Дело № 2-332/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Кизел
Кизеловский городской суд Пермского края
в составе:
председательствующего судьи Рыловой Н.Н.
при секретаре Григорьевой О.Н.,
с участием прокурора Мясниковой Е.В.,
представителя Думы « Кизеловского городского поселения» Русинова И.А., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по заявлению прокурора города Кизела о признании незаконным бездействия Думы Кизеловского городского поселения и Администрации Кизеловского городского поселения в части не непринятия мер по определению уполномоченного органа на осуществление муниципального контроля,
у с т а н о в и л :
Прокурор города Кизела обратился в суд с заявлением о признании бездействия Думы Кизеловского городского поселения и Администрации Кизеловского городского поселения в части не непринятия мер по определению уполномоченного органа на осуществление муниципального контроля.
В заявлении прокурор указал, что прокуратурой города Кизела согласно поручения прокуратуры Пермского края была проведена проверка на территории Кизеловского муниципального района исполнения органами местного самоуправления Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля ( надзора) и муниципального контроля». В результате проверки были установлены факты бездействия Администрации Кизеловского городского поселения и Думы Кизеловского городского поселения. Факт бездействия выразился в том, что согласно ст. 6 вышеназванного Федерального закона на органы местного самоуправления возложены обязанности по определению органов, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установлению организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности. Указанный уполномоченный орган по муниципальному контролю до настоящего времени не определен.
Поэтому оспариваемое бездействие Думы Кизеловского городского поселения и Администрации Кизеловского городского поселения существенно нарушает права и интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В судебном заседании помощник прокурора города Мясникова Е.В. поддержала требования, указав, что по результатам проверки в адрес Думы было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля. Однако, требования прокурора оставлены без удовлетворения, несмотря на то, что вышеназванный Федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей принят во исполнение Указа Президента № 797 от 15.05.2008 года
« О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», а также в целях ликвидации административных ограничений при предпринимательской деятельности в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства. Вышеназванным законом на органы местного самоуправления были возложены обязанности по определению уполномоченного органа на осуществление муниципального контроля. Муниципальный контроль подразумевает деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных по организации проведения проверок на территории муниципального образования. Согласно Федерального закона № 131-ФЗ на органы местного самообразования возложены такие виды контроля как земельный контроль, лесной контроль, Федеральным законом № 94-ФЗ « О размещении заказов, поставке товаров, выполнение работ, предоставление услуг для муниципальных и государственных нужд» возложен контроль в части соблюдения законодательства по размещению заказов, на поставку товаров, выполнение работ для государственных и муниципальных нужд. Федеральным Законом № 171-ФЗ от 22.11.1995 года « О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» на органы местного самоуправления возложена обязанность осуществлять контроль по соблюдению законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и ее качества. Также объектом муниципального контроля является обеспечение сохранности автомобильных дорог местного значения на основании Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ». Уполномоченный орган, если он создан, согласует с прокуратурой города план проверок индивидуальных предпринимателей. На момент проверки такой уполномоченный орган не создан и в Уставе не определен, как неопределенна его организационная структура, полномочия, функции и порядок их деятельности. Администрация Кизеловского городского поселения, как субъект правотворческой инициативы и орган, на который должны быть возложены контрольный функции, должен был выйти в Кизеловскую городскую Думу с проектом решения об определении уполномоченного органа. Однако, таких действий предпринято не было. Городская Дума также является субъектом нормотворческой инициативы, однако, до настоящего времени в Устав не внесены дополнения по определению уполномоченного органа. Известно, что Глава городского поселения Чернопиский Д.Н., который имеет право формировать повестку заседания Думы согласно регламента, включал в повестку на 31.03.2011 года вышеуказанные дополнения в Устав, предусматривающие наделение администрации полномочиями по осуществлению муниципального контроля. Однако, данные дополнения депутатами приняты не были, более этот вопрос не выносился.
Представитель Думы Кизеловского городского поселения Русинов И. А. требования прокурора признал, пояснил, что в конце февраля 2011 года в Думу поступило представление прокурора города Кизела с требованиями об определении уполномоченного органа на осуществление муниципального контроля. По поручению Главы Кизеловского городского поселения Чернопиского Д.Н. аппаратом Думы был подготовлен проект решения о внесении изменений и дополнений в Устав. В соответствии с регламентом Думы вопрос был внесен в повестку заседания Думы на 31.03.2011 года, где проект решения должен был быть рассмотрен в первом чтении. Проект решения депутатами был рассмотрен, но в ходе голосования проект не набрал необходимых для его принятия голосов. Руководствуясь Положением « О порядке подготовки, внесения, рассмотрения, принятия и опубликования нормативных правовых актов муниципального образования « Кизеловское городское поселение» за № 16 от 29.03.2007 года Глава поселения и Дума считала, что проект будет считаться отклоненным и повторному рассмотрению не подлежит. В связи с этим, повторно этот проект решения на Думу больше не вносился и не рассматривался. Он не согласен с мнением прокурора в части того, что Дума является субъектом нормотворческой инициативы, по его мнению, субъектом нормотворческой инициативы являются депутаты, депутатские комиссии, Глава поселения, а не сама Дума, поэтому бездействие Думы заключается только в непринятии решения на ее заседании. Глава Администрации Кизеловского городского поселения также мог выйти на заседание Думы с указанной инициативой, но вопрос этот им не был решен. Они намерены вновь выйти на заседание Думы с проектом решения для его принятия Думой.
Глава Кизеловского городского поселения Чернопиский Д.Н. в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка.
Представитель Администрации Кизеловского городского поселения в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, требования прокурора не оспаривает.
Суд находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие Главы Кизеловского городского поселения и представителя Администрации Кизеловского городского поселения, поскольку они надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, о чем имеются расписки.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные документы, суд приходит к выводу, что требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.1 части 1, 2 п.п. 1, 2, 3, 4 Федерального закона РФ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля ( надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации осуществления государственного контроля ( надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля ( надзора), муниципального контроля.
Настоящим Федеральным законом устанавливаются:
порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля ( надзора), муниципального контроля;
порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля ( надзора), муниципального контроля, при организации и проведения проверок;
права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля ( надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля ( надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов;
В статье 2 указанного Федерального закона используются следующие понятия:
Муниципальный контроль- деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации;
Проверка- совокупность проводимых органом государственного контроля ( надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий ( бездействия), производимых и реализуемых ими товаров ( выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Согласно ст. 6 п.2 п.п. 1, 2 вышеуказанного Федерального закона к полномочиям органа местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:
Организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории;
Разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля.
Как следует из материалов дела прокурором города Кизела 21..02.2011 года в адрес Думы Кизеловского городского поселения было направлено представление о принятии мер к принятию нормативного акта о создании органа муниципального контроля в компетенцию которого входят функции проведения мероприятий муниципального контроля, указанные в Федеральном законе № 294-ФЗ от 26.12.2008 года « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля ( надзора) и муниципального контроля ( л.д.6-7).
Проведенной проверкой по исполнению требований вышеуказанного Федерального закона № 294-ФЗ было установлено, что уполномоченный орган по осуществлению муниципального контроля до настоящего времени не создан и в Уставе не определен. Это также подтверждается представленным Уставом муниципального образования Кизеловское городское поселение ( л.д. 27-88), протоколом очередного заседания Думы Кизеловского городского поселения второго созыва № 5 от 31.03.2011 года ( л.д.120-126), пояснениями представителя Думы в судебном заседании.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности суд считает, что Администрацией Кизеловского городского поселения и Думой Кизеловского городского поселения ненадлежащее выполняются возложенные Федеральным законом на них обязанности по осуществлению муниципального контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории поселения, в течение продолжительного времени допускается бездействие по определению уполномоченного органа на осуществление муниципального контроля, установлению их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности, внесении дополнений и изменений в Устав муниципального образования, поскольку все перечисленные вопросы должны быть в полном объеме ( без применения отсылочных норм) отражены в Уставе муниципального образования, исходя из вопросов местного значения, определенных статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Бездействие органа местного самоуправления существенно нарушает права и интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и в целом граждан, проживающих на территории поселения, так как вышеуказанный Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля
( надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Поэтому заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 254, ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие Думы Кизеловского городского поселения и Администрации Кизеловского городского поселения в части непринятия мер по определению уполномоченного органа на осуществление муниципального контроля.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в 10-дневный срок с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья :
<данные изъяты>