о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья



Дело № 2- 317/2011Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре Григорьевой О..Н.,

с участием истицы Барановой Г.В.,

представителя истцов Барановой Г.В., Барановой Е.В., Барановой Т.В., Баранова В.В., Галимшина А.Ф.- Ларионова Д.В., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Барановой Г.В., Барановой Е.В., Барановой Т.В., Баранова В.В. и Галимшина А.Ф. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,

у с т а н о в и л :

Баранова Г.В. с членами своей семьи в составе шести человек обратилась в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, мотивируя свои требования тем, что жилой дом, в котором они проживают и зарегистрированы признан непригодным для проживания по критериям безопасности, в связи с чем проживание в нем невозможно.

В судебном заседании истица Баранова Г.В. на удовлетворении своего иска настаивает, пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году она приобрела в личную собственность жилой дом по адресу: <адрес>, но зарегистрировались в нем только в ДД.ММ.ГГГГ году, хотя проживали с момента приобретения. До этого момента она и ее семья проживала и была зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>, которая в ДД.ММ.ГГГГ году была предоставлена ее мужу ФИО2 на состав семьи из трех человек. В ордер в качестве членов семьи были включены муж, она и сын <данные изъяты>, <данные изъяты>. В <данные изъяты> году сын <данные изъяты> указанную квартиру приватизировал, является ее собственником. Никто из них на приватизацию не претендовал. Жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности, находится на горном отводе. С ДД.ММ.ГГГГ года ее дочь <данные изъяты> сожительствует с Галимшиным А.Ф., от совместной жизни они имеют совместного ребенка. Галимшин А.Ф. зарегистрирован по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, этот адрес является их постоянным местом жительства. В настоящее время семья дочери в доме не проживает, они вынуждены снимать квартиру в <адрес>, дочь <данные изъяты> проживает в <адрес>, сын <данные изъяты> летом проживает в указанном выше доме, зимой по адресу: <адрес>. Они являются членами одной семьи, поэтому просит включить в список на переселение и предоставить социальную выплату на шесть членов семьи.

Истцы Баранова Е.В., Баранова Т.В., Баранов В.В., Галимшин А.Ф. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель истцов -Ларионов Д.В. поддержал требования, указал, что истцы имеют право на получение социальной выплаты, поскольку на момент ликвидации шахты они проживали в жилом доме по адресу: <адрес>, Баранова Г.В. являлась собственником указанного дома, дом находится на горном отводе, имеет большой физический износ. Считает, что истцы являются членами одной семьи, дочь <данные изъяты> и зять находятся на иждивении Барановой Г.В., дом по адресу: <адрес> для них является постоянным местом жительства.

Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования истцов не признала, пояснила, что согласно постановления Правительства Российской Федерации № 428 от 13.07.2005 года « О выделении межбюджетных трансфертов на реализации программ местного развития…» и Эталона проекта ликвидации шахты переселению подлежат жители ветхих домов, ставших непригодными по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В первоначальный список граждан, проживающих в ветхом жилье семья Барановой Г.В. включена не была. Право на получение социальной выплаты для приобретения жилья имеют собственники жилых домов, признанных непригодными для проживания по критериям безопасности и члены их семьи, зарегистрированные и проживающие в указанном жилье на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности. Семья Барановой Г.В. до ДД.ММ.ГГГГ года была зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес> <адрес>, которая была предоставлена семье в ДД.ММ.ГГГГ году. В ДД.ММ.ГГГГ году сын истицы ФИО1 приватизировал указанную квартиру, то есть на момент ликвидации шахты истцы имели благоустроенную квартиру и в ней были зарегистрированы, тем самым были обеспечены жильем. Считает, что все дети истицы не проживают в указанном выше жилом доме, имеют свои семьи, сын Василий периодически проживает в указанном доме. Галимшин А.Ф. зарегистрирован только с ДД.ММ.ГГГГ года, не является членом семьи Барановой Г.В. Считает, что члены семьи Барановой Г.В. имеют производное право на переселение от права истицы, от которого она ранее отказалась.

Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка.

Суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя Министерства энергетики Российской Федерации.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов

( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника

( нанимателя).

Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрено переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».

Как следует из материалов дела и установлено судом шахта имени Ленина АОО

« Кизелуголь» ликвидирована с 16.06.1997года, что подтверждается приказом АОО

« Кизелуголь» № 157 от 13.06. 1997 года ( л.д.66). Согласно представленного ордера № серии Г, выданного исполнительным комитетом Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> была предоставлена ФИО2 на состав семьи из трех человек. В состав семьи включены: жена - Баранова Г.В., сын- ФИО1 Согласно договора на передачу квартир в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира передана в собственность ФИО1, что подтверждается представленным договором и свидетельством о государственной регистрации права ( л.д. 59). ДД.ММ.ГГГГ Баранова согласно договора купли-продажи приобрела в личную собственность жилой дом по адресу: <адрес> ( л.д. 22). Из представленных сведений о регистрации ( л.д. 10-14, 23-27, 60) следует, что Баранова Г.В. и члены ее семьи зарегистрированы в жилом доме по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, истец Галимшин А.Ф. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, до этого времени истцы значились в регистрации по адресу: <адрес> <адрес>. Согласно справки ГУП «ЦТИ Пермского края» физический износ жилого дома по адресу: <адрес> составляет №% по состоянию на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 55). Из заключения Уральского филиала ОАО

« ВНИМИ» следует, что жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, поскольку претерпел деформации более допустимых ( л.д. 56).

Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что семья Барановой Г.В. право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого не имеют, поскольку на момент ликвидации шахты имени Ленина были обеспечены благоустроенным жилым помещением и имели право в связи с увеличением семьи на улучшение жилищных условий согласно положений Жилищного Кодекса РФ.

Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите как высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, так и лиц, проживающих в ветхих домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности, приняв по существу меры государственной поддержки определенных групп населения, проживающих в домах, на которые негативно повлияли горные работы, которые находятся в зоне опасной для проживания, которые претерпели значительные и предельные деформации.

Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты.

Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков устанавливается, что субвенции направляются в частности, на финансирование реализации таких мероприятий, как снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого и т.д. ( пункт 5); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении ( строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий; субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов ( пункт 8).

Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно указанных правовых норм, предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета.

При этом, основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты; проживание и сохранение в нем регистрации по настоящее время. Жилой дом, в котором находится жилое помещение, должен быть для гражданина основным и постоянным местом жительства, признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ уральским филиалом ОАО « ВНИМИ». Указанные обстоятельства должны быть в совокупности.

Как было установлено судом семья Барановой Г.В. на момент ликвидации шахты имени Ленина проживала и была зарегистрирована в благоустроенной квартире по адресу: <адрес> <адрес>. Таким образом, жилой дом по адресу: <адрес>, признанный в установленном законом порядке непригодным для проживания по критериям безопасности, не являлся для семьи истцов постоянным и основным местом жительства. В указанном выше жилом доме истцы зарегистрированы только с ДД.ММ.ГГГГ года, истец Галимшин А.Ф. не был зарегистрирован до ДД.ММ.ГГГГ, а был зарегистрирован на территории <адрес>. Члены семьи Барановой Г.В., как и сама истица Баранова Г.В. в ДД.ММ.ГГГГ году распорядились своим правом на жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес>, отказавшись от ее приватизации.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Каких-либо доказательств проживания в жилом доме по адресу: <адрес> на момент ликвидации шахты имени Ленина истцами суду не представлено.

Суд не может согласиться с доводами истицы и ее представителя в части того, что дочь Баранова Е.В., Галимшин А.Ф. и внук истицы являются членами ее семьи, находятся на ее иждивении, поскольку исходя из действующего Семейного и Жилищного законодательства следует, что отсутствие зарегистрированного брака не образует взаимных прав и обязанностей. Данные лица не являются иждивенцами истицы Барановой Г.В., так как они являются трудоспособными как по возрасту, так и по состоянию здоровья. Само по себе обстоятельство, что они не работают, еще не свидетельствует о том, что они являются иждивенцами. Сама истица Баранова Г.В. в судебном заседании поясняла, что они не проживают совместно по одному адресу, питаются, раздельно. При таких обстоятельствах у суда нет оснований полагать, что они являются членами одной семьи.

Таким образом, суд считает, что истцам следует отказать в финансовой помощи государства на переселение, несмотря на то, что жилой дом в котором сейчас проживает Баранова Г.В. признан непригодным для проживания по критериям безопасности, поскольку, как ранее отмечалось судом, истцы на момент ликвидации шахты имени Ленина в указанном доме не проживали и не были зарегистрированы, имели благоустроенное жилое помещение, в котором проживали.

Поскольку данные исковые требования заявлены всеми членами семьи, каждый из них выступает в качестве истца, исковые требования истицей Барановой Г.В. изменены, то суд считает возможным рассмотреть настоящие требования несмотря на то, что Баранова Г.В. отказалась от иска о предоставлении ей социальной выплаты и отказ от иска принят судом, что следует из определения суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

В иске Барановой Г.В., Барановой Е.В., Барановой Т.В., Баранову В.В. и Галимшину А.Ф. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья: подпись

ВЕРНО:

Судья: Н.Н. Рылова

Секретарь: О.Н. Григорьева