Дело № 2-323/2011 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Кизел
Кизеловский городской суд Пермского края
в составе:
председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре Григорьевой О.Н.,
с участием истицы Гентуяло Л.К.,
представителей истцов- адвоката Кизеловского адвокатского офиса № 1 Огурцова С.В., Бикташевой Е.А., действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Администрации Кизеловского муниципального района Маркштедер З.Д., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Гентуяло Л.К. и Гентуяло Ю.И. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Гентуяло Л.К. и Гентуяло Ю.И. обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении их в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты на двух членов семьи в пределах города Кизела, мотивируя свои требования тем, что дом, в котором они проживали и были зарегистрированы признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, что дает им право на получение социальной выплаты.
В судебном заседании истица на удовлетворении своих требований настаивает, пояснила, что в жилом доме по адресу: <адрес> <адрес> они проживали с ДД.ММ.ГГГГ года на основании ордера. На момент ликвидации шахты « Северная» 1998 год в указанной квартире проживали и были зарегистрированы она и ее муж, дочь из квартиры выехала и снялась с регистрационного учета в ДД.ММ.ГГГГ году, сын Игорь в ДД.ММ.ГГГГ году был призван на военную службу и больше в квартиру не вселялся. С ДД.ММ.ГГГГ года указанный дом разрушен, она вынуждена проживать у матери по адресу: <адрес>. Вышеуказанный дом находится на горном отводе, признан непригодным для проживания по критериям безопасности, а потому она имеет право на получение социальной выплаты, которую просит предоставить для приобретения жилья в городе Кизеле на двух членов семьи.
Истец Гентуяло Ю.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка.
Представитель истицы Гентуяло Л.К. -адвокат Кизеловского адвокатского офиса № 1 Огурцов С.В., поддержал требования, указал, что семья Гентуяло имеет право на получение социальной выплаты, поскольку они длительное время проживали в жилом доме по адресу: <адрес> <адрес>, сохранили в нем регистрацию по настоящее время, Гентуяло Ю.И. сохранил свое право на данную жилую площадь, они включены в Список граждан, проживающих в ветхом жилье.
Представитель истцов Гентуяло Л.К. и Гентуяло Ю.И. Бикташева Е.А. поддержала требования, указав, что истцы имеют право на получение социальной выплаты, поскольку включены в Список граждан на переселение, дом, в котором они проживали признан непригодным для проживания по критериям безопасности.
Третье лицо по делу на стороне истцов Гентуяло И.Ю. поддержал требования истицы, пояснил, что на получение социальной выплаты не претендует, в квартире не проживает с ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрирован по адресу: <адрес> в жилом помещении своей бывшей сожительницы, включен как член семьи в ордер. В настоящее время с сожительницей не проживает, все члены ее семьи из квартиры выписались, зарегистрирован один. Добивается получения квартиры в поселении по договору социального найма.
Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Маркштедер З.Д. исковые требования истцов не признала, однако, право истцов на получение социальной выплаты не оспаривает, пояснила, что истцы были включены в первоначальный Список граждан, проживающих в ветхом жилье в составе трех человек, затем данный список был скорректирован исключен из списка сын. Сведений о том, что Гентуяло имеют другое жилье Администрация района не располагает. В настоящее время денежные средства на цели переселения не поступают, поэтому Администрация района исковые требования истцов не признает.
Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о чем имеется расписка.
Суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя третьего лица, поскольку последний надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд считает, что исковые требования Гентуяло Л.К. и Гентуяло Ю.И. обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.
Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля ( горючих сланцев), отношения возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» № 81-ФЗ от 20.06.1996 года.
Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со ст. 5 вышеназванного Федерального закона Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» Правительство Российской Федерации утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от формы собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семьи, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Кроме того, в число членов семьи включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную военную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании шахта «Северная» ОАО « Кизелуголь» ликвидирована с 17.04.1998 года, что подтверждается приказом № 53 от 17.04.1998 года ( л.д.28). На основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> является Гентуяло Л.К., вместе с нанимателем в жилое помещение вселен муж нанимателя -Гентуяло Ю.И. ( л.д.12-14). Согласно представленных сведений о регистрации ( л.д.52 ) Гентуяло Л.К. и Гентуяло Ю.И. значатся в регистрации по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Гентуяло И.Ю. был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Право истцов на переселение закреплено Списком пенсионеров и работников шахты, проживающих в жилых домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания ( л.д. 29-31).
Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на переселение из ветхого жилья, находящегося на горном отводе и ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и лиц, проживающих в ветхих домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности, приняв по существу меры государственной поддержки определенных групп населения, проживающих в домах, на которые негативно повлияли горные работы, которые находятся в зоне опасной для проживания, которые претерпели значительные и предельные деформации.
Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты).
Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков устанавливается, что субвенции направляются в частности, на финансирование реализации таких мероприятий, как снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого и т.д. ( пункт 5); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении ( строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий; субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов ( пункт 8).
Эталон проекта ликвидации шахты ( разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты и сохранение регистрации по настоящее время. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты, сохранение регистрации в ветхом жилом помещении в настоящее время. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Судом было установлено, что на момент ликвидации шахты «Северная» в 1998 году истцы проживали и были зарегистрированы в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, сохранили регистрацию в нем по настоящее время. Вышеуказанный жилой дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, право истцов на переселение закреплено первоначальным Списком ТЭО, другого жилья истцы не имеют.
Таким образом, у суда имеются все основания для удовлетворения требований истцов о предоставлении социальной выплаты, поскольку истцы включены в первоначальный Список ТЭО, дом признан непригодным для проживания в результате ведения горных работ, истцы в нем проживали на момент ликвидации шахты, сохранили регистрацию по настоящее время.
Как было установлено в судебном заседании, третье лицо по делу на стороне истцов Гентуяло И.Ю. на получение социальной выплаты не имеет, предоставить социальную выплату не просит, членом семьи истицы не является, с 1994 года в доме не проживает, зарегистрирован в другом жилом помещении.
Отсутствие в настоящее время денежных средств, направляемых на реализацию программы переселения, по мнению суда, не является основанием к отказу истцам в иске, поэтому суд считает доводы представителя ответчика несостоятельными.
Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам и заключения с истцами договора на предоставление социальной выплаты.
Истцам следует предоставить социальную выплату из расчета двух членов семьи. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из двух человек - 42 квадратных метра.
Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.
Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения Гентуяло Л.К. и Гентуяло Ю.И. в избранном ими для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
ПредседательствующийСудья:
<данные изъяты>