Дело № 2-462/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Кизел ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Кириенко Е.В., при секретаре Гусевой Е.В., с участием истицы Смычник Л.Б., представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Смычник Л.Б., Молошникова Е.А., Смычник А.С., Смычник К.С. к Администрации Кизеловского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилья, включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на семью из четырех человек, у с т а н о в и л : Истцы обратились в суд с иском к ответчику о признании права на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилья, включении Смычник Л.Б., Молошникова Е.А. Смычник А.С., Смычник К.С. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте, о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на семью, состоящую из четырех человек и возмещении расходов в сумме № коп. В судебном заседании истица, настаивая на удовлетворении исковых требованиях, пояснила, что является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ года она и её дети проживают и зарегистрированы по указанному адресу; регистрацию сохранили до настоящего времени. Дом по <адрес> находится на территории горных отводов шахты им. 40 лет ВЛКСМ; в результате ведения горных работ дом стал непригоден для проживания по критериям безопасности: стены стали обваливаться, произошло отслоение штукатурного слоя, печная труба, фундамент обвалились, на земельном участке стали просачиваться сточные воды, поэтому ей и детям пришлось переехать в <адрес>. Она неоднократно обращалась в администрацию Кизеловского муниципального района по вопросам включения дома по <адрес> в список ТЭО и переселения, в переселении ей было отказано. Прокуратурой г. Кизела в ответ на ее обращение внесено представление в администрацию Кизеловского муниципального района о необходимости включения <адрес> в списки домов для направления на экспертизу во «ВНИМИ» и получения экспертного заключения о степени влияния горных работ на жилую застройку, но дом так и не был включен в указные списки по причине отсутствия финансирования. Ей, истице, было предложено провести экспертизу за свой счет. В связи с проведением экспертизы она понесла расходы на оплату 4-х поездок в <адрес> в сумме № руб., на открытие счета в <данные изъяты>» для внесения денежных средств в счет оплаты экспертизы - № руб., и непосредственно на оплату экспертизы-№. Брак с Молошниковым Е.А. она зарегистрировала в ДД.ММ.ГГГГ году, с этого же времени он зарегистрировался в жилом доме по <адрес>, до этого времени он был зарегистрирован в муниципальной квартире по адресу: <адрес> вместе с матерью и братом. После смерти матери и брата квартиру сдали администрации. Пояснила также, что в ДД.ММ.ГГГГ году за счет средств федерального бюджета, как высвобожденный работник угольной промышленности, Молошников приобретал комнату в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, однако поскольку проживать в коммунальной квартире было невозможно, Молошников в этом же году продал данную комнату. Считает, что поскольку Молошников в настоящее время является членом ее семьи, то он имеет право на получение социальной выплаты в составе ее семьи. Просит обязать администрацию Кизеловского муниципального района признать право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, включить в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, предоставить социальную выплату для приобретения жилья и возместить расходы на оплату произведенной экспертизы, открытия счета в <данные изъяты>» для оплаты экспертизы, а также на оплату проезда в Екатеринбург в сумме № руб. Считает, что данные расходы ей обязана возместить Администрация района, поскольку добровольно ее требования о включении жилого дома в список для направления во ВНИМИ удовлетворены не были, не оспаривает, что в Администрацию района она письменно впервые обратилась в ДД.ММ.ГГГГ году, до этого неоднократно обращалась устно, но ее дом так и не включили в список ветхих домов, направляемых на исследование во ВНИМИ. Поскольку ответчик добровольно отказался произвести оплату исследования, просит взыскать данные расходы в судебном порядке. Истцы Молошников Е.А., Смычник А.С., Смычник К.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования не признала, при этом право истцов Смычник Л.Б. и её детей Смычник А.С. и Смычник К.С. на получение социальной выплаты не оспаривает. Пояснила, что на момент ликвидации шахты истица являлась собственником дома по <адрес>; и сама истица, и ее дети зарегистрированы по указанному адресу до настоящего времени. Согласно заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ дом по <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Пояснила также, что истица обратилась в администрацию Кизеловского муниципального района с просьбой включить её дом в список домов, направляемый на исследование во ВНИМИ, в ДД.ММ.ГГГГ году, справку ЦТИ физическом износе дома не предоставила. Последнее заключение Уральским филиалом ОАО ВНИМИ по жилой застройке дано ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ годах списки домов во ВНИМИ не направлялись. Считает, что никаким нормативными актами на Администрацию не возложена обязанность оплачивать стоимость исследования, проводимого Уральским филиалом ВНИМИ, вины администрации не имеется. Полагает, что истец Молошникова Е.А. право на получение социальной выплаты не имеет, т.к. на момент ликвидации шахты им. 40 лет ВЛКСМ ОАО «Кизелуголь» он проживал по <адрес> и не являлся членом семьи Смычник Л.Б., официально брак Молошникова Е.А. и Смычник Л.Б. зарегистрирован только в ДД.ММ.ГГГГ году. Кроме того, у Молошникова Е.А. в собственности имелась комната по адресу <адрес>, которую он приобрел за счет средств федерального бюджета как высвобожденный шахтер, следовательно улучшил свои жилищные условия и в государственной поддержке не нуждается. С требованиями истицы о возмещении материальных расходов на оплату проезда к месту проведения экспертизы, на оплату непосредственно экспертизы, а также на открытие счета в банке для внесения средств на оплату экспертизы также не согласны, т.к. данные расходы не относятся к судебным, доказательств того, что убытки причинены виновными действиями администрации района. Считает также, что обязанность представлять доказательства в обоснование требований возложена на истцов, следовательно расходы, понесенные истицей относятся как расходы на получение доказательств и не могут быть отнесены к судебным. Выслушав доводы сторон, проанализировав представленные доказательства в совокупности суд считает исковые требования Смычник Л.Б., Смычник А.С. и Смычник К.С.. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти. Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" от 20.06.1996 N 81-ФЗ. Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Правительство Российской Федерации утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24 декабря 2004 г. N 840). В Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428. В соответствии с п.5 Правил… межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в том числе на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого. Согласно п.8 Правил… № 428, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. При этом Правилами… установлено, что социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденным Приказом Минэнерго России от 1 ноября 2001 года № 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Из анализа данных правовых норм следует, что решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в домах, зарегистрированных на данных площадях на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем оказания содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Судом установлено, что истцы Смычник Л.Б., Смычник А.С., Смычник К.С. на момент принятия решения о ликвидации шахты им. 40 лет ВЛКСМ (приказ о ликвидации 17.09.1998 года - л.д.72), проживали, были зарегистрированы по адресу: <адрес>; сохраняя регистрацию по данному адресу до настоящего времени. По результатам проверки государственной инспекцией вневедомственного контроля Пермского края (л.д. 26-27), в соответствии с актом обследования, заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28-31) жилой <адрес> признан непригодным для проживания; физический износ дома на ДД.ММ.ГГГГ составил №%(л.д. 25). Согласно заключения Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> был подвержен вредному влиянию горных подземных работ бывшей шахты им. 40 лет ВЛКСМ, в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей и пришло в ветхость и непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ (л.д.23-24). Как следует из показаний истицы Смычник Л.Б., она с семьей была вынуждена выехать в <адрес>, сохранив при этом регистрацию по <адрес>, т.к. в доме проживать было невозможно, он был признан непригодным для проживания. В соответствии с данными правовой регистрации Смычник Л.Б., Молошников Е.А., Смычник А.С., Смычник К.С. на ДД.ММ.ГГГГ приватизированного жилья в г. Кизеле не имеют, ранее в приватизации не участвовали. По информации Управления Росреестра по Пермскому краю за Смычник А.С. и Смычник К.С. право собственности на какое-либо недвижимое имущество не зарегистрировано (л.д. 56-57); за Молошниковым Е.А. зарегистрировано право собственности на комнату в жилом помещении по адресу: <адрес> право прекращено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58); за Смычник Л.Б. зарегистрировано право собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес> (л.д.59). Таким образом, из представленных доказательств следует, что истцы Смычник Л.Б., Смычник А.С., Смычник К.С. на момент принятия решения о ликвидации шахты им. 40 лет ВЛКСМ ОАО «Кизелуголь», являлись членами одной семьи, постоянно проживали и были зарегистрированы в доме по адресу: <адрес>, жилой дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте им. 40 лет ВЛКСМ ОАО «Кизелуголь». Тот факт, что истцы Смычник Л.Б., Смычник А.С., Смычник К.С. с ДД.ММ.ГГГГ года не проживают в г. Кизеле, не свидетельствует об утрате ими права на получение социальной выплаты, поскольку дом признан непригодным для проживания, жить в нем невозможно, они сохранили регистрацию в г. Кизеле по указанному адресу; право собственности на жилые помещения, в которых они проживали в <адрес>, у истцов Смычник Л.Б., Смычник А.С., Смычник К.С. не возникло, в данные жилые помещения вселены были на условиях договоров коммерческого найма жилых помещений и в качестве нанимателей. Суд считает, что исковые требования Молошникова Е.А., удовлетворению не подлежат по следующим основаниям: Согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора. В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые, хотя и не предусмотрены законом или таким актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В силу ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. На основании ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения, иной сделки об отчуждении этого имущества. Ст.223 ГК РФ устанавливает, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. В соответствии со ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Поскольку на момент закрытия шахты им. 40 лет ВЛКСМ Молошников Е.А. не являлся членом семьи Смычник Л.Б. совместно с собственником не проживал и не был зарегистрирован по <адрес>, тогда как законодательство, регулирующее оказание социальной поддержки гражданам, проживающим в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, связывает возникновение права на получение социальной выплаты для приобретения жилья с наличием ряда условий, в том числе с фактом проживания и регистрации по месту жительства в ветхом жилом доме, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на момент принятия решения о ликвидации шахты. Брак Молошникова Е.А. и Смычник Л.Б. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50), по <адрес> Молошников Е.А. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22, 49). Кроме того, как следует из представленных доказательств и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, Молошниковым Е.А. право на получение социальной защиты от государства при ликвидации предприятия угольной промышленности реализовано; он как высвобожденный работник угольной отрасли за счет средств федерального бюджета приобрел комнату в жилом помещении по адресу <адрес>. Факт прекращения права собственности на данное жилое помещение в данном случае правового значения не имеет. Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истице. В соответствии с п. 10 Правил... норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из двух человек 42 кв. м. В соответствии с п. 9 Правил... размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с п.8 Правил..., определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 Правил..., и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта РФ по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики РФ и является неизменным до момента приобретения жилья. Таким образом, исковые требования Смычник Л.Б., Смычник А.С., Смычник К.С. о признании права на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилья, включении их в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте, предоставлении социальной выплаты обоснованны и подлежат удовлетворению. Требования о взыскании понесенных в связи с производством экспертизы расходов удовлетворению не подлежат. В соответствие с ст. 56 ГПК РФ. На основании изложенного в удовлетворении требований о возмещении расходов в сумме № руб. истцам следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать за Смычник Л.Б., Смычник А.С., Смычник К.С. право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ. Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Смычник Л.Б., Смычник А.С., Смычник К.С. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте и предоставить Смычник Л.Б., Смычник А.С., Смычник К.С. социальную выплату для приобретения жилья взамен снесенного ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте имени 40 лет ВЛКСМ ОАО «Кизелуголь» с учетом семьи, состоящей из трех человек: Смычник Л.Б., Смычник А.С., Смычник К.С.. В удовлетворении требований о признании за Молошниковым Е.А. права на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, возложении на Администрацию Кизеловского муниципального района обязанности включить Молошникова Е.А. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте и предоставлении Молошникову Е.А. социальной выплаты для приобретения жилья взамен снесенного ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте имени 40 лет ВЛКСМ ОАО «Кизелуголь» ОТКАЗАТЬ. В удовлетворении требований о взыскании с Администрации Кизеловского муниципального района расходов в сумме № коп. ОТКАЗАТЬ. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течении 10 дней. СУДЬЯ: подпись Верно. Судья: Е.В. Кириенко Секретарь: Е.В. Гусева