о признании незаконным бездействия администрации Кизеловского муниципального района по устранению нарушений требований пожарной безопасности и понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности



Дело № 2-181/ 2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края в составе судьи Коваль А.А., при секретаре Горн Н.Л., с участием прокурора Мясниковой Е.В., представителя ответчика, администрации Кизеловского муниципального района Галкина А.М.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, МУ «ЕДД и ХЭС» Ламина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кизеловского прокурора г. Кизела о признании незаконным бездействия администрации Кизеловского муниципального района по устранению нарушений требований пожарной безопасности и понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

прокурор г.Кизела обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Кизеловского муниципального района по устранению нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании №131/2/1-19 от 21.01.2010г. отдела государственного пожарного надзора по Губахинскому, Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам УГПН МЧС России по Пермскому краю и обязании администрации Кизеловского муниципального района, в срок до 01 июня 2011г., устранить нарушения требований пожарной безопасности, указанных в предписании №131/2/1-19 от 21.01.2010г. отдела государственного пожарного надзора по Губахинскому, Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам УГПН МЧС России по Пермскому краю.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что Администрация Кизеловского муниципального района является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции на территории муниципального района. По результатам проверки в здании администрации Кизеловского муниципального района, расположенном по адресу: г. Кизел, ул. Луначарского, 19, выявлены нарушения требований ППБ 01-03 и не выполнение в установленный срок предписания органа государственного пожарного надзора. В период с 14.12.2009 г. по 18.01.2010 г., отделением ГПН в г. Кизеле 8 ОГПН, была проведена плановая проверка в отношении ответчика. По итогам проверки в отношении ответчика вынесено предписание которым предписано ответчику устранить в срок до 17.12.2010 г. 19 нарушений требований пожарной безопасности. С целью контроля за исполнением вышеуказанного предписания, начальником 31 ОНД проведена внеплановая проверка в отношении ответчика. По результатам проведенной проверки установлено, что ранее выданное предписание исполнено частично: 12 пунктов предписания не выполнено. Такие же нарушения требований пожарной безопасности выявлялись органом государственного пожарного надзора и ранее, в частности 2006 году, которые не устранены ответчиком до настоящего времени. Считает, что невыполнение ответчиком требований пожарной безопасности является злостным, поскольку имеет место длительное игнорирование предъявляемых органом пожарного надзора требований по обеспечению пожарной безопасности. Принимаемые меры административного воздействия к ответчику результата не дали. Данные нарушения требований пожарной безопасности являются препятствием для функционирования администрации Кизеловского муниципального района, т.к. создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью сотрудников и посетителей администрации Кизеловского муниципального района, в случае возникновения пожара. Уточнила требования и просит признать незаконным бездействие ответчика по устранению нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании №131/2/1-19 от 21.01.2010 г. заместителя начальника 8 ОГПН, и обязать ответчика в срок до 20 января 2012 года в расположенном по адресу: ул.Луначарского, 19 в городе Кизеле Пермского края здании: установить самозакрывающиеся двери лестничных клеток, с уплотнителями в притворах; автоматическую пожарную сигнализацию; систему оповещения о пожаре; установить насос-повыситель для целей внутреннего пожаротушения; люки, ведущие на чердак, дверь электрощитовой с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа; установить воздушные затворы на воздуховодах системы общеобменной вентиляции; установить пожарные краны отвечающие требованиями Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и НПБ 154-2000 "Клапаны пожарных кранов. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний" ; в межчердачном помещении отремонтировать защитные слои штукатурки на коробах вентиляционных каналов; обработать в актовом зале огнезащитным составом: сценическую коробку, сценическое оформление и подвесной потолок; на окнах первого этажа здания демонтировать глухие решетки; на воздуховодах системы общеобменной вентиляции, установить воздушные затворы; отремонтировать вентиляционную систему; определить порядок очистки вентиляционных камер, фильтров, воздуховодов от горючих отходов.

Представитель ответчика Галкин А.М. исковые требований признал, пояснив, что до 1 января 2011 г. здание по ул.Луначарского, 19 находилось в оперативном управлении у администрации Кизеловского муниципального района. Не оспаривает, что ранее выданные предписания не выполнялись в полной мере ввиду недостаточного финансирования. С 1 января 2011 года данное здание передано в оперативное управление МУ «ЕДД и ХЭС», которое и должно содержать здание.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, МУ «ЕДД и ХЭС» Ламин А.А. пояснил, что требования прокурора законны и обоснованы, поскольку на сегодняшний день переход права оперативного управления здания по ул.Луначарского, 19 МУ «ЕДД и ХЭС» не прошел процедуру государственной регистрации.

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

1. В силу ч.1 ст.120 ГК РФ права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

В силу ч.1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу ч.1 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В силу положений п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, в отношении недвижимого имущества законом установлен особый порядок возникновения (перехода) права оперативного управления, заключающийся в необходимости государственной регистрации.

В силу ст.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Суду не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии государственной регистрации за МУ «ЕДД и ХЭС» права оперативного управления на указанный выше объект недвижимости. В связи с чем суд считает, что у МУ «ЕДД и ХЭС» права оперативного управления на здание по ул.Луначарского, 19 в г. Кизеле не возникло.

Судом установлено, что решением Кизеловского горисполкома от 29.12.1978 г. №307 был утвержден акт приемки государственной комиссией объекта законченного строительством - административного здания расположенного по адресу: г. Кизел, ул.Луначарского, 19, и здание было поставлено на баланс администрации горисполкома г. Кизела, правопреемником которого является администрация Кизеловского муниципального района. Здание по ул.Луначарского, 19 в г. Кизеле находится в собственности Кизеловского муниципального района.

Таким образом, суд считает, что администрация Кизеловского муниципального района является лицом, уполномоченным владеть, пользоваться и распоряжаться зданием расположенным по ул.Луначарского, 19 в г. Кизеле.

2. Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 13 утверждены Правилами пожарной безопасности в РФ (Далее -ППБ), пунктом 1 которых установлено, что Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктом 10 ППБ установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.

Пунктом 11 ППБ установлено, что в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.

Таким образом суд считает, что именно администрация Кизеловского муниципального района являясь уполномоченным лицом по владению, пользованию и распоряжению зданием по ул.Луначарского, 19 в г. Кизеле, несет обязанность по соблюдению в здании требований пожарной безопасности, по обеспечению своевременного выполнения требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору, и реализовывать меры пожарной безопасности.

3. В соответствии с Пунктом 34 ППБ противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии. Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).

В соответствии с Приложением к Приказу МЧС России от 18.06.2003 N 315 об утверждении Норм пожарной безопасности в зданиях общественного значения площадью более 800 кв.м. подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. В нарушение указанной нормы в задании по ул.Луначарского, 19 установка автоматической пожарной сигнализации.

В соответствии со статьей 106 ФЗ РФ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и НПБ 154-2000 "Клапаны пожарных кранов. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний" утвержденных Приказом ГУГПС МВД России от 27 декабря 2000 г. N 78, конструкция пожарных кранов должна обеспечивать возможность открывания запорного устройства одним человеком и подачи воды с интенсивностью, обеспечивающей тушение пожара. Конструкция соединительных головок пожарных кранов должна позволять подсоединять к ним пожарные рукава, используемые в подразделениях пожарной охраны.

В соответствии с п.89 ППБ сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны. Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.

В соответствии с п.5.14 и п.7.20 СНиП «Пожарная безопасность зданий и сооружений» 21-01-97* утвержденных Постановлением Министерства строительства Российской Федерации и п. 1.82 СНиП 2.08.02-89, пределы огнестойкости конструкций люков и дверей, обеспечивающих устойчивость преграды, конструкций, на которые они опираются, должны быть не менее 0,6 часа.

В соответствии с п. 36 ППБ нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно.

В соответствии с п.40 ППБ в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: хранение и применение в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, пороха, взрывчатых веществ, баллонов с газами, товаров в аэрозольной упаковке, целлулоида и других взрывопожароопасных веществ и материалов, кроме случаев, оговоренных в действующих нормативных документах; использовать чердаки, технические этажи, вент. камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов; размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и т.п.; устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток; снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. Производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией). Уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации или автоматической установки пожаротушения в результате перепланировки допускается только при дополнительной защите объемов помещений, исключенных из зоны действия указанных выше автоматических установок, индивидуальными пожарными извещателями или модульными установками пожаротушения соответственно; загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы; проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня; оставлять неубранным промасленный обтирочный материал; устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке; остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам; устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. Под лестничными маршами в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитовых, выгороженных перегородками из негорючих материалов; устанавливать дополнительные двери или изменять направление открывания дверей (в отступлении от проекта) из квартир в общий коридор (на площадку лестничной клетки), если это препятствует свободной эвакуации людей или ухудшает условия эвакуации из соседних квартир; устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих и трудно горючих материалов и листового металла.

В соответствии с п.76 ППБ огне задерживающие устройства (заслонки, шиберы, клапаны и др.) в воздуховодах, устройства блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматические устройства отключения вентиляции при пожаре должны проверяться в установленные сроки и содержаться в исправном состоянии. В нарушение указанных требований в здании на воздуховодах отсутствуют системы общеобменной вентиляции, воздушные затворы, вентиляционная система неисправна.

В соответствии с п.78 ППБ вентиляционные камеры, циклоны, фильтры, воздуховоды должны очищаться от горючих отходов производства в сроки, определенные приказом по организации. Для взрывопожароопасных и пожароопасных помещений должен быть установлен порядок очистки вентиляционных систем безопасными способами. В нарушение указанных требований в организации не определен порядок очистки вентиляционных камер, фильтров, воздуховодов от горючих отходов.

Установлено, что с 14.12.2009 г. по 18.01.2010 г., отделением ГПН в г. Кизеле 8 ОГПН, была проведена плановая проверка по соблюдению администрацией Кизеловского муниципального района требований пожарной безопасности. По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки №131 от 18.01.2011 г. (л.д.16-17), которым были зафиксированы нарушения требований пожарной безопасности в здании администрации Кизеловского муниципального района по адресу: ул.<адрес>, в том числе: двери лестничных клеток выполнены не самозакрывающимися, без уплотнителей в притворах; отсутствует в здании установка автоматической пожарной сигнализации;. отсутствует в здании система оповещения о пожаре; пожарные краны выполнены не в соответствии с НПБ 151-2000; отсутствует насос-повыситель для целей внутреннего пожаротушения; люки, ведущие на чердак, дверь электрощитовой с пределом огнестойкости менее 0,6 часа; в межчердачном помещении нарушены защитные слои штукатурки на коробах вентиляционных каналов; не обработаны огнезащитным составом сценическая коробка, сценическое оформление и подвесной потолок в актовом зале; на окнах первого этажа здания установлены глухие решетки; отсутствуют на воздуховодах системы общеобменной вентиляции, в целях предотвращения проникания в помещения продуктов горения, воздушные затворы; вентиляционная система неисправна; не определен порядок очистки вентиляционных камер, фильтров, воздуховодов от горючих отходов и другие.

По результатам проверки администрации Кизеловского муниципального района зам.начальника 8ОГПН было выдано предписание №131/2/1-19 от 21.01.2010 года (л.д.20-21), которым было предложено в срок до 17.12.2010 года устранить выявленные нарушения.

На основании распоряжения №150 от 16.12.2010 г., с целью контроля за исполнением вышеуказанного предписания, начальником 31 отделения надзорной деятельности по Кизеловскому и Александровскому муниципальным районам Вяткиным В.В. проведена внеплановая проверка в отношении администрации Кизеловского муниципального района. По результатам проведенной проверки был составлен акт №150 от 20.01.2011 г. (л.д.22-23), из которого следует, что в здании администрации Кизеловского муниципального района по адресу: ул.<адрес> имеются нарушения требований пожарной безопасности: двери лестничных клеток выполнены не самозакрывающимися, без уплотнителей в притворах; отсутствует в здании установка автоматической пожарной сигнализации;. отсутствует в здании система оповещения о пожаре; пожарные краны выполнены не в соответствии с НПБ 151-2000; отсутствует насос-повыситель для целей внутреннего пожаротушения; люки, ведущие на чердак, дверь электрощитовой с пределом огнестойкости менее 0,6 часа; в межчердачном помещении нарушены защитные слои штукатурки на коробах вентиляционных каналов; не обработаны огнезащитным составом сценическая коробка, сценическое оформление и подвесной потолок в актовом зале; на окнах первого этажа здания установлены глухие решетки; отсутствуют на воздуховодах системы общеобменной вентиляции, в целях предотвращения проникания в помещения продуктов горения, воздушные затворы; вентиляционная система неисправна; не определен порядок очистки вентиляционных камер, фильтров, воздуховодов от горючих отходов.

Установлено, что в результате указанной выше внеплановой проверки было выявлено, что ранее выданное предписание заместителя начальника 8ОГПН от 21.01.2010 года исполнено частично: 12 пунктов предписания не выполнено.

Большинство указанных выше нарушений требований пожарной безопасности выявлялись органом государственного пожарного надзора в 2006 году, об устранении которых было выдано в предписание №87 от 19.11.2006 г. (л.д.14-15), и которое администрацией Кизеловского муниципального района проигнорировано.

Таким образом, суд считает установленным, что администрация Кизеловского муниципального района не устранила нарушения требований пожарной безопасности, указанные в предписании заместителя начальника 8 ОГПН №131/2/1-19 от 21.01.2010 г.. Данное бездействие администрации Кизеловского муниципального района надлежит признать незаконным.

Доводы представителя ответчика, что данное бездействие явилось следствием недостаточного финансирования, не убедительны, и не подтверждены какими либо доказательствами.

Суд считает, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, ущерба казне Кизеловского муниципального района, поэтому требования прокурора г. Кизела о понуждении ответчика в срок до 20 января 2012 года устранить нарушения требований пожарной безопасности, указанных в предписании №131/2/1-19 от 21.01.2010 г. заместителя начальника 8 ОГПН законны и обоснованны, и подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом суд учитывает как мнение сторон, полагавших, что данный срок достаточен для устранения нарушений требований пожарной безопасности, так и предписание начальника 31 отдела государственного пожарного надзора по Кизеловскому и Александровскому муниципальным районам УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю от 20.01.2011 г. №150/1/1 (л.д.23), которым ответчику установлен аналогичный срок.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

признать незаконным бездействие администрации Кизеловского муниципального района по устранению нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании №131/2/1-19 от 21.01.2010 г. заместителя начальника 8 ОГПН по Губахинскому, Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам УГПН МЧС России по Пермскому краю.

Обязать администрацию Кизеловского муниципального района в срок до 20 января 2012 года в расположенном по адресу: ул.Луначарского, 19 в городе Кизеле Пермского края здании:

- установить самозакрывающиеся двери лестничных клеток, с уплотнителями в притворах;

- установить автоматическую пожарную сигнализацию;

- установить систему оповещения о пожаре;

- установить насос-повыситель для целей внутреннего пожаротушения;

- установить дверь электрощитовой и люки, ведущие на чердак, с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа;

- установить воздушные затворы на воздуховодах системы общеобменной вентиляции;

- установить пожарные краны отвечающие требованиями Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и НПБ 154-2000 "Клапаны пожарных кранов. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний" утвержденных Приказом ГУГПС МВД России от 27 декабря 2000 г. N 78НПБ 151-2000;

- в межчердачном помещении отремонтировать защитные слои штукатурки на коробах вентиляционных каналов;

- обработать в актовом зале огнезащитным составом: сценическую коробку, сценическое оформление и подвесной потолок;

- на окнах первого этажа здания демонтировать глухие решетки;

- на воздуховодах системы общеобменной вентиляции, установить воздушные затворы;

- отремонтировать вентиляционную систему;

- определить порядок очистки вентиляционных камер, фильтров, воздуховодов от горючих отходов.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись.

Верно. Судья А.А.Коваль

Секретарь Н.Л.Горн