Дело № 2-11-2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Митраковой Т.В., при секретаре Черниковой Н.В., с участием истца Музафарова Б.Г., представителя истца Хайруллина Р.Р., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Администраций Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей по доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Музафарова Б.Г. к Администрации Кизеловского муниципального района, третье лицо Министерство энергетики Российской Федерации, о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты, У С Т А Н О В И Л : Музафаров Б.Г. обратилась в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района, третье лицо Министерство энергетики РФ, о признании за ним права на получение социальной выплаты в размере и на условиях, предусмотренных Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, для его переселения из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания в нем по критериям безопасности, о включении Музафарова Б.Г. в список граждан, подлежащих переселению, об обязании Администрацию Кизеловского муниципального района предоставить Музафарову Б.Г. социальную выплату для приобретения (строительства) жилья, взамен жилого помещения, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, и заключить с ним соответствующий договор на предоставление социальной выплаты. В судебном заседании истец, настаивая на исковых требованиях и доводах искового заявления, пояснил, что он остался на улице один, проживавшие в соседних домах граждане переселены. С ДД.ММ.ГГГГ года он постоянно проживает по <адрес>. Этот дом принадлежал его отцу. В настоящее время он является собственником домовладения на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию. Его родители ФИО1 и мать ФИО2 умерли. В доме был зарегистрирован его брат ФИО3 с женой ФИО4. В ДД.ММ.ГГГГ году они, снявшись с учета по <адрес>, убыли на <адрес> и в настоящее время проживают в принадлежащем им доме по <адрес>. В доме также был зарегистрирован его брат ФИО3 с женой ФИО4. В ДД.ММ.ГГГГ году они получили квартиру по <адрес>, где проживают до настоящего времени. По <адрес> был зарегистрирован его брат ФИО3 с женой ФИО4 и сыном ФИО5. В ДД.ММ.ГГГГ года его брат умер. ФИО4, расторгнув брак с ФИО4, вместе с сыном <данные изъяты> снялись с учета по <адрес> и в ДД.ММ.ГГГГ году уехали в <адрес>. Его сестра ФИО4 вышла замуж, проживала в <адрес>, потом в <адрес>, где и умерла в ДД.ММ.ГГГГ года. В настоящее время он зарегистрирован и проживает в доме по <адрес> один. Представитель истца Хайруллин Р.Р., поддерживая исковые требования, пояснил, что проведена экспертиза, которая говорит о том, что дом по <адрес> подвержен деформациям более допустимых и является ветхим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Государство предусмотрело меры социального характера в связи с ликвидацией организаций угольной промышленности, одной из которых является снос ветхого жилого фонда. Из-за работы шахт имеются негативные последствия. Переселение осуществляется в форме предоставления социальных выплат согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства № 428 от 2005 года. Его доверитель отвечает сем критериям и имеет право на получение социальной выплаты на 1 человека исходя из 33 кв.м. Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.Н. исковые требования не признала, пояснила, что истец соответствует всем требованиям. Он является собственником дома по <адрес>, в котором зарегистрирован на момент ликвидации соответствующей шахты. Имеется заключение Уральского филиала ВНИМИ о влиянии горных работ на состояние жилого дома. Администрация района не оспаривает право истца. При поступлении межбюджетных трансфертов, предусмотренных на реализацию данной программы, он будет включен в список и с ним будет заключен договор на предоставление социальной выплаты. В настоящее время все денежные средства распределены. Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил. Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России, Государственным учреждением «Соцуголь» при Минэнерго России переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, дом по <адрес> принадлежит Музафарову Б.Г. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому истец унаследовал домовладение с постройками и земельным участком по указанному адресу полностью после смерти ДД.ММ.ГГГГ его отца ФИО1 (л.д. 18, 26). По справке Александровского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» физический износ деревянного жилого дома, 1968 года постройки, расположенного по <адрес>, составляет 70 % на дату обследования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ( л.д. 17). Согласно заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «им.Ленина», в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформации и пришло в ветхость и непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ (л.д. 50-51). Согласно приказу № 157 Акционерного общества открытого типа по добыче угля «Кизелуголь» шахта им. Ленина ликвидирована с 01.07.1997 года (л.д. 31). Как следует из справки с места жительства истец зарегистрирован и проживает по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время один (л.д. 60), что также подтверждается копией паспорта гражданина РФ на его имя (л.д. 6) и сведениями домовой книги прописки граждан (л.д. 8-11). Согласно справкам Александровского отдела ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» и сведениям Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Музафаров Б.Г. в приватизации не участвовал, иного кооперативного и частного жилья в г. Кизел не имеет, права на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ним не зарегистрированы. (л.д. 28-29). Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истец имеет право на переселение из ветхого жилья, находящегося на горном отводе и ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Конституция Российской Федерации ( статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшения жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета. Как следует из вышеуказанных нормативных актов социальная выплата предоставляется на семью. Истец просит предоставить ему социальную выплату за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами города Кизел в связи с тем, что дом, в котором он зарегистрирован и проживает, находится на горном отводе и непригоден для проживания по критериям безопасности. В Список на переселение он не был включен. Суд считает, что Музафарова Б.Г. следует включить в Список на переселение, поскольку на момент закрытия шахты «им. Ленина», на ДД.ММ.ГГГГ, он был зарегистрирован в доме по адресу <адрес>, признанном в установленном порядке ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и проживает в нем по настоящее время. Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцу. Суд считает, что истец вправе избрать для постоянного места жительства любую местность за пределами города Кизел и Администрация района не вправе препятствовать ему в переселении. Музафарову Б.Г. следует предоставить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения с соблюдением требований пунктов 9-10 вышеуказанных правил. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, должна составлять на одного человека 33 кв.метра. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья. Таким образом, суд удовлетворяет требования истца, его следует включить в Список семей, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности, и предоставить социальную выплату для приобретения жилья за пределами города Кизел. Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Признать за Музафаровым Б.Г. право на получение социальной выплаты в размере и на условиях, предусмотренных Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, для его переселения из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания в нем по критериям безопасности. Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Музафарова Б.Г. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Музафарову Б.Г. Г. социальную выплату на одного человека для приобретения благоустроенного жилого помещения, для переселения Музафарова Б.Г. в избранный им для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, и заключить с ним договор на предоставление социальной выплаты. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней.