о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья



Дело № 2-187

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Кизел ДД.ММ.ГГГГ

Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Кириенко Е.В.,

при секретаре Черниковой Н.В.,

с участием истцов Юшковой Г.П., Юшкова А.А. и Антипова А.А.,

представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Юшковой Г.П., Юшкова А.А. и Антипова А.А. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на семью, состоящую из трех человек,

у с т а н о в и л :

Истцы обратились в суд с иском к ответчику о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ н ликвидированной шахте и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В судебном заседании истица Юшкова Г.П., настаивая на удовлетворении исковых требований, пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время проживает в доме по адресу : <адрес>. Ранее, с ДД.ММ.ГГГГ года в данном доме проживали и были зарегистрированы родители ее сожителя ФИО1. Дом принадлежал <данные изъяты>», являлось административным зданием, а в ДД.ММ.ГГГГх годах он стал жилым домом и предоставлялся работникам Мясорыбторга для проживания. В начале ДД.ММ.ГГГГ-х годов она вселилась в дом, проживала совместно с ФИО1, который умер ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время она проживает в доме с сыновьями Антиповым А.А. и Юшковым А.А.. Правоустанавливающих документов на дом нет, однако право пользования данным жилым домом ее и ее детей, ни кто не оспаривал. В ДД.ММ.ГГГГ году они смогли зарегистрироваться по указанному адресу. С ДД.ММ.ГГГГ года ее семья состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, поскольку дом по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, ветхий. По заключению Уральского филиала ВНИМИ, жилой дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате влияния горных работ. Считает, что поскольку ее семья на момент принятия решения о ликвидации шахты Ленина, проживала постоянно в данном доме, дом пришел в непригодное для проживание состояние именно под влиянием горных работ, до настоящего времени они проживают и зарегистрированы в доме, иного жилья не имеют, следовательно они имеют право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета. Настаивает на удовлетворении исковых требований

Истцы Юшков А.А. и Антипов А.А. пояснили, что с рождения и до настоящего времени проживают в доме по <адрес>. Они являются членами одной семьи. Дом пришел в непригодное состояние под влиянием горных работ на ликвидированной шахте, другого жилья у них нет, поэтому считают, что имеют право на получение социальной выплаты.

Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района исковые требования н7е признала, пояснив, что в соответствии с постановлением Правительства РФ 3 428, правом на получение социальной выплаты имеют собственники либо наниматели жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, проживающие и зарегистрированные на момент принятия решения о ликвидации шахты. Поскольку шахта Ленина ликвидирована на основании Приказа № 157 от 13.06.1997 года, а истца не были ни собственниками, ни нанимателями данного жилого помещения, не были зарегистрированы в доме по <адрес>, следовательно они не имеют права на получение социальной выплаты.

Представитель Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил, доказательств уважительности этих причин не представил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства энергетики РФ, поскольку в деле имеются сведения о надлежащем извещении Министерства энергетики РФ о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав доводы сторон, проанализировав представленные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.

Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" от 20.06.1996 N 81-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Правительство Российской Федерации утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24 декабря 2004 г. N 840).

В Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428.

В соответствии с п.5 Правил… межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в том числе на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого.

Согласно п.8 Правил… № 428, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. При этом Правилами… установлено, что социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Из анализа данных правовых норм следует, что решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в домах на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем оказания содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судом установлено, что Юшкова Г.П., Юшков А.А. и Антипов А.А., являясь членами одной семьи, с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время постоянно проживают в жилом доме по адресу: <адрес>, что подтверждено в судебном заседании как показаниями истцов, так и пояснениями допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО2, а также материалами дела, а именно адресной справкой (л.д.31), записями в домовой книге. Истцы зарегистрированы в доме по адресу: <адрес>, их право на проживание в данном жилом доме ни кем не оспаривалось. По заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» жилой <адрес> признан подлежащим сносу как ветхий, ставший в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности (л.д.22-26). Шахта им. Ленина ОАО «Кизелуголь» ликвидирована на основании приказа № 157 от 13 июня 1997 года (л.д.21) Факт проживания истицы Юшковой Г.П. в доме по <адрес> подтвержден также письмом в ее адрес от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28). Юшкова Г.П. и ее семья состоит на учете в Администрации Кизеловского городского поселения в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29). По сообщению ГУП «ЦТИ», правоустанавливающих документов на домовладение по <адрес> нет, но в техническом паспорте сохранилась запись о принадлежности дома Мясорыбторгу, согласно судоисполнительного акта от ДД.ММ.ГГГГ. По сообщению из архивного отдела Администрации Кизеловского муниципального района, сведения о предприятии «Мясорубторг» в архивном отделе отсутствуют.

Проанализировав представленные доказательства, суд считает установленным, что все истцы на момент принятия решения о ликвидации шахты Ленина ОАО «Кизелуголь» проживали в жилом доме по адресу: <адрес>, их право пользования жилым помещением не оспаривалось, иного жилья истцы не имеют, жилой дом признан не пригодным для проживания как ветхий, ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, следовательно истцы имеют право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого. При этом, суд считает, что отсутствие правоустанавливающих документов на данный жилой дом, не может служить основанием для ущемления прав проживающих в нем граждан на социальную поддержку со стороны государства путем предоставления социальной выплаты.

Поскольку из представленных доказательств следует, что истцы, являясь членами одной семьи на момент принятия решения о ликвидации шахты имени Ленина ОАО«Кизелуголь» проживали и в настоящее время зарегистрированы в доме по адресу: <адрес>, жилой дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате влияния горных работ на ликвидированной шахте им. Ленина ОАО «Кизелуголь», следовательно, истицы имеют право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.

В соответствии с Правилами…, социальные выплаты предоставляются на основании списков, составленных органами местного самоуправления. Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность включить Юшкову Г.П., Юшкова А.А. и Антипова А.А. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья и по выделению социальной выплаты истице для приобретения жилья на семью, состоящую из трех человек..

В соответствии с п. 10 Правил... норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять для семьи, состоящей из трех и более человек по 18 кв. м на каждого члена семьи. В соответствии с п. 9 Правил... размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с п.8 Правил..., определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 Правил..., и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта РФ по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики РФ и является неизменным до момента приобретения жилья.

Таким образом, исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Юшкову Г.П., Юшкова А.А. и Антипова А.А. в список граждан, проживающих в ветхом жилом помещении, ставшем не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте и предоставить социальную выплату для приобретения взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, жилого помещения с учетом состава семьи из трех человек: Юшковой Г.П., Юшкова А.А. и Антипова А.А..

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней.

СУДЬЯ :