о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения (2-344/2011)



Дело № 2-344/2011 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                   г. Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре Григорьевой О.Н.,

с участием истцов: Ауман С.В., Ауман А.А., Ауман А.А.,

представителя истцов Ларионова Д.В., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности -Д от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску      Ауман С.В., Ауман А.А., Ауман Е.А. и Ауман А.А. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

           Семья Ауман А.А. в составе четырех человек     обратилась в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты на семью в пределах города Кизела, мотивируя свои требования тем, что они проживают в жилом доме, который признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, а потому имеют право на получение социальной выплаты.

      В судебном заседании истцы на удовлетворении требований настаивают, Ауман С.В. пояснила, что до ДД.ММ.ГГГГ года их семья проживала по адресу: <адрес> с родителями мужа. ДД.ММ.ГГГГ они купили жилой дом по адресу: <адрес>, собственником указанного дома является муж - Ауман А.А. Они сразу вселились в приобретенный дом, но регистрацию в нем не оформляли, так как не придавали этому акту значение. Муж зарегистрировался в доме в ДД.ММ.ГГГГ году, она в ДД.ММ.ГГГГ году, дочь Елена значится в регистрации с ДД.ММ.ГГГГ года, сын Александр зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ года с момента освобождения из мест лишения свободы и получения паспорта. В указанном доме они значатся в регистрации по настоящее время, но в нем не проживают с ДД.ММ.ГГГГ года, так как жилое строение почти разрушено, жить в нем невозможно, поэтому они вынуждены снимать жилой дом по адресу: <адрес> Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находится на горном отводе, признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Считает, что Администрация района необоснованно отказывает их семьей в предоставлении социальной выплаты.

    Истцы Ауман А.А. и Ауман А.А. поддержали пояснения истицы Ауман С.В.

    Истица Ауман Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и мест е рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

    Представитель истцов Ларионов Д.В. поддержал требования, считает, что истцы имеют право на получение социальной выплаты для приобретения другого жилого помещения, поскольку семья Ауман фактически проживала в жилом доме по адресу: <адрес>, который признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Ауман А.А. является собственником жилого дома по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ года, на момент закрытия шахты « Северная» истцы не имели другого жилья. Считает, что институт регистрации не должен ущемлять права граждан, так как положения Конституции Российской Федерации гарантируют гражданам право на жилище.

      

                        Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования не признала, пояснила, что согласно постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года и Эталона проекта ликвидации шахт и разрезов переселению подлежат граждане, проживающие в ветхих домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности. Основанием включения в список граждан, проживающих в ветхом жилье, является заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома. Право на получение социально й выплаты имеют собственники жилого положения и члены их семьи, проживающие и зарегистрированные в непригодном жилом помещении на момент ликвидации шахты. Истец является собственником жилого дома, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности. Однако как собственник, так и члены его семьи не были зарегистрированы в нем на момент ликвидации шахты, а потому не имеют право на включение в список на переселение и выделение социальной выплаты. Факт проживание семьи в жилом помещении по адресу: <адрес> г. Кизела Администрацией района не оспаривается.

    Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о чем имеется расписка.

          Суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя третьего лица, поскольку последний надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.

         Выслушав пояснения сторон, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд считает, что исковые требования     семьи Ауман А.А. обоснованны и подлежат удовлетворению.

    Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.

Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля ( горючих сланцев), отношения возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» № 81-ФЗ от 20.06.1996 года.

    Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

    В соответствии со ст. 5 вышеназванного Федерального закона Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

      Во исполнение Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» Правительство Российской Федерации утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.

     Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

      В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

       Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации     шахты ( разреза) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от формы собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

    В число членов семьи, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Кроме того, в число членов семьи включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную военную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.

                  Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании шахта « Северная» ОАО « Кизелуголь» ликвидирована с 17.04.1998 года, что подтверждается приказом № 53 от 17.04.1998 года ( л.д.34). Жилой дом по адресу : <адрес> принадлежит Ауман А.А. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.16). Согласно представленных сведений о регистрации ( л.д. 8-11, 18-21, 25) собственник вышеуказанного жилого помещения Ауман А.А. значится в регистрации по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; Ауман С.В. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; дочь- Ауман Е.А. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, сын- Ауман А.А. значится в регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, до настоящего времени семья была зарегистрирована по адресу: <адрес>, в жилом доме, принадлежащем родителям собственника Ауман А.А. Из представленной справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП ЦТИ Пермского края и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что физический износ жилого дома по адресу : <адрес> на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ составляет %, дом непригоден для проживания, является ветхим ( л.д. 17, 22-23).           Согласно заключения Уральского филиала ОАО

« ВНИМИ» оценки степени влияния подземных горных работ на жилые дома от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности, подлежит сносу, поскольку допустимая величина деформации строения определена 9,0 ед., фактическая величина деформации 9,0 ед. ( л.д. 35-39).

       Судом также с достоверностью установлено и не оспаривается представителем Администрации района, что семья Ауман А.А. начиная с ДД.ММ.ГГГГ года фактически проживала в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, сохраняя регистрацию в жилом доме родителей Ауман А.А. по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства подтвердили допрошенные судом в качестве свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, которые указали, что семья Ауман А.А. в приобретенный жилой дом по адресу: <адрес> въехали сразу после его приобретения в ДД.ММ.ГГГГ году, связывают указанные обстоятельства с моментом ликвидации детского сада, в котором работала истица Ауман С.В. и свидетели, проживала в этом доме как на момент ликвидации шахты, так и позднее, когда Ауман Е.А. работала в пекарне. Жилой дом по вышеуказанному адресу был постоянным местом жительства несовершеннолетнего Ауман А.А., которое посещалось на тот момент классным руководителем ФИО1

       Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на переселение из ветхого жилья, находящегося на горном отводе и ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

        В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

    

             Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

      Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и лиц, проживающих в ветхих домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности, приняв по существу меры государственной поддержки определенных групп населения, проживающих в домах, на которые негативно повлияли горные работы, которые находятся в зоне опасной для проживания, которые претерпели значительные и предельные      деформации.           

     Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты).

       Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков устанавливается, что субвенции направляются в частности, на финансирование реализации таких мероприятий, как снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого и т.д. ( пункт 5); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении ( строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий; субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов ( пункт 8).

Эталон проекта ликвидации шахты ( разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты и сохранение регистрации по настоящее время. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Основанием включения в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания согласно Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза) является     то обстоятельство, что дом подвергался вредному влиянию горных работ, от чего стал ветхим, непригодным для проживания, что должно подтверждаться заключением Уральского филиала ОАО « ВНИМИ»        

        Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты, сохранение регистрации в ветхом жилом помещении в настоящее время. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ». Указанные обстоятельства должны быть непременно в совокупности.

              Судом было установлено, что на момент ликвидации шахты «Северная» в 1998 году семья истцов проживала в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, сохраняя регистрацию в другом жилом помещении. При этом факт проживания семьи Ауман в жилом доме по вышеуказанному адресу не оспаривается представителем Администрации района. В настоящее время семья Ауман значится в регистрации по вышеуказанному адресу, Ауман А.А. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, Ауман С.В. имеет супружескую долю в указанном доме, так как он приобретен во время брака. Вышеуказанный жилой дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, другого жилья истцы не имеют.

                 При таких обстоятельствах, у суда имеются все основания для удовлетворения требований семьи Ауман А.А. По мнению суда, ответчиком право истцов на включение в Список и предоставление социальной выплаты нарушено, отсутствие регистрации в сносимом жилом доме при фактическом в нем проживании и отсутствии другого жилого помещения не является основанием к отказу в предоставлении социальной выплаты, так как регистрация является административным актом, не свидетельствующим о безусловном отсутствии права на предоставление социальной выплаты.

                       Получателем межбюджетных трансфертов     для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам и заключения с истцами договора на предоставление социальной выплаты.

       Истцам следует предоставить социальную выплату из расчета четырех членов семьи.     Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из четырех человек     - по 18 квадратных метра на каждого члена семьи.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан).       Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством     по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

           

           Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Ауман А.А., Ауман С.В., Ауман Е.А. и Ауман А.А. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности.

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения         семьи Ауман А.А., в составе четырех человек: Ауман А.А., Ауман С.В., Ауман Е.А. и Ауман А.А. в избранном ими для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

     Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий

Судья:                                                                                    подпись

ВЕРНО:

Судья:                                                                                                    Н.Н. Рылова

Секретарь:                                                                                         О.Н. Григорьева