о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты



Дело № 2-284-2011Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Митраковой Т.В.,

при секретаре Ибрагимовой Н.Ю.,

с участием представителя истцов Хмыловой И.В., действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Шилоносова В.М. и Шилоносовой В.А. к Администрации Кизеловского муниципального района, третье лицо Министерство энергетики РФ, о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л :

Шилоносов В.М. и Шилоносова В.А. обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района, третье лицо Министерство энергетики РФ, о предоставлении социальной выплаты на двух человек для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ.

В судебное заседание истцы не явились, надлежащим образом извещены о дне слушания дела, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, на исковых требованиях настаивают.

В судебном заседании представитель истцов Хмылова И.В. исковые требования поддержала, уточнила, что истцы просят включить их в Список на переселение и предоставить им социальную выплату на семью, состоящую из двух человек, пояснила, что ее родители Шилоносов В.М. и Шилоносова В.А. с ДД.ММ.ГГГГ года проживали по <адрес> <адрес>. Данная квартира была предоставлена ее отцу на основании ордера, в который были включены только Шилоносов В.М. и Шилоносова В.А. Ее родители были зарегистрированы в жилом помещении по указанному адресу. В связи с тем, что в квартире стало невозможно проживать, истцы на основании договора купли-продажи приобрели квартиру по <адрес> <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году. Шилоносовы на учете по улучшению жилищных условий в Администрации Кизеловского городского поселения не состояли, жилые помещения во внеочередном порядке им не предоставлялись. Истцы зарегистрированы и проживают по <адрес> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время. Дом по <адрес> был снесен в ДД.ММ.ГГГГ году и признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Считает, что ее родители, приобретая квартиру по <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году, свои жилищный условия не улучшили, так как данный дом также находится на горном отводе. Истцам должна быть предоставлена социальная выплата, так как на момент ликвидации шахты им. Ленина они проживали и были зарегистрированы в ветхом жилом доме и свои жилищные условия не улучшили, иного жилья не имеют.

Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования не признала, пояснила, что право истцов не оспаривается, поскольку они соответствуют критериям, предусмотренным законом, социальная выплата им будет предоставлена при поступлении финансирования на данную программу, в настоящее время свободных денежных средств нет.

Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил.

Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании истцы были зарегистрированы и проживали в квартире по адресу <адрес> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-21, 7). Согласно заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилое двухэтажной здание по <адрес> было подвержено вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «им.Ленина» («Рудничная») ОАО «Кизеуголь», в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформации и пришло в ветхость и непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ (л.д. 28). Согласно приказу № 157 Акционерного общества открытого типа по добыче угля «Кизелуголь» шахта им. Ленина ликвидирована ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23). В настоящее время дом по <адрес> снесен, что не отрицалось в судебном заседании представителем ответчика. ДД.ММ.ГГГГ Шилоносов В.М. на основании договора-купли продажи приобрел в собственность квартиру по <адрес> <адрес>, что подтверждается указанным договором и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10,37). С момента приобретения указанного жилого помещения истцы зарегистрированы и проживают в нем до настоящего времени одной семьей, что подтверждается справкой паспортиста, копиями паспорта гражданина РФ на их имя и свидетельством о регистрации брака(л.д. 11, 7-8, 17). Согласно заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилая застройка по адресу <адрес> по результатам проведенных расчетов и оценки деформации на основе результатов инструментальных наблюдений в Кизеловском угольном бассейне претерпела под влиянием горных работ наибольшие деформации более допустимых (предельных) показателей деформации, что негативно отразилось на общем состоянии и привело к аварийному состоянию здания, и признана подлежащей сносу как ветхая, ставшая в результате ведения горных работ непригодной для проживания по критериям безопасности (л.д. 24-27). Доказательств того, что Шилоносов В.М. и Шилоносова В.А. имеют приватизированное, частное или кооперативное жилье, участвовали в приватизации, за ними в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрированы права на иные объекты недвижимого имущества в судебном заседании не добыто, что подтверждается справкой Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» и сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.

Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на переселение из ветхого жилья, находящегося на горном отводе и ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Конституция Российской Федерации ( статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшения жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета.

Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной жилой площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты (п.2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза). Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Таким образом, суд считает, что социальная выплата для приобретения жилья взамен жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в указанном жилье, либо сохраняющим в нем регистрацию и не имеющим другого жилого помещения. Как следует из вышеуказанных нормативных актов социальная выплата предоставляется на семью.

Истцы просят предоставить им социальную выплату за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами города Кизел на семью состоящую из двух человек, в связи с тем, что дом, в котором они были зарегистрированы и проживали находится на горном отводе, свои жилищные условия они не улучшили, поскольку зарегистрированы и проживают в таком же ветхом жилье, ставшем непригодным по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В Список на переселение они не были включены.

Суд считает, что истцов следует включить в Список на переселение, поскольку на момент закрытия шахты им. «Ленина», на 01.07.1997 года, Шилоносов В.М. и Шилоносова В.А. были зарегистрированы и проживали в жилом помещении по адресу <адрес> <адрес>, которое в установленном порядке признано ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, в результате чего снесено, после чего проживают и зарегистрированы в доме по <адрес> <адрес>, также признанном в установленном порядке непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, таким образом, жилищные условия истцов по существу не были улучшены, иного жилья они не имеют, в связи с чем, имеют право на получение социальной выплаты.

Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты на семью истцов.

Суд считает, что семья Шилоносовых вправе избрать для постоянного места жительства любую местность за пределами города Кизел и Администрация района не праве препятствовать им в переселении.

Истцам следует предоставить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения с учетом двух членов семьи с соблюдением требований пунктов 9-10 вышеуказанных правил. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из двух человек 42 кв.метра.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

Таким образом, суд удовлетворяет требования истцов, их следует включить в Список семей, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности, и предоставить им социальную выплату для приобретения жилья за пределами города Кизел.

Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Шилоносова В.М. и Шилоносову В.А. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Шилоносову В.М. и Шилоносовой В.А. социальную выплату на семью, состоящую из двух человек: Шилоносов В.М. и Шилоносова В.А., для приобретения благоустроенного жилого помещения, для переселения семьи, состоящей из двух человек: Шилоносов В.М. и Шилоносова В.А., в избранный ими для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий