по обязанию Администрации Кизеловского муниципального района включить Дмитриеву Л.И. и ФИО3 в список граждан проживающих в жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности и выделения семье, состоящей из двух человек: Дмитриевой Л.И. и ФИО3 социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения, для переселения семьи, состоящей из двух человек в избранный ими для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов РФ за пределами города Кизела за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведении горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: