о признании права на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета и взыскании безвозмездной жилищной субсидии (2-438/2011)



Дело № 2-438-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Митраковой Т.В.,

при секретаре Мольковой Л.Н.,

с участием истца Ильченко С.И.,

представителей истца Попова В.В., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и И. Н.Ю., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчиков Министерства финансов РФ, Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, Отделения по г. Кизел Управления Федерального казначейства по Пермскому краю Подсобляева С.В., действующего по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Ильченко С.И. к Администрации Кизеловского муниципального района, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю, Отделению по г. Кизел Управления Федерального казначейства по Пермскому краю о признании права на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета и взыскании безвозмездной жилищной субсидии,

УСТАНОВИЛ:

           Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании за Ильченко С.И. право на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения в г. Кизел, о взыскании с Казны РФ рублей, о перечислении указанной суммы целевым назначением Отделению Управления Федерального казначейства по Пермскому краю для выделения Ильченко С.И. на семью, состоящую из трех человек: Ильченко С.И., И. Н.Ю., И. Е.С., о возложении обязанности по исполнению решения в этой части на Министерство финансов РФ, о возложении на Министерство финансов РФ обязанности при изменении на день исполнения решения размера среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю для расчета размера субсидии на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета, произвести перерасчет суммы субсидии, о возложении обязанности на Администрацию Кизеловского муниципального района при перечислении денежных средств Министерством финансов РФ оформить Ильченко С.И. на семью, состоящую из трех человек: Ильченко С.И., И. Н.Ю., И. Е.С., жилищную субсидию.

          В судебном заседании истец Ильченко С.И., настаивая на иске, уточнил исковые требования, просит признать за ним право на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения в Пермском крае, взыскать с Казны Российской Федерации рублей, указанную сумму перечислить целевым назначением Отделению Управления Федерального казначейства по Пермскому краю для выделения Ильченко С.И. на семью, состоящую из трех человек: Ильченко С.И., И. Н.Ю., И. Е.С., возложить на Министерство финансов РФ обязанность по исполнению решения в этой части, возложить на Министерство финансов РФ обязанность при изменении на день исполнения решения размера среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю для расчета размера субсидии на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета, произвести перерасчет суммы субсидии, возложить на Администрацию Кизеловского муниципального района обязанность при перечислении денежных средств Министерством финансов Российской Федерации оформить Ильченко С.И. на семью, состоящую из трех человек: Ильченко С.И., И. Н.Ю., И. Е.С., жилищную субсидию.

          Истец мотивировал свои требования тем, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы он работал на шахте «Северная» производственного объединения «КизелУголь». Его увольнение произведено на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией предприятия. Его общий стаж работы в угольной промышленности составляет более 25 лет. Все указанное время и по настоящий день он проживает в г. Кизел. После закрытия шахты он встал на учет в Центр занятости населения, где состоял на учете в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В период ликвидации предприятия он состоял в предварительных списках лиц, имеющих право на государственную социальную поддержку. На тот момент времени списки велись профкомом предприятия. После трудоустройства по новому месту работы в ДД.ММ.ГГГГ года, председатель профсоюзного комитета исключил его из предварительных списков лиц, имеющих право на государственную социальную поддержку. В Администрацию г. Кизел списки поступили уже без данных истца. Далее он неоднократно обращался в Администрацию Кизеловского муниципального района Пермского края по вопросу включения его в список лиц, имеющих право на безвозмездную жилищную субсидию, как лицо, уволенное в связи с ликвидацией добывающего уголь предприятия. После неоднократных обращений, ДД.ММ.ГГГГ Администрация дала письменный ответ, в котором сообщила об отсутствии у него права на получение безвозмездной жилищной субсидии. Указанное письмо истец толкует и как отказ от включения его в списки как лица, имеющего право на получение безвозмездной субсидии в связи с ликвидацией предприятия, и как отказ от включения его в списки лиц, имеющих право переселение из ветхого жилья. Настоящим иском он требует взыскания денежных средств как лицо, имеющее право на государственную поддержку в связи с ликвидацией предприятия. Он считает действия полномочных лиц по исключению его из предварительного списка лиц, имеющих право на государственную поддержку, как лицо, высвободившееся с работы в угольной промышленности, не обоснованным и не законным, в результате данных бездействий нарушены материальные и социальные права истца по получение государственной помощи. Об отказе в предоставлении финансовой помощи он узнал ДД.ММ.ГГГГ. Его семья состоит из трех человек: супруга И. Н.Ю., дочь И. Е.С. и собственно сам истец. По Приказу Минрегионразвития № 131 от 30.03.2011 года среднерыночная стоимость одного квадратного метра жилого помещения по Пермскому краю, на момент предъявления настоящего иска, составляет 28 600 рублей. Согласно Постановлению Правительства № 428 от 13.07.2005 года норма площади жилого помещения, принимаемая при расчете субсидии, составляет 18 кв.м. на каждого члена семьи, при наличии трех и более членов семьи. Таким образом, по состоянию на момент подачи настоящего иска, истцу подлежит к выплате рублей (18 х 3 х 28600= ). В преамбуле ФЗ № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организацию угольной промышленности» указывается на необходимость принятия особых мер по социальной защите высвобожденных работников при ликвидации организации угольной промышленности. Согласно ст. 5 ФЗ № 81 перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1068 утверждены Правила предоставления жилищных сертификатов высвобожденным работникам организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой. Согласно п. 3 и 4 Постановления № 1068 право на получение сертификата имеют высвобожденные работники, постоянно проживающие в городах Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой, уволенные в 1995 - 2000 годах с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, имеющие стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет, зарегистрированные в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Безвозмездная целевая субсидия предоставляется за счет средств федерального бюджета из расчета полной стоимости приобретения жилья по социальной норме площади жилья для семей разной численности и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранной для постоянного проживания, но не выше средней по соответствующему экономическому району рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья. Указанные положения не обуславливают право граждан на получение социальной поддержки с наличием или отсутствием со стороны государства соответствующего финансирования, действие указанного Положения охватывает период времени с 1995 по 2000 года, увольнение работника в течение которого является основанием для включения гражданина в программу государственной поддержки. Следовательно, ограничение времени, в течение которого на основании данного Постановления оказывалась государственная поддержка граждан (выделялись бюджетные средства), не является основанием для отказа в государственной поддержке лицам, право на поддержку у которых возникло, но в силу определенных обстоятельств они лишились государственной поддержки. Равно как и сохраняется соответствующее право в случае дальнейшего изменения статуса лица, имеющего право на помощь государства. Как указал Верховный суд РФ в Определении от 16.02.2005 года, утрата гражданином статуса безработного по прошествии определенного времени с момента возникновения у него права на государственную поддержку правового значения не имеет. Следовательно, утрата истцом статуса безработного в ДД.ММ.ГГГГ года не являлось основанием для исключения его из списков лиц, имеющих право на получение социальной поддержки от государства. Главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ установлен порядок исполнения решений суда по обращению взыскания на денежные средства бюджетов бюджетной системы РФ, в силу положений которой отсутствие финансирования со стороны государства на исполнение решений суда не является основанием для неисполнения решения суда. Действие Постановления № 1068 на сегодняшний день не прекращено (не является утратившим юридическую силу актом). Кроме того, Верховным судом подтверждено действительность (юридическое действие) Постановления № 1068, и более того, подтверждена его большая юридическая сила по отношению к Приказу Министерства энергетики РФ от 11.07.2002 № 214 (Определение ВС РФ № КАС 04-248 от 29.06.2004). Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002 № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией. Правом безвозмездной жилищной субсидией обладают высвобожденные работники с организаций угольной промышленности, в связи с их (организаций) ликвидацией, имеющие стаж работы не менее 5 лет, зарегистрированные в территориальных органах службы занятости, постоянно проживающие в указанных городах. В совокупности с указанными ранее положениями Федерального закона № 81-ФЗ Конституция РФ гарантирует судебную защиту нарушенных прав истца (восстановление нарушенного права на социальную поддержку государства), вне зависимости от наличия или отсутствия правового механизма оказания социальной поддержки государством в настоящее время, вне зависимости от наличия или отсутствия бюджетного финансирования со стороны государства соответствующих мер государственной поддержки в настоящее время, данная обязанность государства возникла в ДД.ММ.ГГГГ году, а органы местной и государственной власти, со своей стороны, обязаны были обеспечить получение государственной поддержки всеми лицами обладающими соответствующим правом. Ст. 1 ФЗ № 81-ФЗ раскрыто понятие социальных обязательств государства по указанному закону, которые установлены как «социальные обязательства - обязательства государства и (или) организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) перед работниками, уволенными в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), сокращением численности или штата работников этих организаций в период реструктуризации угольной промышленности, и другими категориями лиц (членами семей погибших (умерших) работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и подразделений военизированных аварийно-спасательных частей, пенсионерами и инвалидами, работавшими в этих организациях) в части обеспечения социальных гарантий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». Ст. 3 ФЗ № 81-ФЗ установлено, что действие настоящего закона распространяется на деятельность по ликвидации последствий ведения горных работ, обеспечению социальных гарантий работникам указанных организаций и другим категориям лиц. Следовательно, настоящий иск направлен на восстановление нарушенных социальных прав истца, гражданское законодательство, в том числе правила о сроке исковой давности, установленные ГК РФ, в данном случае неприменимы.

        В судебном заседании истец, настаивая на доводах, изложенных в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ году в профкоме шахты составлялись списки на получение жилищного сертификата. Самих списков он не видел, но знает, что он состоял в данных списках со слов председателя профкома Пашукова и его заместителя ФИО1. Рассматривался ли пакет его документов на наблюдательном совете, он не знает. Когда он устроился на предприятие «Кизелкровля», то его сняли с учета в Центре занятости населения г. Кизел. В ДД.ММ.ГГГГ году составление списков работников на получение сертификата при ликвидации шахты носило массовый характер, как и исключение из этих списков, в связи с утратой статуса безработного. В настоящее время он работает в Березниковском филиале ЗАО «Уралгазсервис». В ДД.ММ.ГГГГ году он узнал, что выдаются сертификаты и главным условием их предоставления является: нужно быть безработным. Он снова обратился к Пашукову, рассказав ему, что в «Кизелкровля» не выплачивают заработную плату, он намерен уволиться, но тот сказал ему, что раз у него (истца) имеется запись в трудовой книжке, то он (Пашуков) не может поставить его на очередь для получения жилищного сертификата. О том, что исключение из списков можно оспорить через суд, он не знал, в прокуратуру и суд по данному поводу не обращался. В ДД.ММ.ГГГГ годах он в устной форме обращался в Администрацию г. Кизел и просил выделить ему сертификат, но ему пояснили, что для этого необходимо состоять в Центре занятости населения и иметь статус безработного. Последний раз он в устной форме обращался в Администрацию г. Кизел по данному поводу в ДД.ММ.ГГГГ году, ему сказали, что сертификат ему не положен, программа закончилась, денежных средств нет, с чем он не был согласен. Так как он не стоял в Центре занятости населения г. Кизел, то не стал больше никуда обращаться, хотя считал, что с ним обошлись несправедливо. В ДД.ММ.ГГГГ году он узнал, что снова дают сертификаты, обратился в Администрацию Кизеловского муниципального района по поводу предоставления ему сертификата, а также социальной выплаты. В настоящее время он зарегистрирован по <адрес>, жена и дочь зарегистрированы по <адрес> в квартире, которая была приобретена в период брака и по договору купли-продажи оформлена на И. Н.Ю.

          Представитель истца адвокат Попов В.В. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении и в судебном заседании его доверителем, поддержал, дополнительно пояснил, что истец имел право на получение средств как высвобожденный работник и данное право не утратил. При ликвидации предприятия в ДД.ММ.ГГГГ году Ильченко С.И. отвечал всем критериям, установленным законодательством. Считает, что срок исковой давности по данному спору не применим, так как речь идет о восстановлении нарушенных социальных прав гражданина. Исключение истца из предварительных списков, которые в ДД.ММ.ГГГГ году образовывались на шахте профкомом, по причине его трудоустройства, является незаконным. Просит учесть показания свидетелей, которые подтвердили в судебном заседании, что Ильченко С.И. состоял в списках на получение жилищного сертификата, поскольку в настоящее время материальные доказательства не имеется возможности представить. Отсутствие со стороны государства бюджетного финансирования не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Ильченко С.И. обладал данным правом в период, когда финансирование проводилось, и принятые на себя социальные обязательства государство по отношению к нему не исполнило.

        Представитель истца И. Н.Ю. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, в судебном заседании ее доверителем и представителем истца Поповым В.В., поддержала, дополнительно пояснила, что ее муж Ильченко С.И. устроился на работу от безысходности, так как она работала в строительной организации и по пол года не получала зарплату.

        Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования не признала, пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году из ОАО «Кизеуголь» в Администрацию г. Кизел были переданы Списки высвобожденных работников претендующих на переселение, в связи с ликвидацией ОАО «Кизеуголь». В данных списках истец не значится. После ликвидации шахт корректировкой списков граждан занимался наблюдательный совет Администрации города. Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяется Правительством РФ, которое предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников таких организаций. Выдача жилищных сертификатов, а в последующем предоставление безвозмездных жилищных субсидий данной категории работников носили характер эксперимента, срок действия которого был ограничен во времени и в объеме выделяемых на него финансовых средств. Внесенными изменениями в Постановления Правительства РФ № 840 от 24.12.2004 года и № 428 от 13.07.2005 года из числа мероприятий исключено направление содействия в приобретении (строительства) работникам, уволенным по ликвидации угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна. В настоящее время финансирование программы и нормы материального права, на основании которых возможно было бы удовлетворить заявленные исковые требования, отсутствуют. Кроме того, истец после увольнения в связи с ликвидацией шахты «Северная» был трудоустроен, работает и по настоящее время. Просит применить срок исковой давности, поскольку Ильченко С.И. знал об исключении его из списков еще в ДД.ММ.ГГГГ году и за восстановлением своего нарушенного права никуда не обращался. В ДД.ММ.ГГГГ году истец обратился в Администрацию района по поводу предоставления социальной выплаты, в связи с тем, что его семья проживает в доме, находящимся на горном отводе, доказательств того, что он обращался по поводу предоставления ему жилищного сертификата как высвобожденный работник, не имеется.

        Представитель Министерства финансов РФ, Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, Отделения в г. Кизел Управления Федерального казначейства по Пермскому краю Подсобляев С.В. исковые требования не признал, пояснил, что основным нормативным актом, предусматривающим финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности является Федеральный закон «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» № 81-ФЗ от 20.06.1996 года, который предусматривает, что финансирование мероприятий осуществляется не только на основании вышеназванного Закона, но и в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Выдача высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности Кизеловского угольного бассейна в порядке, предусмотренном Правилами проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работников ликвидированных организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой в 1998 году, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1068 от 06.09.1998 года, носила пробный и строго ограниченный характер, финансирование осуществлялось за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом на соответствующий год. Постановление Правительства РФ № 840 от 24.12.2004 года ( в редакции действовавшей по 05.06.2006 года) к числу мероприятий по реструктуризации угольной промышленности относило, в том числе, содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций угольной отрасли, расположенных в неперспективных городах и поселках. Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года ( в редакции действовавшей по 27.11.2006 года) были утверждены Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, в которых также оговаривалось, что безвозмездные жилищные субвенции предоставляются из федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Постановлениями Правительства РФ № 687 и № 688 от 15.11.2006 года в Постановления Правительства РФ № 840 от 24.12.2004 года и № 428 от 13.07.2005 года были внесены изменения, содействие переселению работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна, было исключено из числа мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, что повлекло прекращение финансирования этого направления. В федеральном бюджете расходы по данному направлению предусмотрены не были, в том числе, на последующие финансовые годы 2007-2011. Считает, что на момент обращения истца с иском в суд отсутствуют юридические основания для предоставления ему жилищной субсидии как высвобожденному работнику ликвидированного предприятия угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна, поскольку в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации не имеется правовой нормы, которая предоставляла бы Ильченко С.И. право на получение за счет средств федерального бюджета такой жилищной субсидии. У истца также отсутствуют фактические основания для получения денежных средств. Основной целью предоставления жилищных сертификатов, а в последующем субсидий лицам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий угольной отрасли, являлось способствование трудоустройству граждан, а не обеспечение их жилыми помещениями. Право на переселение неразрывно связывалось с четырьмя условиями, наличие которых являлось необходимым не только на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, но и в последующем до момента выдачи жилищного сертификата (субсидии). Об этом свидетельствуют положения п. 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1068, п. 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года. При отсутствии хотя бы одного из условий граждане не имели право на получение субсидии и не могли быть включены в списки либо подлежали исключению из него. Истец не включен в Список на предоставление жилищной субсидии, не состоит в Центре занятости населения в качестве безработного, в настоящее время трудоустроен. В соответствии с перечисленными Правилами субсидии предоставлялись лицам, включенным в списки на переселение, так как, только сам гражданин мог решить воспользоваться ему своим правом или нет. Истцом не представлено доказательств того, что он в установленном порядке включался в списки на получение жилищного сертификата, поскольку такое решение принималось наблюдательным советом шахтерского города, в состав которого входили не только представители профсоюзной организации, но и органов местного самоуправления и Центра занятости населения в соответствии с пунктами 14,15 и 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1068. Также считает, что Ильченко С.И. пропущен срок для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, так как истец с 2004 года знал, что ему не предоставят безвозмездную жилищную субсидию, считал это несправедливым, но с иском в суд обратился только в 2011 году.     

        Заслушав объяснения сторон, пояснения свидетелей, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат.

        27 июня 1996 года вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использовании угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В преамбуле вышеназванного Закона указывается на необходимость принятия особых мер по социальной защите высвобожденных работников при ликвидации организаций по добыче угля.

        В соответствии с положениями статьи 5, приведенного выше Закона, финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче ( переработке) угля ( горючих сланцев).

        При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998 году, Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе, путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью Постановлением Правительства РФ № 1068 от 06.09.1998 года утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой ( Пермская область ) в 1998 году. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области.

         Приказом Министерства энергетики № 214 от 11.07.2002 года утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г.г. Кизел. Губаха. Гремячинск и Чусовой ( Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией.

        В названных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000 г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в Списки высвобожденных работников, содержатся в п. 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года.

         Постановлением Правительства РФ № 840 от 24 декабря 2004 года утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении ( строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна.

        В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года за № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субвенций. Субвенции предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов, поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органами местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике ( пункты 3, 8-9, 12 Правил).

         Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 года № 688 «О внесении изменений в правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428» в Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденные постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 г. внесены изменения в подпункт « в» пункта 5, которыми слова « а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна » исключены.

        Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 года № 687 « О внесении изменений в перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. № 840» в пп. « е » п.8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 исключены слова « а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна».

       Приказом Министерства промышленности и энергетики от 27 февраля 2006 года № 40, изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 13.07.2006 года № 428, распределены субвенции, направляемые на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Из указанного приказа следует, что субвенции на выполнение программы содействия переселению высвобожденных работников по Кизеловскому угольному бассейну на 2006 год не выделены, не выделялись указанные субвенции и в 2007 году, 2008 году, не выделяются и в настоящее время.

        Как следует из материалов дела, истец Ильченко С.И. более 20 лет работал на шахте «Северная» ОАО " Кизелутоль" на подземных работах. ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с ликвидацией предприятия, что подтверждается представленной копией трудовой книжки ( л.д. 12-18). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в Центре занятости населения города Кизел ( л.д. 19). Согласно представленного приказа АОО по добыче угля «Кизелуголь» № 53 от 17.04.1998 года на основании решения Совета директоров от 26.02.1998 года № 4 шахта «Северная» ликвидирована с 17.04.1998 года, следовательно добыча угля на шахт прекращена (л.д. 33). Из представленного Списка работников, уволенных по ликвидации предприятия для получения жилищных субсидий шахты «Северная», переданного в январе 2002 года по акту передачи от ОАО «Кизелуголь» Администрации города Кизела видно, что истец в числе претендентов на получение жилищной субсидии не числится.

      Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО1 пояснил, что он работал на шахте «Северная» и был членом профсоюзной организации. Все уволенные работники писали заявления, собирали документы и включались в список на переселение, в том числе, и истец. По Правилам эксперимента заранее было определено, что человек не мог работать. Решения о включении в списки и об исключении из них принимались, но не сохранились. Списки исключенных работников в ОАО «Кизеуголь» не передавались. Полагает, что истца из списков на переселение исключила ликвидационная комиссия шахты, так как Ильченко был трудоустроен. Он знает, что истец обращался по поводу предоставления жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ годах к заместителю ликвидационной комиссии шахты Паршукову. Обращался ли после этого куда-либо Ильченко, он не знает.       

       Свидетель ФИО2 подтвердил, что со слов истца знает, что Ильченко состоял в списке на получение жилищного сертификата. Истца исключила из списка, так как он устроился на работу в «<данные изъяты>». Он получил жилищный сертификат, так как стоял на учете в Центре занятости населения.

       Проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцу следует отказать в реализации права на получение безвозмездной жилищной субсидии, по следующим основаниям.

       Согласно статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

       В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

       В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

       Таким образом, Конституция РФ, закрепляя право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и инвалидности, не решает вопрос о правегражданина на конкретные его формы и способы. Федеральный законодатель, исходя из конституционно значимых целей в сфере социальной политики государства, а также с учетом финансово-экономических и иных возможностей государства на данном этапе развития вправе определять их объем и условия предоставления.

        Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля, отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности » от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.

       Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера. Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.

       Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными призовыми актами.

       Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, в том числе путем содействия их переселению из неперспективных городов и поселков. Правительством РФ был принят Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в который был включено направление: содействие в приобретении ( строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций угольной отрасли, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна { п.8 «е» Перечня).

        15 ноября 2006 года Правительством Российской Федерации приняты Постановления № 687 и № 688, которыми внесены изменения в Правила предоставления субвенций. .. № 428 от 13.07.2005 года и Перечень мероприятий. .. № 840 от 24.12.2004 года. Указанными постановлениями из числа мероприятий исключено направление- содействие в приобретении (строительстве) жилья работникам, высвобожденным по ликвидации предприятий угольной отрасли, финансирование указанного направления прекращено, бюджетные ассигнования на эти цели в федеральном бюджете на 2006-2011 годы не предусмотрены.

      С учетом изложенного, суд считает, что изменяя перечень мероприятий по реструктуризации, Правительство Российской Федерации действовало в пределах своей компетенции, что соответствует Федеральному закону «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», во исполнение положений которого, постановления и были приняты. При этом, как уже отмечалось выше, федеральное законодательство относит определение перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования к компетенции Правительства Российской Федерации. С учетом финансово-экономических и иных возможностей государства на данном этапе развития Правительство вправе определять объем и условия предоставления социальной защиты.

      Судом было установлено, что программа содействия переселению высвобожденных работников прекращена, финансирование указанной программы с 2006 году не производится, расходы на реализацию указанного направления в бюджетах 2006-2011 годов не предусмотрены, денежные средства на эти цели не выделяются.

      Таким образом, суд приходит к выводу, что правовые основания для удовлетворения требований истца о предоставлении ему социальной выплаты отсутствуют.

       Кроме того, как следует из положений вышеназванных нормативно-правовых актов право на получение безвозмездной жилищной субсидии имеют высвобожденные работники, постоянно проживающие в городах Кизел, Губаха. Гремячинск и Чусовой, уволенные в 1995-2000 годах из организаций угольной промышленности, расположенных в этих городах, имеющих стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет, зарегистрированные в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных.

       Согласно Правил предоставления субвенций субсидии предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления и согласованных с Федеральным агентством по энергетике.

      Судом установлено, что истец в Центре занятости населения в качестве безработного на учете не состоит, в Списке граждан, подлежащих переселению, не значится, в настоящее время трудоустроен.

       Оценив представленные доказательства суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о признании права Ильченко С.И. на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета и взыскании с Казны Российской Федерации суммы субсидии для приобретения жилья. Право на предоставление социальной выплаты высвобожденным работникам организаций угольной промышленности возникает лишь присовокупности четырех условий, прямо перечисленных в Положении и Правилах, отсутствие хотя бы одного из которых свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания за таким лицом права на предоставление жилищной субсидии. Регистрация в территориальных органах службы занятости указанных, городов в качестве безработного является одним из обязательных условий предоставления субсидии. Юридически значимыми обстоятельствами является не только наличие определенных предпосылок для возникновения права на получение социальной выплаты, имевшихся у истца на момент обращения с заявлением о выдаче жилищного сертификата, а также то, что с целью эксперимента выдачи государственных жилищных сертификатов являлось содействие трудоустройству высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой для обеспечения социальной защиты высвобожденных работников за счет переселения за пределы этих городов.

       Суд считает, что истец не обладает необходимой совокупностью условий, при наличии которых возможно выделение социальной выплаты. Как ранее уже отмечалось, он на учете в Центре занятости населения не состоит, в Списке, переданном Администрации района, не значится, в настоящее время трудоустроен и не может быть включен в указанный список.

       Доводы истца и его представителя в части того, что обязательного наличия регистрации в органе занятости населения не требуется, ранее Ильченко С.И. был включен в первичный Список на переселение высвобожденных работников, являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание.

       Положение о предоставлении жилищных сертификатов предусматривает наличие условий, совокупность которых дает право на получение жилищной субсидии, то есть необходимо иметь статус безработного и статус высвобожденного работника, стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет, постоянно проживать в указанных в Положении городах, отсутствие хотя бы одного из этих условий лишает гражданина права на получение субсидии.

        Исходя из требований ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено достаточных доказательств того, что он обращался на шахту с заявлением о переселении, был включен в список на переселение, первичный список истцом не представлен. Кроме пояснений истца о том, что со слов председателя и заместителя профкома он знает, что был включен в список претендентов на получение жилищного сертификата, но самих списков не видел, и свидетелей ФИО1, который подтвердил, что Ильченко был включен в данный список, и ФИО2, который знает со слов истца, что тот был включен в указанный список, других доказательств включения Ильченко С.И. в первоначальный список лиц, желающих выехать для трудоустройства за пределы города Кизел, составленного на момент принятия решения о ликвидации шахты, истцом не представлено.

         Кроме того, согласно п. 17 Правил о проведении эксперимента.... от ДД.ММ.ГГГГ года для включения в Список на получение сертификата высвобожденным работником предоставляются в наблюдательный совет следующие документы: документ, удостоверяющий личность; заявление на получение сертификата; копия трудовой книжки; справка о регистрации в территориальном органе службы занятости населения; документы, подтверждающие состав семьи; выписка из домовой книги и копия Финансового лицевого счета. Отсюда следует, что наличие справки, подтверждающей регистрацию в органе занятости населения в качестве безработного, является обязательным.

       Как следует из преамбулы постановления Правительства РФ, которым были утверждены вышеуказанные правила, оно было принято в целях содействия трудоустройству высвобожденных работников, ликвидируемых организаций угольной промышленности за счет переселения за пределы шахтерских городов. Поскольку Ильченко С.И. самостоятельно решил вопрос со своим трудоустройством, устроившись после увольнения с шахты па работу, на него не может быть распространено действие данных Правил, как и на членов его семьи.

         Заслуживают внимание суда доводы представителя Администрации района и представителя Министерства финансов РФ в части пропуска истцом срока для обращения в суд за защитой своего нарушенного права.

        Согласно ст. 196, 200, 205 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. В исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца, нарушенное права гражданина подлежит защите.

         Из искового заявления, представленного суду, и пояснений истца следует, что об исключении егоиз Списка на переселение ему стало известно в ДД.ММ.ГГГГ году, после того как он устроился на работу, в ДД.ММ.ГГГГ году он обращался к председателю профкома шахты, а в ДД.ММ.ГГГГ годах в Администрацию г. Кизел в устной форме и ему было разъяснено, что он утратил право на получение жилищного сертификата в связи с трудоустройством. Те обстоятельства, что истец обращался в различные инстанции, доказывают, что он считал свое право на переселение нарушенным, однако, в установленном законом порядке за его защитой не обращался. Обращение в суд Ильченко С.И. последовало только в ДД.ММ.ГГГГ года. Обращение истца в Администрацию Кизеловского муниципального района в ДД.ММ.ГГГГ года по поводу предоставления социальной выплаты в связи с тем, что его семья проживает в ветхом доме, непригодном для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, не может расцениваться как обращение с целью защиты своего нарушенного права по содействию в переселения высвобожденного работника ликвидированной организации угольной промышленности, поскольку снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, является иным мероприятием по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которое предусмотрело Правительство РФ при решении вопроса о ликвидации организации угольной промышленности в качестве меры по социальной защите определенных групп населения.

       Таким образом, суд считает, что истцом пропущен трехлетний срок на обращение в суд за защитой своего нарушенного права, который следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ года, с момента, когда Ильченко С.И. обращался в Администрацию г. Кизел и указанный факт сторонами по делу не опровергается. Пропуск срока обращения в суд за защитой своего нарушенного права является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требования. Доказательств уважительности причин пропуска трехлетнего срока не представлено.

      При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца о признании за Ильченко С.И. права на выделение жилищной субсидии на семью, состоящую из трех человек, и взыскании денежной суммы с Казны РФ не основаны на требованиях закона и не имеют под собой правовых оснований.

       Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

         Отказать Ильченко С.И. в иске к Администрации Кизеловского муниципального района, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю, Отделению по г. Кизел Управления Федерального казначейства по Пермскому краю о признании за Ильченко С.И. права на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения в <адрес>, о взыскании с Казны Российской Федерации рублей ( рублей), о перечислении указанной суммы целевым назначением Отделению Управления Федерального казначейства по Пермскому краю для выделения Ильченко С.И. на семью, состоящую из трех человек: Ильченко С.И., И. Н.Ю., И. Е.С., о возложении обязанности по исполнению решения в этой части на Министерство финансов Российской Федерации, о возложении обязанности на Министерство финансов Российской Федерации при изменении на день исполнения решения размера среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю для расчета размера субсидии на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета, произвести перерасчет суммы субсидии, о возложении обязанности на Администрацию Кизеловского муниципального района при перечислении денежных средств Министерством финансов Российской Федерации оформить Ильченко С.И. на семью, состоящую из трех человек: Ильченко С.И., И. Н.Ю., И. Е.С., жилищную субсидию.

        Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

       Председательствующий