Дело № 2-224-2011
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Митраковой Т.В.,
при секретаре Пастуховой О.В.,
с участием истца Грековой Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Грековой Р.В. к Администрации Кизеловского муниципального района, третье лицо Министерство энергетики Российской Федерации, о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л :
Истица обратилась в суд с иском к ответчику об обязании Администрацию Кизеловского муниципального района включить Грекову Р.В. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты на одного человека для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ.
В судебном заседании Грекова Р.В. на исковых требованиях настаивает, пояснила, что дом по <адрес> принадлежал дяде ее мужа ФИО3, который ДД.ММ.ГГГГ умер. После его смерти в наследство никто не вступал и документы на домовладение не оформлял, но по <адрес> проживала его жена до своей смерти. После чего за домом присматривала мать ее мужа ФИО4 Затем, в ДД.ММ.ГГГГ году она вместе с мужем ФИО2 вселились в жилое помещение, а в ДД.ММ.ГГГГ году у них родился сын ФИО1. Она зарегистрирована по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время. Ее сын умер ДД.ММ.ГГГГ, ее муж умер ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени она проживает и зарегистрирована в доме одна. На основании Решения Кизеловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ за ней было признано право собственности на домовладение по <адрес>. Считает, что ей должна быть предоставлена социальная выплата, так как дом по <адрес> признан ветхим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, она зарегистрирована по данному адресу на момент ликвидации шахты им. «Ленина», в настоящее время является собственником дома и другого жилья не имеет.
Представитель Администрации Кизеловского муниципального района в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что просит рассмотреть дело в его отсутствие, Администрация Кизеловского муниципального района право истца не оспаривает, но исковые требования не признает, поскольку социальная выплата будет предоставлена при поступлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Во исполнение Федерального закона от 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» Правительством РФ было принято Постановление от 24.12.2004 года № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования». Пунктом 8 этого Постановления утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков, в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья. В соответствии с пунктами 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428, межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемых из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Такое содействие осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты гражданам предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых список граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. В соответствии с пунктом 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. При этом, в число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной жилой площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Основанием включения в список граждан, проживающих в ветхом жилье, является также, заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома. Средства федерального бюджета по направлению «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности» выделяются согласно списку на переселение, который является неотъемлемой частью утвержденного проекта ликвидации шахты. Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденным приказом Минэнерго России от 27 июля 2006 года № 177, предусмотрено переселение только включенных в действующий списокпереселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт Кизеловского угольного бассейна. В целях наиболее полного освоения выделенных средств администрация Кизеловского муниципального района проводит корректировку списка граждан путем включения в него граждан взамен выбывших (умерших, выехавших), зарегистрированных в ветхом жилищном фонде, прошедшем экспертизу по оценке влияния горных работ.Обязательными условиями формирования списка являются факт регистрации гражданина на момент принятия решения о ликвидации объекта угольной отрасли - шахты - в жилом помещении, которое по заключению технической экспертизы признано ветхим, не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, а так же факт наличия у гражданина (собственника или нанимателя) всех правоустанавливающих документов на жилое помещение. Дом по адресу <адрес> дополнительному обследованию подвергался, согласно представленному заключению Уральского филиала ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ признан ветхим, подвергающимся вредному влиянию горных работ.
Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил.
Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России, Государственным учреждением «Соцуголь» при Минэнерго России переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, по вступившему в законную силу Решению Кизеловского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт добросовестного, открытого и непрерывного владения истицей домовладением по адресу <адрес>, за Грековой Р.В. признано право собственности на домовладение по данному адресу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7). ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями домовой книги прописки граждан и свидетельством о смерти (л.д. 20, 24).
Из справки Александровского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» следует, что при выходе техника на объект ДД.ММ.ГГГГ для обследования дома, расположенного по адресу <адрес>, было установлено, что фактически дом числится по адресу <адрес> в связи с переименованием улицы и изменением нумерации домов (л.д. 9). По акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> отнесен к категории непригодной для проживания, поскольку его капитальный ремонт нецелесообразен.(л.д. 21-22). Согласно заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> по результатам проведенных расчетов и оценке деформации на основе результатов инструментальных наблюдений в Кизеловском угольном бассейне претерпел под влиянием горных работ деформации более допустимых (предельных) показателей деформации, что негативно отразилось на общем состоянии и привело к аварийному состоянию здания, и его следует признать подлежащим сносу как ветхий, ставший в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности (л.д. 27-31). Согласно приказу № 157 Акционерного общества открытого типа по добыче угля «Кизелуголь» шахта им. Ленина ликвидирована с 01.07.1997 года. (л.д. 26).
Как следует из справки с места жительства и сведениям домовой книги прописки граждан истица зарегистрирована и проживает по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время одна, что также подтверждается копией паспорта гражданина РФ на ее имя (л.д. 8, 19-20, 6). Согласно справкам Кизеловского отдела Александровского отдела ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» и сведениям Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Грекова Р.В. в приватизации не участвовала, кооперативного жилья не имеет, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ней зарегистрированы права только на объект недвижимого имущества по <адрес>. (л.д. 10-11).
Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истец имеет право на переселение из ветхого жилья, находящегося на горном отводе и ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Конституция Российской Федерации ( статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшения жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета.
Истица просит предоставить ей социальную выплату за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами города Кизел в связи с тем, что дом, в котором она зарегистрирована и проживает, находится на горном отводе и непригоден для проживания по критериям безопасности. В Список на переселение она не была включена.
Суд считает, что Грекову Р.В. следует включить в Список на переселение, поскольку на момент закрытия шахты «им. Ленина», на ДД.ММ.ГГГГ, она была зарегистрирована и проживала в доме по адресу <адрес>, признанном в установленном порядке ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и проживает в нем по настоящее время, другого жилья не имеет.
Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истице.
Суд считает, что истица вправе избрать для постоянного места жительства любую местность за пределами города Кизел и Администрация района не вправе препятствовать ей в переселении.
Грековой Р.В. следует предоставить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения с соблюдением требований пунктов 9-10 вышеуказанных правил. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, должна составлять на одного человека 33 кв.метра.
Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.
Таким образом, суд удовлетворяет требования истца, ее следует включить в Список семей, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности, и предоставить социальную выплату для приобретения жилья за пределами города Кизел.
Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Грекову Р.В. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Грековой Р.В. социальную выплату на одного человека на Грекову Р.В. для приобретения благоустроенного жилого помещения, для переселения Грековой Р.В. в избранный ею для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий