о признании пунктов Устава противоречащими действующему законодательству и возложении на Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы обязанности привести Устав в соответствии с действующим законодательством (2-400/2011)



Дело № 2-400/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре Григорьевой О.Н.,

с участием прокурора Воробьевой О.Ю.,

директора МОУ СОШ Стец О.Н., действующей на основании приказа Управления образования Администрации Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Администрации Кизеловского муниципального района Смирновой А.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Управления образования Администрации Кизеловского муниципального района Чеботаревой И.А., действующей на основании распоряжения Главы Администрации Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску прокурора города Кизела в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа о признании абзаца 1 пункта 1.7, абзаца 3 пункта 4.11 Устава с ДД.ММ.ГГГГ, пункта 2.19 с ДД.ММ.ГГГГ, абзаца 2 пункта 5.9 с ДД.ММ.ГГГГ, пункта 5.7 Устава с ДД.ММ.ГГГГ, пункта 8.1 Устава с ДД.ММ.ГГГГ противоречащими действующему законодательству и возложении на Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы обязанности привести Устав школы в соответствии с действующим законодательством,

у с т а н о в и л :

    Прокурор города Кизела в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа о признании абзаца 1 пункта 1.7, абзаца 3 пункта 4.11 Устава с ДД.ММ.ГГГГ, пункта 2.19 с ДД.ММ.ГГГГ, абзаца 2 пункта 5.9 с ДД.ММ.ГГГГ, пункта 5.7 Устава с ДД.ММ.ГГГГ, пункта 8.1 Устава с ДД.ММ.ГГГГ противоречащими действующему законодательству и возложении на Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы обязанности привести Устав школы в соответствии с действующим законодательством, мотивируя свои требования тем, что в ходе изучения Устава общеобразовательной школы был выявлен ряд положений, противоречащих Закону « Об образовании. Данные положения включены в Устав с нарушением действующего законодательства и подлежат приведению в соответствие с требованиями закона. Принесенный прокурором города протест от ДД.ММ.ГГГГ оставлен без удовлетворения. Принятый общеобразовательным учреждением Устав нарушает права участников общеобразовательного процесса как принимаемых в общеобразовательное учреждение, так и родителей. Предъявление требований продиктовано защитой прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств.

     В судебном заседании участвующий прокурор Воробьева О.Ю. на удовлетворении требований настаивает, пояснила, что пункт 8.1 Устава общеобразовательной школы , указывающий, что « лица, принимаемые на работу в школу, родители ( законные представители) обучающихся, обучающиеся П и Ш ступени должны быть ознакомлены с Уставом» не соответствует статье 13, подпункту 1.1 пункта 1 статьи 16, пункту 2 ст. 16 Закона « Об образовании». Вышеуказанные положения Федерального закона предусматривают, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются : правила приема обучающихся, воспитанников; основные характеристики организации образовательного процесса; структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в части открытия счетов в финансовом органе муниципального образования; порядок комплектования работников образовательного учреждения; права и обязанности участников образовательного процесса и др. Правила приема граждан в образовательные учреждения определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе общеобразовательного учреждения. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и

( или) его родителей с Уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Таким образом, данный пункт Устава не соответствует действующему законодательству, так как данная редакция нарушает права и законные интересы граждан, как принимаемых в общеобразовательное учреждение, так и его родителей, которые имеют право и должны быть ознакомлены не только с уставом образовательного учреждения, но и с лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением.

    Пункт 2.19 в редакции оспариваемого Устава « освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего ( полного) образования в Школе завершается итоговой аттестацией» не соответствует части 4 статьи 15 Закона « Об образовании», предусматривающей, что государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего ( полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена. Иные формы проведения государственной ( итоговой) аттестации могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего

( полного) образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным ( общественно-опасным ) поведением, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, или для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших образовательные программы среднего ( полного) общего образования.

Считает, что данный пункт Устава нарушает права обучающихся и подлежит приведению в соответствие, так как не отражает форму проведения государственной

( итоговой) аттестации в виде единого государственного экзамена, не соответствует Федеральному закону « О внесении изменений в Закон Российской Федерации « Об образовании» и Федеральный Закон « О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена» № 17-ФЗ от 09.02.2007 года.

      Абзац 1 пункта 1.7 и абзац 3 пункта 4.11 в редакции Устава « Школа является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету, обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам, находящимися в ее распоряжении денежными средствами. Школа как бюджетное учреждение имеет счета в органах казначейства, может от своего имени в порядке, предусмотренном действующим законодательством, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде», « Директор школы открывает счета в органах казначейства, пользуется правом распоряжения имуществом и средствами Школы в пределах, установленных законом и настоящим Уставом» не соответствуют пункту 6 части 1 ст. 13 Закона РФ « Об образовании», в котором указывается, что в уставе общеобразовательного учреждения в обязательном порядке указывается структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части открытия счетов в финансовом органе муниципального образования, не соответствует редакция Устава также положениям статьи 3 подпункту «ж» Федерального закона « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных ( муниципальных) учреждений № 83-ФЗ от 08.05.2010 года.

Вышеуказанные пункты Устава подлежат приведению в соответствие, поскольку муниципальные правовые акты не должны противоречить действующему законодательству.

      В соответствии с пунктом 7 подпунктом «в» части 1 статьи 13 Закона РФ « Об образовании» в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается порядок комплектования работников образовательного учреждения.

Согласно внесенным Федеральным законом № 387-ФЗ от 23.12.2010 года « О внесении изменений в статью 22.1 Федерального Закона О государственной регистрации лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации» внесены изменения в Трудовой Кодекс, вступившие в силу с 07.01.2011 года, которыми расширен предусмотренный статьей 331 Трудового Кодекса перечень лиц, которые не могут быть допущены к педагогической деятельности. В соответствии со ст. 331 Трудового Кодекса РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию ( за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы и чести и достоинства личности ( за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

    Однако, пункт 5.7 устава школы порядок комплектования работников общеобразовательного учреждения не прописан, в том числе не указан перечень лиц, которые не могут быть допущены к педагогической деятельности.

    Считает, что отсутствием в Уставе данного перечня лиц нарушены права участников образовательного процесса, поскольку на работу в образовательное учреждение могут быть приняты лица, не имеющие права заниматься педагогической деятельностью или, наоборот, могут быть не допущены к педагогической деятельности лица, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям или лица, незаконно помещенные в психиатрический стационар и др.

     Абзац 2 пункта 5.9 в редакции Устава Школы, предусматривающий, что

« педагогические работники общеобразовательного учреждения имеют право повышать квалификацию. С этой целью администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в высших профессиональных образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации» не соответствует пункту 8 части 1 статьи 13 и абзацу 5 части 5 статьи 55 Закона РФ « Об образовании», предусматривающих, что в Уставе школы в обязательном порядке указываются права и обязанности участников образовательного процесса. Педагогические работники учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной переподготовки педагогических работников, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    Считает, что указанный пункт Устава не соответствует действующему законодательству, так как данная редакция устава нарушает права участников образовательного процесса на получение квалифицированного образования и педагогические работники должны соответствовать уровню профессиональной подготовки.

      Директор Муниципального общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы « 11 Стец О.Н. исковые требования прокурора о несоответствии некоторых пунктов Устава действующему законодательству признала, указала, что все замечания прокурора по Уставу в настоящее время устранены, редакция изменений в Устав согласована с прокурором, в Устав внесены изменения, изменения утверждены постановлением Администрации Кизеловского муниципального района и Устав образовательного учреждения находится в стадии регистрации.

      Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Смирнова А.Н. поддержала требования прокурора, указала, что в настоящее время изменения в Устав внесены, утверждены постановлением Администрации муниципального района, Устав находится в стадии регистрации.

    Представитель Управления образования Администрации Кизеловского муниципального района Чеботарева И.А. исковые требования прокурора поддержала, указала, что Управление образования учло требования прокурора и намерено регистрацию Устава проконтролировать.

     Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

       В соответствии с положениями статьи 13 Федерального Закона « Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года ( в редакции от 02.02.2011 года) в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: правила приема обучающихся воспитанников; система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части : использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением, финансового и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения; осуществления приносящей доходы деятельности ( для государственных и муниципальных учреждений- в случаях, не противоречащих федеральным законам); открытия счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации

( муниципального образования) ( за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений); порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда; права и обязанности участников образовательного процесса.

    Устав гражданского образовательного учреждения в части не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения -органом местного самоуправления.

    При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к Уставу образовательного учреждения.

Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

    Согласно положений     пункта 1 статьи 16 вышеназванного Закона общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Правила приема граждан в образовательные учреждения определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.

    Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального, общего, основного общего, среднего ( полного) общего и начального профессионального образования должны обеспечить прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

     При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и ( или) его родителей ( законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами регулирующими организацию образовательного процесса.

    В силу пункта 5 статьи 55 Закона РФ « Об образовании» педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    В соответствии со статьей 331 Трудового Кодекса РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию ( за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы и чести и достоинства личности ( за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

      Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ Советом школы принят Устав муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы , утвержденный постановлением главы Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, содержащий оспариваемые прокурором положения ( л.д. 9-18).

ДД.ММ.ГГГГ прокурором города Кизела в адрес директора МОУ СОШ принесен протест на пункт 5.7 Устава ( л.д. 19-20). Как видно из представленного в материалах дела ответа директора образовательного учреждения, протест прокурора оставлен без удовлетворения ( л.д. 21). Согласно представленного постановления Администрации Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в Устав муниципального образовательного учреждения средней образовательной школы , утвержденный постановлением главы Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения.

         В судебном заседании также установлено, что проект изменений в Устав образовательного учреждения средней образовательной школой согласован с прокурором, к редакции изменений в Устав у прокурора замечаний не имеется.

     В ходе судебного заседания директором муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы Стец О.Н. исковые требования прокурора не оспариваются, ответчик просит суд принять признание иска. Определением суда признание иска образовательным учреждением принято, поскольку признание иска не противоречит требованиям закона, не нарушает законных интересов и прав третьих лиц. Признание иска ответчиком осуществлено добровольно, без принуждения.

      Против принятия судом признания иска прокурора образовательным учреждением прокурор города, третьи лица: представитель Администрации Кизеловского муниципального района Смирнова А.Н. и представитель Управления образования Администрации муниципального района Чеботарева И.А. не возражают.

    В соответствии с частью 4 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

    Таким образом, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, оспариваемые прокурором пункты Устава муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы следует признать противоречащими действующему законодательству и на образовательное учреждение возложить обязанность по приведению Устава в соответствие с действующим законодательством.

    Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора города Кизела в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

    Признать абзац 1 пункта 1.7 в редакции Устава Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы , утвержденного постановлением главы Администрации Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ « Школа является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету, обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. Школа как бюджетное учреждение имеет счета в органах казначейства, может от своего имени в порядке, предусмотренном действующим законодательством, приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Школа имеет печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием» противоречащим пункту 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации « Об образовании» с 01 января 2011 года.

Признать абзац 3 пункта 4.11 в редакции Устава Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы , утвержденного постановлением главы Администрации Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ « В частности директор Школы: открывает счета в органах казначейства, пользуется правом распоряжения имуществом и средствами Школы в пределах, установленных законом и настоящим Уставом» противоречащим подпункту « в» пункта 7 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации « Об образовании» с 01 января 2011 года.

Признать пункт 2.19 в редакции Устава Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы , утвержденного постановлением главы Администрации Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ

« Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего ( полного) образования в Школе завершается итоговой аттестацией» противоречащей пункту 5 статьи 13 и части 4 статьи 15 Закона Российской Федерации « Об образовании» с 05 декабря 2007 года.

Признать абзац 2 пункта 5.9 в редакции Устава Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы , утвержденного постановлением главы Администрации Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ « Педагогические работники общеобразовательного учреждения имеют право: повышать квалификацию. С этой целью администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в высших профессиональных образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации» противоречащим пункту 8 части 1 статьи 13, абзацу 5 части 5 статьи 55 Закона Российской Федерации « Об образовании» с 01 января 2011 года.

Признать пункт 5.7 в редакции Устава Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы , утвержденного постановлением главы Администрации Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ«Работниками Школы являются граждане РФ, участвующие своим личным трудом в уставной деятельности Школы на основе трудового договора ( контракта), условия которого не могут противоречить законодательству РФ о труде» противоречащим статье 331 Трудового Кодекса Российской Федерации с 07 января 2011 года.

Признать пункт 8.1 в редакции Устава Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы , утвержденного постановлением главы Администрации Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «лица, принимаемые на работу в Школу, родители ( законные представители) обучающихся, обучающиеся П и Ш ступени должны быть ознакомлены с настоящим Уставом» противоречащим пункту 1 подпункта 1.1 статьи 16, пункту 2 ст. 16 Закона Российской Федерации « Об образовании» с 05 декабря 2007 года.

    Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение Средней общеобразовательной школы привести положения Устава в соответствие с действующим законодательством.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья: