о признании незаконным бездействия Главы городского поселения и возложении обязанности на Главу городского поселения совершить определенные действия (2-470/2011)



Дело № 2-470/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Кизел      ДД.ММ.ГГГГ

Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Кириенко Е.В.,

При секретаре Гусевой Е.В.,

С участием заявителя Пелевина А.С.,

Главы Кизеловского городского поселения Чернопиского Д.Н., представившего удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по заявлению Пелевина А.С. о признании незаконным бездействия Главы Кизеловского городского поселения и возложении обязанности на Главу Кизеловского городского поселения совершить определенные действия,

    У с т а н о в и л :

Пелевин А.С., являющийся депутатом Думы Кизеловского городского поселения обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать Главу Кизеловского городского поселения Чернопиского Д.Н. отчитаться на заседании Думы Кизеловского городского поселения о результатах деятельности за период с марта 2010 года по март 2011 год.

В судебном заседании Пелевин А.С. настаивая на удовлетворении заявления, пояснил, что в соответствии с ч.11.1 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», положениями п.9 ч.2 и ч.3 ст. 23 Устава Кизеловского городского поселения, Дума Кизеловского городского поселения осуществляет контроль за исполнением главой Кизеловского городского поселения полномочий по решению вопросов местного значения в форме заслушивания ежегодного отчета главы о результатах его деятельности и подведомственных главе поселения органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Думой поселения. Срок предоставления отчетов устанавливается решением Думы поселения. Решением Думы Кизеловского поселения от 31 марта 2011 года утвержден план работы Думы на первое полугодие 2011 года, согласно которому отчет главы поселения должен был представлен на заседании Думы в апреле 2011 года. Однако до настоящего времени Глава Кизеловского городского поселения Чернопиский Д.Н. отчет Думе не предоставил. Неоднократно вопрос об отчете Главы за период его деятельности с марта 2010 года по март 2011 год поднимался устно депутатами Думы, однако все предложения Главой проигнорированы. Считает, что бездействие главы Кизеловского городского поселения Чернопиского, выразившееся в не предоставлении в установленный Думой срок до апреля 2011 года отчета о своей деятельности, нарушают его права как депутата Кизеловской городской Думы, а именно он лишен возможности исполнить свои полномочия в части заслушивания ежегодного отчета и соответственно контроля за деятельностью Главы поселения. Полагает также, что именно при утверждении плана работы Думы, решением от 31.03.2011 года и был установлен срок для предоставления Главой поселения отчета. С апреля 2011 года и по настоящее время в повестки заседаний Думы вопрос об отчете Главы поселения не включался, он с инициативой о включении в повестку заседания Думы данного вопроса не обращался, депутаты, в том числе и он, Пелевин А.С., в устной форме предлагали Главе поселения Чернопискому Д.Н. предоставить Думе отчет о результатах своей деятельности. До настоящего времени данный отчет не предоставлен. Просит обязать Главу Кизеловского городского поселения Чернопиского Д.Н. отчитаться на заседании Думы Кизеловского городского поселения о результатах деятельности за период с марта 2010 года по март 2011 год.

Глава Кизеловского городского поселения Чернопиский Д.Н.. заявленные требования не признал, пояснив, что ни Устав, ни положения Федерального закона не регулируют процедуру отчетности Главы поселения о результатах деятельности. Поскольку Устав Кизеловского городского поселения устанавливает обязанность Главы представить ежегодные отчеты о результатах деятельности, то он намерен исполнить данную обязанность. Он неоднократно предлагал Депутатам Кизеловской городской Думы принять решение, устанавливающее форму, сроки и порядок предоставления отчета Главой поселения, однако до настоящего времени такого решения Думы нет. Не определен решением Думы Кизеловского городского поселения и срок предоставления ежегодного отчета, включение данного вопроса в план работы Думы на первое полугодие не может, по его мнению, свидетельствовать об установлении срока предоставления отчета, поскольку при утверждении повестки очередного заседания Думы, план корректируется, на обсуждение Думы могут выноситься вопросы, не указанные в плане. В настоящее время он ежегодный отчет подготовил, уже утвердил повестку очередного заседания Думы Кизеловского городского поселения на 29 сентября 2011 года, его отчет включен в данную повестку. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав представленные доказательства в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В силу ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Статьей 132 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. В силу ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ, обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.

В соответствии с требованиями ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В силу ч. 3 настоящей статьи, Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. В соответствии с положениями, установленными ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений. В силу п. 11.1. ч.11 ст. 34 представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. Данный пункт внесен Федеральным законом от 07.05.2009 N 90-ФЗ.

В соответствии с требованиями ч. 5.1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ, глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. Указанная часть пятая.1 введена Федеральным законом от 07.05.2009 N 90-ФЗ.

Решением Думы Кизеловского городского поселения от 24 ноября 2005 года № 15, утвержден Устав муниципального образования «Кизеловское городское поселение», в соответствии со ст. 23 которого установлено, что к исключительным полномочиям Думы Кизеловского городского поселения относятся в том числе, принятие устава поселения и внесение в него изменений и дополнений; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления поселения полномочий по решению вопросов местного значения. В силу абзаца второго ч.3 ст. 23 Устава представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы Кизеловского городского поселения, главы администрации поселения о результатах их деятельности, деятельности администрации поселения и иных подведомственных главе поселения органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Думой поселения. Срок представления отчетов устанавливается решением Думы поселения.

В соответствии со ст. 33 Устава, Глава Кизеловского городского поселения является высшим должностным лицом Кизеловского городского поселения и наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава поселения входит в состав Думы поселения и исполняет полномочия председателя Думы. В силу ч.9 ст. 33 Устава, Глава поселения в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Думе. Глава поселения представляет Думе поселения ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Думой поселения.

Проанализировав указанные нормативные акты, суд приходит к выводу, что глава городского поселения обязан представлять Думе поселения ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а Дума поселения вправе заслушать ежегодный отчет главы муниципального образования. При этом порядок предоставления ежегодного отчета главы муниципального образования, его форма, а также порядок заслушивания отчета данными нормативными актами не регламентированы. Не имеется и иного муниципального нормативного акта, который устанавливал бы порядок предоставления отчета. Вместе с тем, Уставом муниципального образования Кизеловское городское поселение, установлено, что срок предоставления отчетов, в том числе и отчетов Главы поселения устанавливается решение Думы Кизеловского городского поселения.

Из представленных доказательств следует, что Чернопиский Д.Н. является Главой Кизеловского городского поселения, что подтверждено удостоверением , Пелевин А.С. является депутатом Думы Кизеловского городского поселения, что также подтверждено удостоверением (л.д.6). Формы депутатской деятельности и права депутата Думы Кизеловского городского поселения закреплены в ст.ст. 25 и 26 Устава муниципального образования. Решением Думы Кизеловского городского поселения № 13 от 31.03.2011 года утвержден План работы Думы Кизеловского городского поселения в первом полугодии 2011 года, пунктом 9 которого предусмотрен вопрос для рассмотрения на заседаниях Думы в апреле 2011 года отчет о результатах деятельности главы Кизеловского городского поселения за период с марта 2010 года по март 2011 года (л.д.4-5). В соответствии с п.1 раздела 3 Главы 2 Регламента Думы Кизеловского городского поселения, принятого решением Думы № 5 от 27.10.2005 года, в редакции от 24.12.2009 года, основной формой работы Думы является заседание, которое проводится по утвержденному плану работы. Разделом 5 Регламента установлено, что вопросы на рассмотрение Думы вносятся главой Кизеловского городского поселения, главой администрации Кизеловского городского поселения, заместителем председателя Думы, комиссиями, заместителями главы администрации, депутатами Думы и другими должностными лицами и органами в соответствии с действующим законодательством. Формирование проекта повестки дня производится главой Кизеловского городского поселения инициаторами заблаговременно, не позднее чем за две недели до заседания в письменном виде, кроме внеочередных. Глава Кизеловского городского поселения обязан включить поступившие вопросы в проект повестки дня очередного заседания Думы. Формирование проекта повестки дня производится главой Кизеловского городского поселения в соответствии с поступившими предложениями.

Из протокола заседания Думы Кизеловского городского поселения от 31.03.2011 года следует, что в повестку данного заседания был включен вопрос № 6 «Об утверждении плана работы Думы Кизеловского городского поселения на 1-ое полугодие 2011 года. Решением Думы утвержден план работы на первое полугодие. В данный план включен вопрос № 9 «отчет о результатах деятельности главы Кизеловского городского поселения за период с марта 2010 года по март 2011 года», указан месяц апрель.

Из имеющихся в деле повесток очередных заседаний Думы Кизеловского городского поселения за период с апреля по июль 2011 года, вопрос об отчете главы Кизеловского городского поселения в повестки не включался. Из пояснений лиц, участвующих в деле следует, что Думой Кизеловского городского поселения решения об установлении срока предоставления главой поселения ежегодного отчета не принималось, с предложениями о включении данного вопроса в повестки очередных заседаний Думы ни кто не обращался. Довод Пелевина А.С. в части того, что данный срок установлен решением Думы от 31.03.2011 года при утверждении плана работы Думы на первое полугодие 2011 года суд считает несостоятельным, поскольку данное решение принято в соответствии с регламентом Думы Кизеловского городского поселения и адресован именно Думе, определяя порядок ее работы. Вопрос об отчете о деятельности главы Кизеловского городского поселения за период с марта 2010 года по декабрь 2011 год включен в повестку очередного заседания Думы Кизеловского городского поселения на 29.09.2011 года.

Проанализировав представленные доказательства в совокупности, суд считает, что оснований для удовлетворения заявления Пелевина А.С. не имеется, поскольку действующим законодательством не регламентированы ни форма, ни порядок предоставления ежегодных отчетов Главы поселения, однако вышеуказанными правовыми актами установлено, что срок предоставления отчета должен быть установлен решением Думы. Поскольку в настоящее время решение Думы об установлении срока предоставления отчета отсутствует, следовательно со стороны главы поселения нарушений законодательства не допущено. Не представление главой поселения отчета не лишает Пелевина А.С., являющегося депутатом Думы Кизеловского городского поселения, возможности заслушать ежегодный отчет Главы поселения, реализовав полномочия, предоставленные Думе городского поселения Уставом.

Таким образом, суд считает, что оснований для возложения на Главу Кизеловского городского поселения обязанности отчитаться на заседании Думы Кизеловского городского поселения о результатах деятельности в должности главы поселения Главой Кизеловского городского поселения не имеется, поэтому в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

В силу ст. 98 ГПК РФ, не подлежат удовлетворению и требования Пелевина А.С. о взыскании в его пользу расходов, связанных с уплатой государственной пошлины в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Пелевина А.С. о возложении на главу Кизеловского городского поселения обязанности отчитаться за заседании Думы Кизеловского городского поселения о результатах деятельности в должности главы Кизеловского городского поселения за март 2010 года по март 2011 года оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

СУДЬЯ: подпись.

Верно. Судья:      Е.В. Кириенко

Секретарь:      Е.В. Гусева