о признании недействующей статьи Решения Земского собрания муниципального района «О бюджете муниципального района на 2011 год». (2-432/2011)



                                                                                                                                      Дело №2-432/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                 город Кизел

       

Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Коваль А.А.,

при секретаре Горн Н.Л.,

с участием прокурора Мясниковой Е.В.,

представителя администрации Кизеловского муниципального района Филатовой Э.М., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Кизела о признании недействующей статьи 14 решения Земского собрания Кизеловского муниципального района от 27 мая 2011 года №26 «О бюджете Кизеловского муниципального района на 2011 год»,

                                                               У С Т А Н О В И Л:

прокурор города Кизела обратился в суд с заявлением о признании недействующей с момента принятия статьи 14 решения Земского Собрания Кизеловского муниципального района (Далее ЗС КМР) от 27 мая 2011 года №26 «О бюджете Кизеловского муниципального района на 2011 год» в связи с тем, что она противоречит Бюджетному кодексу РФ, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу муниципального образования Кизеловский муниципальный район (Далее - КМР), Положению о бюджетном процессе в КМР, утвержденного решением ЗС КМР 22.08.2007 № 72, и Порядку предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Кизеловского муниципального района бюджетам поселений утвержденному решением ЗС КМР №92 от 19.10.2007 года.

В судебном заседании прокурор Мясникова Е.В. поддержала заявление прокурора г.Кизела по приведенным в нем доводам, уточнив, что при обращении в суд прокурор руководствовался представленной ему из Земского собрания КМР копии оспариваемого решения, текст которого не совпадает с официальным текстом, опубликованным в печати. Однако данное обстоятельство, не меняет сути спора, поскольку положения статьи 14 оспариваемого решения противоречит действующему законодательству, а также нормативным правовым актам упомянутым в заявлении, имеющим большую юридическую силу.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя Земского собрания Кизеловского муниципального района, извещенного о времени и месте судебного заседания, и не представившего суду сведений о причинах неявки.

Представитель администрации Кизеловского муниципального района Филатова Э.М. с иском прокурора не согласилась и пояснила, что статьями 130 и 136 Бюджетного кодекса РФ установлены условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации. Установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов в соответствии со статьей 8 Бюджетного кодекса РФ отнесено к полномочиям субъектов РФ. На сегодняшний день на краевом уровне такой нормативный правовой акт отсутствует. Поэтому при подготовке проекта решения о бюджете района на 2011 год, руководствовались частью 2 статьи 9 Бюджетного кодекса, которым к бюджетным полномочиям муниципальных районов отнесено установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городского и сельских поселений. Несмотря на отсутствие нормативного правового акта Пермского края, определяющего условия предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, в рамках закрепленных бюджетных полномочий в Кизеловском муниципальном районе установлены: порядок предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Кизеловского муниципального района бюджетам поселений Кизеловского муниципального района (решение Земского собрания от 19.10.2007 № 92). Условия же предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Кизеловского муниципального района бюджетам поселений Кизеловского муниципального района решено установить в оспариваемой статье 14 решения Земского собрания о бюджете на 2011 год.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Из смысла ст. 253 ГПК РФ вытекает, что предметом судебного обжалования могут выступать нормативные правовые акты, которые на время рассмотрения заявленных требований по существу являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод, требующее судебного пресечения.

Как следует из материалов дела решение ЗС КМР от 27 мая 2011 года №26 «О бюджете КМР на 2011 год» устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные им.

Решение ЗС КМР от 27 мая 2011 года №26 «О бюджете КМР на 2011 год» опубликовано в газете «Новое время» №22 от 01.06.2011 года.

Поэтому решение ЗС КМР от 27 мая 2011 года №26 «О бюджете КМР на 2011 год» является нормативным правовым актом, и может быть предметом обжалования в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса РФ, в том числе по заявлению прокурора.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.14 Устава муниципального образования КМР, в исключительной компетенции ЗС КМРнаходятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

Таким образом, суд считает, что ЗС КМРсоблюдена компетенция принятия решения об утверждении местного бюджета.

Согласно статье 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

Статьей 153 БК РФ определены бюджетные полномочия представительных органов. В соответствии с частью 1 статьи 153 БК РФ представительные органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации. Пункт 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и пункт 2 части 1 статьи 14 Устава к исключительной компетенции Земского собрания также относят утверждение местного бюджета.

В соответствии со статьей 187 БК РФ порядок рассмотрения проекта решения о бюджете и его утверждения определяется для местного бюджета - муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса.

В соответствии с ч.3 Устава КМР порядок формирования, утверждения, исполнения местного бюджета муниципального района и контроль за его исполнением осуществляются в соответствии с муниципальным правовым актом, принимаемым Земским Собранием муниципального района с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также законами субъекта Российской Федерации.

Муниципальным правовым актом Кизеловского муниципального района, регулирующим бюджетные правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджета КМР и контроля за его исполнением, а также в процессе осуществления муниципальных заимствований и управления муниципальным долгом КМР, является Положение о бюджетном процессе в КМР, утвержденное решением Земского Собрания КМРот 22 августа 2007 года № 72, (в ред. решений ЗС КМРот 19.10.2007 N 91, от 29.11.2007 N 109, от 21.03.2008 N 23, от 18.09.2009 N 80).

Судом не установлено, что при принятии оспариваемого решения, были допущены нарушения требований Положения о бюджетном процессе в КМР, в части соблюдения процедуры его принятия.

Оспариваемыми прокурором положениями первой части статьи 14 решения Земского собрания КМР №26 «О бюджете Кизеловского муниципального района на 2011 год», установлено условие предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Кизеловского муниципального района бюджетам поселений, в том числе дотации из районного фонда финансовой поддержки поселений, (за исключением межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями), в случае если в муниципальном образовании Кизеловский муниципальный район, доля межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов местных бюджетов, и если в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 16.05.2007 № 31-П между Министерством финансов Пермского края и Администрацией Кизеловского муниципального района заключено соглашение о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Кизеловского муниципального района, а также осуществления контроля за их исполнением.

Таким условием установлено - подписание Соглашений между Администрацией Кизеловского муниципального района и исполнительными органами местного самоуправления поселений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджетов поселений, а также осуществления контроля за их исполнением, по Правилам и Форме утвержденных нормативным актом администрации Кизеловского муниципального района.

Частью второй статьи 14 решения Земского собрания КМР №26 «О бюджете Кизеловского муниципального района на 2011 год», установлены основания, при которых администрации Кизеловского муниципального района предоставлено право не принимать решения об оказании дополнительной финансовой помощи и приостанавливать (сокращать), в установленном администрацией муниципального района порядке, предоставление межбюджетных трансфертов, в том числе дотации из районного фонда финансовой поддержки поселений (за исключением межбюджетных трансфертов).

Такими основаниями являются, а) несоблюдение органами местного самоуправления поселений условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района, установленных настоящим решением, а также нормативными правовыми актами администрации Кизеловского муниципального района; б) нарушение предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации; в) отказ от подписания Соглашений.

Установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов в соответствии со статьей 8 Бюджетного кодекса РФ отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 60 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что районные фонды финансовой поддержки поселений образуются и дотации из них предоставляются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, исходя из уровня бюджетной обеспеченности поселений, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст.142 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений (за исключением межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, законодатель предоставил представительному органу власти субъекта Российской Федерации устанавливать порядок предоставления дотаций из районных фондов финансовой поддержки поселений, при в качестве условия их предоставления установил - соблюдение соответствующими органами местного самоуправления поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Иных условий предоставления дотаций из районных фондов финансовой поддержки поселений, ни законами Пермского края, ни законодательством РФ не предусмотрено.

Кроме того, в соответствии со статьей 9 Бюджетного кодекса РФ установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений.

В соответствии подпунктом 14 пункта 2 статьи 14 Устава Кизеловского муниципального района к иным полномочиям Земского Собрания муниципального района отнесено утверждение положений (обязательных правил) по предметам ведения муниципального района, предусмотренных настоящим Уставом.

В соответствии со ст.31 Положения о бюджетном процессе в Кизеловском муниципальном районе, в соответствии с которой Межбюджетные трансферты из бюджета Кизеловского муниципального района предоставляются в форме: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений; иных межбюджетных трансфертов. Межбюджетные трансферты из бюджета Кизеловского муниципального района бюджетам поселений (за исключением межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 32 Положения о бюджетном процессе в Кизеловском муниципальном районе, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений Кизеловского муниципального района из бюджета Кизеловского муниципального района предоставляются поселениям, входящим в состав данного муниципального района, в соответствии с решениями Земского собрания Кизеловского муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской федерации и соответствующими им законами Пермского края.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений Кизеловского муниципального района из бюджета Кизеловского муниципального района образуют районный фонд финансовой поддержки поселений (часть 2). Порядок определения объема районного фонда финансовой поддержки поселений и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета Кизеловского муниципального района устанавливается Законом Пермского края в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета Кизеловского муниципального района, за исключением дотаций, предоставляемых в порядке, установленном пунктом 5 статьи 137 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предоставляются поселениям, расчетная бюджетная обеспеченность которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности поселений Кизеловского муниципального района (часть 4).

Решением Земского собрания Кизеловского муниципального района №92 от 19.10.2007 года утвержден Порядок предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Кизеловского муниципального района бюджетам поселений, пунктом 2 статьи 1 которого установлено только одно условие предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам поселений (за исключением субвенций) - соблюдение соответствующими органами местного самоуправления поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Иных условий для предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам поселений указанным Положением не предусмотрено.

Таким образом, суд считает, что статья 14 решения Земского собрания КМР №26 от 27 мая 2011 г. «О бюджете Кизеловского муниципального района на 2011 год», в части установления порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Кизеловского муниципального района бюджетам поселений в виде дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений, противоречит ст.142 Бюджетного кодекса РФ, части 4 статьи 60 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также статьям 31, 32 Положения о бюджетном процессе в Кизеловском муниципальном районе, статье 1 Порядка предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Кизеловского муниципального района бюджетам поселений утвержденного Решением Земского собрания Кизеловского муниципального района №92 от 19.10.2007 года, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии со статьей 9 Бюджетного кодекса РФ установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений.

В соответствии со ст.21.1 Закона Пермского края от 13.10.2008 N 306-ПК бюджетам поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, в том числе на оказание финансовой помощи поселениям, на предоставление субсидий бюджетам поселений на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения поселений.

Абзацем вторым пункта 2.2 Положения о предоставлении поселениям Кизеловского муниципального района иных межбюджетных трансфертов из бюджета Кизеловского муниципального района утвержденным решением Земского собрания Кизеловского муниципального района от 31.08.2009 N 66 установлено, что иные межбюджетные трансферты перечисляются поселениям при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в соответствии со сводной бюджетной росписью и кассовым планом. Других условий предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам поселений указанным Положением не предусмотрено.

Таким образом, статья 14 решения Земского собрания КМР №26 от 27 мая 2011 г. «О бюджете Кизеловского муниципального района на 2011 год», в части установления порядка и условий предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Кизеловского муниципального района бюджетам поселений, противоречит ст.142 Бюджетного кодекса РФ, части 4 статьи 60 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также статьям 31, 32 Положения о бюджетном процессе в Кизеловском муниципальном районе, пункту 2.2 Положения о предоставлении поселениям Кизеловского муниципального района иных межбюджетных трансфертов из бюджета Кизеловского муниципального района утвержденным решением Земского собрания Кизеловского муниципального района от 31.08.2009 N 66, имеющим большую юридическую силу.

Суд считает, что положения части 2 статьи 14 оспариваемого решения, устанавливающие основания, при которых администрации Кизеловского муниципального района предоставлено право не принимать решения об оказании дополнительной финансовой помощи и приостанавливать (сокращать), в установленном администрацией муниципального района порядке, предоставление межбюджетных трансфертов, в том числе дотации из районного фонда финансовой поддержки поселений (за исключением межбюджетных трансфертов), противоречит положениям о бюджетном процессе в Кизеловском муниципальном районе, Порядку предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Кизеловского муниципального района бюджетам поселений утвержденного Решением Земского собрания Кизеловского муниципального района №92 от 19.10.2007 года, и Положению о предоставлении поселениям Кизеловского муниципального района иных межбюджетных трансфертов из бюджета Кизеловского муниципального района утвержденным решением Земского собрания Кизеловского муниципального района от 31.08.2009 N 66, имеющим большую юридическую, и не предоставляющим администрации Кизеловского муниципального районо указанных в оспариваемой части 2 статьи 14 решения полномочий.

Поскольку оспариваемая прокурором г.Кизела статья 14 Земского собрания КМР №26 «О бюджете Кизеловского муниципального района на 2011 год» от 27 мая 2011 года с момента ее принятия противоречит федеральному закону, а также другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд признает ее недействующей со дня ее принятия.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

                                                                            Р Е Ш И Л :

признать статью 14 решения Земского собрания Кизеловского муниципального района Пермского края от 27 мая 2011 года №26 «О бюджете Кизеловского муниципального района на 2011 год» недействующей со дня ее принятия.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете "Новое время» Кизеловского муниципального района Пермского края после вступления решения в законную силу".

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Судья: подпись.

Верно. Судья                                                                                                                              А.А.Коваль

    Секретарь                                                                                                                               Н.Л.Горн