Дело № 2-215/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.Кизел
Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Кириенко Е.В.,
при секретаре Наумовой Н.Н.,
с участием истцов Калиновской В.В., Калиновского Н.С., Калиновской А.Н. и Манкевич А.Я.,
представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Смирновой А.Н., действующей на основании доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Калиновской В.В., Калиновского Н.С., Калиновской А.Н., Калиновской Н.Н. и Манкевич А.Я. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведении горных работ на ликвидированной шахте и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
у с т а н о в и л :
Истцы обратились в суд с иском к ответчику о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте имени Ленина и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на семью, состоящую из шести человек.
В судебном заседании истица Калиновская В.В., настаивая на удовлетворении исковых требований, пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ года проживает и до настоящего времени зарегистрирована в жилом доме по адресу: <адрес>, <адрес>. Данный жилой дом был приобретен ею на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Жилой дом признан непригодным для проживания ввиду его ветхости. В ДД.ММ.ГГГГ году по заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» дом также признан подлежащим сносу, поскольку в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте имени Ленина ОАО «Кизелуголь» пришел в непригодное для проживания состояние по критериям безопасности. В доме постоянно проживают и зарегистрированы она, ее муж, две их дочери, зять и внук. Все они проживают вместе, одной семьей. Просит обязать ответчика включить их семью в составе шести человек в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и предоставить социальную выплату для приобретения жилья на семью из шести человек.
Истцы Калиновский Н.С., Калиновская А.Н. и Манкевич А.Я. настаивая на удовлетворении исковых требований, пояснили о тех же обстоятельствах, что и истица Калиновская В.В.. Истец Манкевич А.Я. также пояснил, что проживает в доме по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года после регистрации брака с Калиновской Н.А.. Ранее проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>, в квартире принадлежащей его бабушке. Квартира полуторка, там проживают также его бабушка, мама и брат, поскольку квартира маленькая, он вынужден был переехать на постоянное место жительства по месту жительства жены, где и проживает до настоящего времени. Там же проживает его сын ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Считает, что он имеет право на получение социальной выплаты в составе семьи Калиновских.
Истица Калиновская Н.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Смирнова А.Н., не оспаривая право истцов Калиновский на получение социальной выплаты, вместе с тем исковые требования не признала, пояснив, что в настоящее время средства федерального бюджета на предоставление гражданам социальных выплаты израсходованы. Кроме того, считает, что истец Манкевич А.Я. не имеет права на получение социальной выплаты, поскольку на момент принятия решения о ликвидации шахты Ленина не являлся членом семьи собственника жилого дома, был вселен и зарегистрирован в доме только в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть по истечении значительного времени после ликвидации шахты.
Представитель Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрение дела в его отсутствие. В письменном отзыве, представитель Министерства энергетики РФ указал, что в составе проекта ликвидации ОАО «Кизелуголь» шахты им. Ленина имеется список граждан, подлежащим переселению из ветхого жилья. В указанном списке <адрес> по <адрес> <адрес> не значится. Правилами предоставления межбюджетных трансфертов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» получателями средств федерального бюджета по направлениям финансирования «Снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности» являются органы местного самоуправления. Формирование списков и установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления - получателя бюджетных средств, т.е. администрации Кизеловского муниципального района.
Выслушав доводы сторон, проанализировав представленные доказательства в совокупности, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.
Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" от 20.06.1996 N 81-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Правительство Российской Федерации утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24 декабря 2004 г. N 840).
В Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428.
В соответствии с п.5 Правил… межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в том числе на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого.
Согласно п.8 Правил… № 428, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. При этом Правилами… установлено, что социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В соответствии с п.11 Правил… № 428, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает на себя обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденным Приказом Минэнерго России от 1 ноября 2001 года № 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Из анализа данных правовых норм следует, что решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в домах, зарегистрированных на данных площадях на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем оказания содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. При этом, содействие в приобретении жилья за счет средств федерального бюджета оказывается собственникам, либо нанимателям ветхого жилья, с учетом постоянно проживающих совместно с собственниками (нанимателями) членов семьи. В соответствии со ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Судом установлено, что Калиновская В.В. на основании договора о купле-продаже от ДД.ММ.ГГГГ приобрела в собственность жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д.13). Право собственности зарегистрировано в органах БТИ ДД.ММ.ГГГГ. Согласно адресной справке в доме проживают и зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ Калиновская В.В., с ДД.ММ.ГГГГ ее муж Калиновский Н.С., брак с которым зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено справкой заведующей городским ЗАГСом, с ДД.ММ.ГГГГ Калиновская Н.Н. и с ДД.ММ.ГГГГ Калиновская А.Н., являющиеся дочерьми Калиновской В.В., что подтверждено свидетельствами о рождении, а также внук ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.. Матерью ФИО1 является Калиновская Н.Н., что подтверждено свидетельством о рождении. Согласно справке ГУП «ЦТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, физический износ жилого дома по адресу: <адрес>, пер. Серова, 20 по состоянию на дату обследования ДД.ММ.ГГГГ составляет 70% (л.д.14). По заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом признан непригодным для проживания (л.д.19-22). На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ шахта имени Ленина ОАО «Кизелуголь» ликвидирована (л.д.32). По заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес> признан подлежащим сносы как ветхий, ставший в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте имени Ленина ОАО «Кизелуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности (л.д. 28-31).
Таким образом, суд считает, что истцы Калиновская В.В., Калиновский Н.С., Калиновская А.Н., Калиновская Н.Н. на момент принятия решения о ликвидации шахты имени Ленина ОАО «Кизелуголь» проживали и были зарегистрированы в жилом доме по адресу: <адрес>, <адрес> до настоящего времени проживают и зарегистрированы в данном доме, дом признан в установленном порядке непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте имени Ленина, следовательно они имеют право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого. В силу ст. 20 ГК РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей. Малолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь сыном истицы Калиновской Н.Н., и проживая совместно с ней по адресу: <адрес>, <адрес> являясь членом семьи собственника жилого дома Калиновской В.В. имеет производное от матери право на получение социальной выплаты с учетом его в качестве члена семьи собственника жилого дома.
На основании изложенного, суд считает что истцы Калиновский имеют право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Вместе с тем, суд считает, в удовлетворении исковых требований в части предоставления социальной выплаты с учетом истца Манкевич А.Я. удовлетворению не подлежат. В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами, право на получение социальной выплаты возникает при наличии ряда обязательных условий, а именно с проживанием и регистрацией в ветхом жилье на момент принятия решения о ликвидации шахты. Поскольку истец Манкевич А.Я. вселился в жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес> только в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть на момент принятия решения о ликвидации шахты им. Ленина, а именно на ДД.ММ.ГГГГ, не проживал, не был зарегистрированным в жилом доме, не являлся и членом семьи собственника ветхого жилого дома на момент принятия решения о ликвидации шахты, следовательно, у него не возникло право на получение социальной выплаты, поэтому в удовлетворении исковых требований Манкевич А.Я. следует отказать. При этом суд считает, что Манкевич А.Я. вправе реализовать свои жилищные права по основаниям, предусмотренным нормами Жилищного законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию Кизеловского муниципального района включить Калиновскую В.В., Калиновского Н.С., Калиновскую А.Н., Калиновскую Н.Н. и ФИО1 в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте имени Ленина ОАО «Кизелуголь» и предоставить социальную выплату для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего по критериям безопасности непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте имени Ленина ОАО «Кизелуголь» на семью, состоящую из пяти человек: Калиновской В.В., Калиновского Н.С., Калиновской А.Н., Калиновской Н.Н. и ФИО1.
Манкевич А.Я. в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
СУДЬЯ: подпись.
Верно. Судья: Е.В. Кириенко
Секретарь: Н.Н. Наумова