о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения (2-320/2011)



Дело № 2-320/2011 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре Григорьевой О.Н.,

с участием истцов Потаповой Е.А., Гибадуллина Р.Р.,

представителя истцы Потаповой Е.А. - адвоката адвокатского кабинета в г. Кизеле Тарасовой О.В., действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности № -Д от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Потаповой Е.А. и Гибадуллина Р.Р. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Потапова Е.А. и Гибадуллин Р.Р. обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении их в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении каждому отдельно социальной выплаты для приобретения двух благоустроенных жилых помещений, мотивируя требования тем, что в настоящее время они семьей не проживают, получать социальную выплату на семью из двух человек не желают.

В судебном заседании истцы уточнили свои исковые требования, просят предоставить социальную выплату на семью из двух человек, пояснили, что собственником жилого дома по адресу: <адрес> на момент ликвидации шахты являлась ФИО1 Они в данном жилом доме проживали одной семьей, в нем были зарегистрированы. С ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 в доме не проживает, уехала в <адрес> к детям. В ДД.ММ.ГГГГ года подарила жилой дом им в общую долевую собственность, доля в праве каждого 1/2. Считают, что они имеют право на получение социальной выплаты, так как дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности, является ветхим, они до настоящего времени в нем сохранили регистрацию, другого жилья не имеют.

Представитель истицы Потаповой Е.А. адвокат адвокатского кабинета в городе Кизеле Тарасова О.В. поддержала требования, указала, что право истцов на получение социальной выплаты возникло на момент ликвидации шахты « Северная». Истцы проживали в жилом доме по адресу: <адрес> как члены семьи собственника указанного дома, в нем были зарегистрированы, дом подвержен влиянию горных работ, признан непригодным для проживания по критериям безопасности, в настоящее время являются его собственниками.

Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования истцов не признала, однако, право истцов на получение социальной выплаты не оспаривает, пояснила, что согласно постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года и Эталона проекта ликвидации шахт и разрезов переселению подлежат граждане, проживающие в ветхих домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности. Основанием предоставления социальной выплаты является признание жилого дома непригодным для проживания по критериям безопасности. Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» жилой дом по вышеуказанному адресу признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Истцы на момент ликвидации шахты проживали и были зарегистрированы в указанном доме в качестве членов семьи собственника. Социальная выплата истцам будет выплачена по поступлении денежных средств на эти цели.

Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о чем имеется расписка.

Третье лицо по делу Гибадуллин Г.Р. в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, выступать в качестве истца не желает, на социальную выплату не претендует, так как в ДД.ММ.ГГГГ году являлся получателем социальной выплаты как высвобожденный работник.

Третье лицо по делу ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, на получение социальной выплаты не претендует, поддерживает требования истцов, указала в отзыве, что они проживали в указанном доме одной семьей, с ДД.ММ.ГГГГ года она в доме не проживает, поэтому в ДД.ММ.ГГГГ году она подарила жилой дом истцам в общую долевую собственность.

Суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие третьих лиц, поскольку последние надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав пояснения истцов, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд считает, что исковые требования Потаповой Е.А. и Гибадуллина Р.Р. обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.

Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля ( горючих сланцев), отношения возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» № 81-ФЗ от 20.06.1996 года.

Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

В соответствии со ст. 5 вышеназванного Федерального закона Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» Правительство Российской Федерации утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от формы собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В число членов семьи, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Кроме того, в число членов семьи включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную военную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании шахта «Северная» ОАО « Кизелуголь» ликвидирована с 17.04.1998 года, что подтверждается приказом № 53 от 17.04.1998 года ( л.д.41). Жилой дом по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежал ФИО1 Согласно представленных сведений о регистрации

( л.д.7-8, 18) истица значится в регистрации по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована в нем и по настоящее время. Истец зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Из акта обследования жилого помещения и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания ( л.д.13-14). Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» оценки степени влияния подземных горных работ на жилые дома от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности, подлежит сносу ( л.д. 15). Договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 110) жилой дом по вышеуказанному адресу собственником ФИО1 передан в общую долевую собственность, доля в праве по 1/2 Потаповой Е.А. и Гибадуллину Р.Р.

Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на переселение из ветхого жилья, находящегося на горном отводе и ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и лиц, проживающих в ветхих домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности, приняв по существу меры государственной поддержки определенных групп населения, проживающих в домах, на которые негативно повлияли горные работы, которые находятся в зоне опасной для проживания, которые претерпели значительные и предельные деформации.

Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты).

Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков устанавливается, что субвенции направляются в частности, на финансирование реализации таких мероприятий, как снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого и т.д. ( пункт 5); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении ( строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий; субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов ( пункт 8).

Эталон проекта ликвидации шахты ( разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты и сохранение регистрации по настоящее время. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Основанием включения в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания согласно Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза) является то обстоятельство, что дом подвергался вредному влиянию горных работ, от чего стал ветхим, непригодным для проживания, что должно подтверждаться заключением Уральского филиала ОАО « ВНИМИ»

Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты, сохранение регистрации в ветхом жилом помещении в настоящее время. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ». Указанные обстоятельства должны быть непременно в совокупности.

Судом было установлено, что на момент ликвидации шахты в ДД.ММ.ГГГГ году в жилом доме по адресу: <адрес> были зарегистрированы и проживали оба истца в составе семьи ФИО1, являющейся собственником жилого дома. После выезда из жилого дома ФИО1 истцы стали сособственниками на основании договора дарения ( по 1/2 доле каждый).

Таким образом, истцы имеют равное право на получение социальной выплаты, поскольку на момент ликвидации шахты они были зарегистрированы и проживали в спорном жилом доме. Учитывая, что оба истца являлись членами семьи ФИО1, право на социальную выплату производно от данного обстоятельства, следовательно, социальная выплата должна быть предоставлена истцам на состав семьи из двух человек.

Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам и заключения с истцами договора на предоставление социальной выплаты.

Истцам следует предоставить социальную выплату из расчета двух членов семьи. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из двух человек - 42 квадратных метра.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Потапову Е.А. и Гибадуллина Р.Р. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности.

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения Потаповой Е.А. и Гибадуллина Р.Р. в избранном ими для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий

Судья:

<данные изъяты>