Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Рыловой Н.Н., при секретаре Григорьевой О.Н., с участием истцов Закировой А.Д., Вяткиной А.О., представителя Администрации Кизеловского муниципального района Смирновой А.Н., действующей на основании доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Закирова О.В., Закировой А.Д. и Вяткиной А.О. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, у с т а н о в и л : Закиров О.В., Закирова А.Д. и Вяткина А.О. обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении их семьи в составе четырех человек в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого, мотивируя свои требования тем, что жилой дом, в котором они проживают, расположенный по адресу: <адрес> находится на территории горных выработок, а поэтому они имеют право на получение социальной выплаты. В судебном заседании истцы на удовлетворении иска настаивают, пояснили, что жилой дом по адресу: <адрес> принадлежал ФИО2 умершему в ДД.ММ.ГГГГ году, в ДД.ММ.ГГГГ года права собственности на данный дом по праву наследования были оформлены Закировым О.В. На момент ликвидации шахты имени Ленина в указанном выше доме проживали и были зарегистрированы Закиров О.В. и Закирова А.Д. Также в данном жилом доме с ДД.ММ.ГГГГ года проживала Вяткина А.О., а с ДД.ММ.ГГГГ года и ее дочь ФИО1, но Вяткина А.О. была зарегистрирована по другому адресу. В настоящее время дом разрушается, отпадает штукатурка, от дома отошла завалинка. Считают, что дом разрушается в связи с тем, что он находится на горном отводе и подвержен влиянию горных работ. Другого жилья у них нет, приобрести его они не имеют возможности поэтому просят предоставить социальную выплату для приобретения жилья хотя бы в городе Кизеле. Истец Закиров О.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка. Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Смирнова А.Н. иск не признала, пояснила, что согласно постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года « О предоставлении межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития…» и Эталона проекта ликвидации шахты переселению подлежат жители ветхих домов, являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Основанием включения в Списки граждан на переселения является признание жилого дома непригодным для проживания по критериям безопасности. Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» жилое строение, в котором проживают истцы, не было признано непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Кроме того, истица Вяткина А.О. на момент ликвидации шахты имени Ленина в жилом доме по адресу: <адрес> не была зарегистрирована, доказательств проживания в доме не представила. Считает, что право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета у истцов отсутствует. Представитель Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, в адрес суда направил письменный отзыв, из которого Правилами предоставления межбюджетных трансфертов, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № получателями средств федерального бюджета по направлением финансирования снос ветхого жилищного фонда и содействие в приобретении жилья взамен сносимого являются органы местного самоуправления. Формирование списков и установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления-получателя бюджетных средств, то есть администрации Кизеловского муниципального района. Основанием предоставления социальной выплаты является заключение специализированной научно-исследовательской организации о степени влияния горных работ на жилое строение и заключение бюро технической инвентаризации, подтверждающее технический износ дома. Суд находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие истца Закирова О.В. и представителя Министерства энергетики РФ, поскольку последние надлежащим образом, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов подлежат частичному удовлетворению. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти. Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля ( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ. Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера. В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Кроме того, в число членов семьи включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную военную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади. Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника ( нанимателя). Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь». Как было установлено судом и следует из материалов дела : шахта имени Ленина ОАО« Кизелуголь» ликвидирована с 16.06.1997 года, что подтверждается приказом № 157 от 13.06.1997 года ( л.д. 38). Как следует из представленного технического паспорта и договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для индивидуального строительства ( л.д.18-29) жилой дом по адресу: <адрес> принадлежал ФИО2, умершему ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.17). Согласно свидетельства о государственной регистрации права с ДД.ММ.ГГГГ право собственности на вышеуказанный жилой дом зарегистрировано на имя Закирова О.В. ( л.д.16). Из представленных сведений о регистрации следует, что на момент ликвидации шахты имени Ленина в вышеуказанном доме значатся в регистрации Закирова А.Д. и Закиров О.В., с ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме зарегистрирована Вяткина А.О. ( л.д.8-11). Согласно справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП « ЦТИ» физический износ жилого дома, расположенного по адресу: ул. <адрес> на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ имеет № % ( л.д. 62). Как следует из заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.12-14) вышеуказанный жилой дом признан ветхим и не подлежащим ремонту. Из заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» оценки степени влияния горных работ на жилые строения от ДД.ММ.ГГГГ видно, что жилой дом по адресу: ул. <адрес> был подвержен незначительному влиянию подземных горных работ бывшей шахты имени Ленина, в результате чего здание испытало деформации по величине менее допустимых показателей деформаций и нельзя считать, что здание пришло в непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ( л.д. 71-72). Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии у истцов права на предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета. В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и лиц, проживающих в ветхих домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности, приняв по существу меры государственной поддержки определенных групп населения, проживающих в домах, на которые негативно повлияли горные работы, которые находятся в зоне опасной для проживания, которые претерпели значительные и предельные деформации. Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты). Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков устанавливается, что субвенции направляются в частности, на финансирование реализации таких мероприятий, как снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого и т.д. ( пункт 5); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении ( строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий; субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов ( пункт 8). В результате анализа приведенных выше правовых норм, суд считает, что меры социальной защиты носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в таком жилье, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты. Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ». Указанные обстоятельства должны быть непременно в совокупности. Судом было установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> заключением Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» непригодным для проживания по критериям безопасности не признан, претерпел незначительные деформации. Кроме того, судом установлено, что на момент ликвидации шахты имени Ленина, на 1997 год, Вяткина А.О. в регистрации в жилом доме по вышеуказанному адресу не значилась, доказательств ее проживания в указанном жилом доме не представила. При таких обстоятельствах, оснований для признания за истцами права на получение социальной выплаты для переселения за счет средств федерального бюджета у суда не имеется. Истцы в силу того, что жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания, имеют право на улучшение жилищных условий в соответствии с положениями Жилищного Кодекса РФ. Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : В иске Закирову О.В., Закировой А.Д. и Вяткиной А.О. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий: Судья: Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ час.