о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты (2-15/2011)



Дело № 2-15-2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Митраковой Т.В.,

при секретаре Мольковой Л.Н.,

с участием истца Хуснуяровой Г.Ю.,

представителя истца адвоката Огурцова С.В.,

представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Хуснуяровой Г.Ю. к Администрации Кизеловского муниципального района, третье лицо Министерство энергетики РФ, о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л :

       Истец обратился в суд с иском к ответчику об обязании Администрацию Кизеловского муниципального района включить Хуснуярову Г.Ю. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставить социальную выплату на одного человека для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ.

       В судебном заседании Хуснуярова Г.Ю., настаивая на исковых требованиях, просит взыскать в ее пользу с Администрации Кизеловского муниципального района расходы по проведению судебно-технической экспертизы в сумме рублей, пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ года она работала <данные изъяты>», которое располагалось на территории пос. «<адрес>, в связи с чем, ей предоставили квартиру <адрес>, но ордер на жилое помещение не выдавался. В ДД.ММ.ГГГГ году ее зарегистрировали по данному адресу на основании домовой книги, в которой содержались сведения на всех работников <данные изъяты>, но в настоящее время данный документ утрачен. Она прописана по адресу <адрес> по настоящее время. Она проживала в данной квартире с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год, пока дом не разрушился, и оплачивала коммунальную услугу за свет в <данные изъяты>. Ее муж ФИО2 и дочь ФИО3 проживали и были зарегистрированы по <адрес> в доме, который принадлежал отцу ее мужа. Пока дочери не исполнилось 7 лет и она не пошла в школу, то она вместе с ФИО2 и ФИО3 проживали <адрес>, но муж и дочь не были зарегистрированы по данному адресу. Она приходила к ним на <адрес> в выходные, а проживала в <данные изъяты>, так как работала с часов утра. Ее муж работал шофером на шахте «Северная», часто ездил в командировки, ребенок фактически находился на воспитании дедушки и бабушки. ФИО2 и ФИО3 получили социальную выплату по адресу <адрес>, сдали дом в Администрацию и купили квартиру в <адрес>. В настоящее время ее дочь проживает в <адрес>, а она с мужем по <адрес> без регистрации. Данный дом принадлежит брату ее мужа ФИО4-<данные изъяты>, который умер в <адрес>, но в наследственные права на домовладение никто не вступил. Ее сын ФИО5 прописан в квартире ее матери ФИО6 по <адрес>..

        Представитель истца адвокат Огурцов С.В. исковые требования поддержал, пояснил, что Хуснуярова Г.Ю. проживала в квартире по адресу <адрес>, которая предоставлялась ей как работнику <данные изъяты>. Истица зарегистрирована в жилом помещении на момент ликвидации шахты «Северная» по настоящее время. По заключению ОАО «ВНИМИ» дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Считает, что Хуснуярова Г.Ю. имеет право на получение социальной выплаты на основании Постановлений Правительства РФ № 840 и № 428.

        Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования не признала, пояснила, что право на получение социальной выплаты имеют граждане, которые являются собственниками или нанимателями, а также членами их семьи, проживающие и зарегистрированные на дату принятия решения о ликвидации шахты. У истицы отсутствуют правоустанавливающие документы на дом по адресу <адрес>.          

        Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил.

        Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

        Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

         В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

        Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

         Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

          В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конституция Российской Федерации ( статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 55 ( часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. В соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.          

        Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшения жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета.

        Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27.07.2006 года, предусмотрено переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО «Кизеуголь».

         Также из выше приведенных положений закона в их взаимосвязи следует, что для решения вопроса об оформлении приобретенного (построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснять, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении. При этом, в случае, если лица, проживающие совместно с нанимателем сносимого ветхого жилого помещения не являются членами его семьи, либо сособственниками данного жилого помещения, это лицо имеет право на получение субсидии, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения для одинокого гражданина и оформление приобретенного жилого помещения в единоличную собственность.

          Кроме того, для признания за гражданами права на включение в Списки для переселения и на предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, необходимо установить наличие у указанного лица права пользования жилым помещением в доме, подлежащем сносу, в связи с признанием его непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

          Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании квартира по адресу <адрес> состояла на учете в ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края», но право собственности ни за кем не зарегистрировано, в настоящее время дом разрушен, что подтверждается справками ГУП «Центр технической инвентаризации», сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю и технического паспорта домовладения, актом и справкой Администрации Шахтинского сельского поселения, справкой ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» (л.д. 8, 35, 38-39, 29-34, 81-85, 35, 10, 37, 42). Хотя истице не выдавался ордер на жилое помещение, она имеет в нем регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается копией паспорта гражданина РФ на ее имя (л.д. 5-6), карточкой регистрации (л.д. 7), справкой паспортиста (л.д. 15). Как утверждает Хуснуярова Г.Ю. квартира предоставлялась ей как работнику Александровского совхоза, в подтверждение чего представила трудовую книжку (л.д. 16-17). Указанное обстоятельство не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

          Согласно ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР жилищный фонд включает: жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд). В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда. В соответствии со ст. 41.1. Жилищного кодекса РСФСР (введенной Указом ПВС РСФСР от 22.06.1989 года) при обеспечении граждан жилыми помещениями в домах колхозов последние вправе устанавливать для колхозников, лиц, работающих в колхозах по трудовым договорам, и других граждан, которым предоставляются жилые помещения в домах колхозов, льготные основания признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. Члены колхоза и другие работники могут приниматься на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечиваться жилой площадью в домах колхозов независимо от постоянного проживания в данном населенном пункте. Отдельным высококвалифицированным специалистам и другим работникам с учетом их трудового вклада, а также лицам, приглашаемым в колхоз на работу, жилые помещения в домах колхозов могут предоставляться во внеочередном порядке. Жилая площадь в домах колхозов может предоставляться с превышением установленной законодательством РСФСР нормы жилой площади. Решения об установлении предусмотренных настоящей статьей льготных условий обеспечения граждан жилыми помещениями в домах колхозов, а также о количестве жилой площади, выделяемой для обеспечения граждан жилыми помещениями во внеочередном порядке, принимаются общим собранием членов колхозов или собранием уполномоченных. Другие сельскохозяйственные кооперативы при обеспечении граждан жилыми помещениями в домах этих кооперативов обладают такими же правами, как и колхозы. Согласно ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. В соответствии со ст. 50 ЖК РСФСР Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. В соответствии со ст. 51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. В договоре найма жилого помещения определяются права и обязанности сторон по пользованию жилыми помещениями. К отношениям, вытекающим из договора найма жилого помещения, в соответствующих случаях применяются также правила гражданского законодательства Союза ССР и РСФСР.

        Поскольку право собственности на квартиру по адресу <адрес> по сведениям ГУП «Центр технической инвентаризации» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю не зарегистрировано, то жилое помещение в установленном порядке на баланс Александровского Совхоза, а в последующем после его реорганизации в форме Производственного объединения, а также его Отделений, оформлено не было, и в муниципальную собственность как объект жилищно-коммунального хозяйства не принималось.

        По заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ»от ДД.ММ.ГГГГ дом по адресу <адрес> был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «им. Ленина», в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей и пришло в ветхость и непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ (л.д. 90-91). Согласно приказу № 157 Акционерного общества открытого типа по добыче угля «Кизелуголь» шахта «Ленина» ликвидирована с 13.06.1997 года.

        Истица иного жилья не имеет, поскольку в приватизации не участвовала, сведения о зарегистрированных за ней правах на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними отсутствуют (л.д. 36, 41). Как указывалось ранее в настоящее время дом по адресу <адрес> разрушен (л.д. 10, 37, 42). Хуснуярова Г.Ю. имеет регистрацию на жилой площади <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 15, 7, 5-6).

         Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истец имеет право на переселение из ветхого жилья, находящегося на горном отводе и ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

          Истица просит предоставить ей социальную выплату за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами города Кизел в связи с тем, что дом, в котором она зарегистрирована и проживала, находится на горном отводе и непригоден для проживания по критериям безопасности, в настоящее время разрушен. В Список на переселение она не была включена.

         Суд считает, что Хуснуярова в ДД.ММ.ГГГГ году была вселен в жилое помещение по адресу <адрес> в качестве нанимателя, поскольку до ДД.ММ.ГГГГ года под установленным порядком вселения понималось соблюдение правил о прописке, которая у нее имеется, что является доказательством того, что состоялось соглашение о ее вселении в квартиру, она проживала в доме и пользовалась жилым помещением, и иных доказательств суду не представлено.

          Оценив все собранные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что истец имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого по адресу <адрес>, поскольку она, вселившись в указанный дом в качестве нанимателя, приобрела право пользования жилым помещением, которое являлось ее постоянным местом жительства и иного она не имеет. Сохранение права пользования за Хуснуяровой указанной квартирой нечем не опровергнуто.

          Поскольку судом было установлено, что на дату ликвидации шахты им. Ленина истица была зарегистрирована по адресу <адрес>, постоянно проживала в квартире, указанная жилая застройка по заключение Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» признана ветхой непригодной для проживания по критериям безопасности, в настоящее время разрушена и другого жилья Хуснуярова Г.Ю. не имеет, поэтому ее следует включить в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности, и предоставить социальную выплату для приобретения жилого помещения взамен сносимого. По мнению суда, право истца должно быть защищено и не может поставлено в зависимость от того, что в свое время ни Александровским совхозом ни Администраций г. Кизел дом на баланс не принимался, в связи с чем, ордер на квартиру Хуснуяровой Г.Ю. не выдавался, в настоящее время дом разрушен. На основании изложенного, суд считает, что истица в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на квартиру не утратила право на предоставление финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, а поэтому ее право на получение социальной выплаты должно быть защищено судом.

          Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцу. Суд считает, что Хуснуярова Г.Ю. вправе избрать для постоянного места жительства любую местность за пределами города Кизел и Администрация района не вправе препятствовать ей в переселении. Истице следует предоставить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения с соблюдением требований пунктов 9-10 вышеуказанных правил. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на одного человека 33 кв.метров.

        Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

        Таким образом, суд удовлетворяет требования истца в полном объеме.

        Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по дела расходы. Из материалов дела видно, что Хуснуярова понесла расходы по оплате судебно-технической экспертизы в общей сумме рублей, из них рублей за оплату экспертизы и рублей за услуги банка по перечислении денежных средств в ОАО «ВНИМИ». Ее иск удовлетворен в полном объеме. Из смысла ч. 1 ст. 86 Гражданского процессуального кодекса РФ следует, что независимо от того, какая экспертиза проводилась, ее выводы излагаются в форме заключения эксперта.

          На основании изложенного, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца расходы по проведению экспертизы с учетом услуг банка в сумме рублей.

          Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

         Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Хуснуярову Г.Ю. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

         Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Хуснуяровой Г.Ю. социальную выплату на одного человека Хуснуярову Г.Ю. для приобретения благоустроенного жилого помещения, для переселения Хуснуяровой Г.Ю. в избранный ею для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

          Взыскать с Администрации Кизеловского муниципального района в пользу Хуснуяровой Г.Ю. в возмещение судебных расходов по оплате судебно-технической экспертизы рублей ( рублей).

          Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

          Председательствующий