о возложении обязанности на Главу муниципального района совершить определенные действия



Дело № 2-209/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Кизел ДД.ММ.ГГГГ

Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Кириенко Е.В.,

При секретаре Черниковой Н.В.,

С участием представителя Земского собрания Кизеловского муниципального района Гарифуллиной Н.Э., действующей на основании доверенности №-Зс от ДД.ММ.ГГГГ,

Главы Кизеловского муниципального района Штэника И.Е., действующего на основании Решения Территориальной избирательной комиссии города Кизела от ДД.ММ.ГГГГ № и представившего удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по заявлению Земского собрания Кизеловского муниципального района о возложении обязанности на Главу Кизеловского муниципального района совершить определенные действия,

У с т а н о в и л :

Председатель Земского собрания Кизеловского муниципального района обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать Главу Кизеловского муниципального района выступить перед Земским собранием Кизеловского муниципального района с отчетом о своей деятельности и деятельности администрации Кизеловского муниципального района за 2009 год.

Представитель Земского собрания Кизеловского муниципального района Гарифуллина Н.Э. в судебном заседании, настаивая на удовлетворении заявления, пояснила, что в соответствии с положениями п.9 ч.1 ст. 14 Устава Кизеловского муниципального района в исключительной компетенции Земского собрания относится контроль за исполнением Главой муниципального района и администрации района полномочий по решению вопросов местного значения, а также в соответствии с п.11 ч.2 ст. 14 Устава, Земское собрание заслушивает ежегодные отчеты главы Кизеловского муниципального района о результатах деятельности администрации Кизеловского муниципального района. При этом, в соответствии с п.5 ч.1 ст. 22 Устава Глава Кизеловского муниципального района представляет Земскому собранию ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных Земским собранием. В нарушении данных положений Устава, а также положений ч.5.1 ст. 36 и ч.11.1 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Глава Кизеловского муниципального района Штэник И.Е. не представляет Земскому собранию отчет о своей деятельности за 2009 год. Неоднократно вопрос об отчете Главы за 2009 год включался в повестку заседаний Земского собрания, однако глава района отказывается выступить перед Земским собранием с отчетом. Впервые вопрос об отчете за 2009 год был включен в повестку весной 2010 года, однако Штэник И.Е. сообщил, что отчет будет представлен после выступления на заседании Правительства Пермского края с отчетом о социально-экономической развитии территории. 29.06.2010 года на заседании Земского собрания выступила первый заместитель Главы района Богатырева С.В. с отчетом об исполнении Программы социально-экономического развития Кизеловского муниципального района за период 2008-2009 гг.. 28 февраля 2011 года на заседании Земского собрания вновь был поставлен вопрос об отчете Главы за 2009 год. 1 мрта 2011 года в Земское собрание поступил отчет Главы района за 2009 год, однако сам отчет подписан Главой не был, было подписано лишь сопроводительное письмо к отчету, и то, не главой, а и.о. Главы. Считает, что Глава района необоснованно и незаконно уклоняется от выступления перед Земским собранием с отчетом о своей деятельности за 2009 год, поэтому настаивает на возложении такой обязанности судебным решением. Кроме того, считает, что норму Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также положения Устава Кизеловского муниципального района обязывают Главу непосредственно лично выступить перед Земским собранием с отчетом о своей деятельности.

Глава Кизеловского муниципального района Штэник И.Е. заявленные требования не признал, пояснив, что ни Устав, ни положения Федерального закона не регулируют процедуру отчетности Главы района о результатах деятельности. Поскольку Устав Кизеловского муниципального района устанавливает обязанность Главы представить ежегодные отчеты о результатах деятельности, следовательно обязанность Главы только представить отчет за предшествующий год. Во исполнение данной обязанности, 1 марта 2011 года отчет Главы был направлен Земскому собранию Кизеловского муниципального района в письменном виде. Действительно его подпись в отчете отсутствует, поскольку 1 марта 2011 года он находился в командировке, отчет направлял его первый заместитель, который в отсутствие Главы, исполнял обязанности Главы Кизеловского муниципального района без каких либо ограничений. Считает, что он исполнил свою обязанность как Главы муниципального района и предоставил Земскому собранию отчет о своей деятельности за 2009 год. Кроме того, полагает, что нормы законодательства и Устава предписывают представление ежегодных отчетов, следовательно отчет за 2009 год он должен был представить в 2010 году, однако вопрос о предоставлении отчета за 2009 году был поднят только в январе 2011 года. Просит в удовлетворении заявления Земского собрания отказать.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав представленные доказательства в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В силу ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Статьей 132 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. В силу ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ, обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.

В соответствии с требованиями ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В силу ч. 3 настоящей статьи, Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. В соответствии с положениями, установленными ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений. В силу п. 11.1. ч.11 ст. 34 представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. Данный пункт внесен Федеральным законом от 07.05.2009 N 90-ФЗ.

В соответствии с требованиями ч. 5.1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ, глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. Указанная часть пятая.1 введена Федеральным законом от 07.05.2009 N 90-ФЗ.

Решением Думы города Кизела от 21 июня 2005 года № 89, утвержден Устав муниципального образования «Кизеловский муниципальный район», в соответствии со ст. 14 которого установлено, что к исключительной компетенции Земского собрания муниципального района находятся в том числе, принятие устава муниципального района, внесение в него изменений и дополнений; контроль за исполнением главой муниципального район и администрацией района, контрольным органом полномочий по решению вопросов местного значения. В силу п.11 ч.2 настоящей статьи Устава, к полномочиям Земского собрания относится заслушивание ежегодных отчетов главы Кизеловского муниципального района о результатах деятельности. Пунктом 5 ч.1 ст. 22 Устава установлено, что глава Кизеловского муниципального района представляет Земскому собранию ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных Земским собранием.

Проанализировав указанные нормативные акты, суд приходит к выводу, что глава муниципального района обязан представить Земскому собранию ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а Земское собрание вправе заслушать ежегодный отчет главы муниципального образования. При этом порядок предоставления ежегодного отчета главы муниципального района, его форма, а также порядок заслушивания отчета данными нормативными актами не регламентированы. Не имеется и иного муниципального нормативного акта, который устанавливал бы порядок предоставления отчета. Федеральным законом № 131-ФЗ, а также Уставом Кизеловского муниципального района на главу муниципального образования возложена обязанность представить ежегодный отчет Земскому собранию, а Земское собрание вправе заслушать ежегодный отчет. Данные нормативные акты не возлагают на Главу муниципального образования обязанность непосредственно лично выступить с отчетом о результатах деятельности.

Из представленных доказательств следует, что вопрос об отчете Главы Кизеловского муниципального района Штэника И.Е. был включен в план работы Земского собрания на 1 полугодие 2011 года и обсуждался на очередном заседании Земского собрания Кизеловского муниципального района 28 февраля 2011 года, что подтверждено письмом Главы Кизеловского муниципального района в адрес председателя Земского собрания от 14.02.2011 года (л.д9), а также повесткой очередного заседания (л.д.11). В деле имеется отчет главы Кизеловского муниципального района за 2009 год, направленный председателю Земского собрания 01.03.2011 года, что также не оспаривалось в судебном заседании лицами, участвующими в деле.

Таким образом суд считает, что Главой Кизеловского муниципального района обязанность по представлению Земскому собранию отчета о результатах деятельности за 2009 год исполнена. Довод представителя Земского собрания Гарифуллиной, что данный отчет не может свидетельствовать об исполнении надлежащим образом обязанности по представлению отчета, поскольку сам текст отчета не подписан Главой, а также, что Глава муниципального района должен лично отчитаться перед Земским собранием, суд считает несостоятельным, поскольку данный отчет направлен и.о. главы администрации муниципального района Богатыревой С.В., в связи с нахождением Главы района в командировке, что подтверждено распоряжением и командировочным удостоверением. Кроме того, письмом от 14.03.2011 года Глава Кизеловского муниципального района Штэник И.Е. подтвердил факт представления отчета главы за 2009 год 01.03.2011 года (л.д.72).

Проанализировав представленные доказательства в совокупности, суд считает, что оснований для удовлетворения заявления Земского собрания не имеется, поскольку действующим законодательством не регламентированы ни форма, ни порядок предоставления ежегодных отчетов Главы муниципального района Земскому собранию, предусматривающую обязанность Главы лично выступить перед Земским собранием с ежегодным отчетом, а отчет за 2009 год был представлен Земскому собранию в письменном виде, что не лишало возможности Земское собрание заслушать данный отчет и реализовать полномочия, предоставленные Земскому собранию п.11 ч.2 Устава Кизеловского муниципального района.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Земского Собрания Кизеловского муниципального района о возложении на главу Кизеловского муниципального района Штэника И.Е. выступить перед Земским собранием Кизеловского муниципального района с отчетом о результатах своей деятельности за 2009 год оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

СУДЬЯ: