о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты (2-340/2011)



Дело № 2- 340/2011 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края                                                     в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре Григорьевой О.Н.,

с участием истцов Бачуриной С.А., Ляпустина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску     Бачуриной С.А., Ляпустина А.А. и Ляпустиной В.М. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты,

у с т а н о в и л :

         Бачурина С.А., Ляпустин А.А. и Ляпустина В.М. обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении их семьи в составе четырех человек в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого за пределами города Кизела.

                В судебном заседании истцы Бачурина С.А. и Ляпустин А.А. на удовлетворении своих требований настаивают, пояснили, что жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено по ордеру Ляпустиной В.М. в ДД.ММ.ГГГГ году на четырех членов семьи, включая двух несовершеннолетних детей. На момент закрытия шахты имени Ленина все члены семьи проживали в указанном жилом помещении и были зарегистрированы, в ДД.ММ.ГГГГ году из квартиры выехала и снялась с регистрационного учета Ляпустина Е.А. в приобретенную ею квартиру. В настоящее время они в квартире не проживают, так как дом разрушен, проживать в нем невозможно, вынуждены снимать квартиру. Считают, что они имеют право на получение социальной выплаты, так как жилой дом по вышеуказанному адресу находится на горном отводе. Просят включить их семью из четырех человек, учитывая несовершеннолетнего ФИО1, в список граждан проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставить социальную выплату для приобретения жилья за пределами города Кизела.

                  Представитель Администрации Кизеловского муниципального района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, направил письменный отзыв, из которого следует, что Администрация района право истцов на переселение не оспаривает, но исковые требования не признает в силу отсутствия денежных средств на эти цели, указал, что согласно постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года « О предоставлении межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития…» и Эталона проекта ликвидации шахт и разрезов переселению подлежат граждане, проживающие в ветхих домах, непригодных для проживания по критериям безопасности. Социальная выплата предоставляется на основании составленных на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органом местного самоуправления шахтерских городов и поселков, и согласованных с Министерством энергетики РФ. Основанием включения в список на переселение является заключение уральского филиала ОАО « ВНИМИ» о степени влияния горных работ на состояние жилого дома. Обязательными условиями формирования списка являются факт регистрации гражданина на момент принятия решения о ликвидации объекта угольной отрасли, шахты, в жилом помещении, которое по заключению технической экспертизы признано ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности, а также факт наличия у гражданина ( собственника или нанимателя) всех правоустанавливающих документов на жилое помещение. Заключением от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> является ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности.

Истица Ляпустина В.М. и представитель третьего лица-

Министерство энергетики РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем имеются расписки.

Суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии не явившихся лиц.

       Выслушав пояснения истцов, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов обоснованны и подлежат удовлетворению.

        Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

     Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

      В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

     

    Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов

( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

    В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

          Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника

( нанимателя).

     Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».

     Также из приведенных выше положений закона в их взаимосвязи следует, что для решения вопроса об оформлении приобретенного ( построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснить, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении. При этом в случае, если лица, проживающие совместно с нанимателем сносимого ветхого жилого помещения не являются членами его семьи, либо сособственниками данного жилого помещения, это лицо имеет право на получение субсидии, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения для одинокого гражданина и оформление приобретенного жилого помещения в единоличную собственность.

        Как было установлено судом и следует из материалов дела шахта имени Ленина АОО « Кизелуголь» ликвидирована с 16.06.1997 года, что подтверждается приказом АОО « Кизелуголь» № 157 от 13.06.1997 года ( л.д.30). Жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> было предоставлено Ляпустиной В.М. в ДД.ММ.ГГГГ году на четырех членов семьи, ДД.ММ.ГГГГо года Администрацией Кизеловского городского поселения с Ляпустиной В.М. заключен договор социального найма . Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи: Бачурина С.А.- дочь, Ляпустин А.А.- муж, ФИО1-внук ( л.д.20-22). Из представленных сведений о регистрации следует, что истцы зарегистрированы по адресу: <адрес>4 <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, на момент ликвидации шахты имени Ленина, 1997 года, истица Бачурина С.А. являлась несовершеннолетней ( л.д.8-13). Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» об оценке степени влияния подземных горных работ на жилые дома города Кизела, расположенных на шахтных полях

ОАО « Кизелуголь» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан подлежащим сносу как ветхий, ставший в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, так допустимая величина деформации составляет 5,5 ед., фактическая величина деформации составляет 5,5 ед. ( л.д.26-29).

         

        Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого.

     Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты, сохранение регистрации в ветхом жилом помещении в настоящее время. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ». Указанные обстоятельства должны быть непременно в совокупности.

          Судом было установлено, что основным нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> является Ляпустина В.М., вместе с ней в квартире проживали и зарегистрированы члены ее семьи : дочь-Бачурина С.А., муж-Ляпустин А.А. и внук ФИО1 Истцы проживали и были зарегистрированы в указанном доме на день ликвидации шахты, сохранили регистрацию в нем по настоящее время, жилой дом по вышеуказанному адресу признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Для истцов указанное жилое помещение является постоянным и единственным местом жительства.

    При таких обстоятельствах, суд считает, что право истцов на включение в список на переселение и выделение социальной выплаты является не оспаримым. Не оспаривает право истцов на финансовую помощь от государства и представитель Администрации Кизеловского муниципального района.

                                Получателем межбюджетных трансфертов     для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам.

        Истцам следует предоставить социальную выплату из расчета четырех членов семьи.     Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из четырех человек- по 18 квадратных метра на каждого.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан).       Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством     по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

            Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

           Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Бачурину С.А., Ляпустина А.А., Ляпустину В.М. и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности.

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения Бачуриной С.А., Ляпустина А.А., Ляпустиной В.М. и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в избранном ими для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

     Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья: