о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья (2-460/2011)



Дело № 2-460/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ     город Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Кириенко Е.В.,

при секретаре Гусевой Е.В.,

с участием истицы Горюновой Е.А.,

представителя истицы Ларионова Д.В., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Горюновой Е.А. и ФИО1 к администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,

    у с т а н о в и л :

Истцы обратились в суд с иском к ответчику о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте Северной и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на семью из двух человек.

В судебное заседании истица, настаивая на удовлетворении исковых требования, пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ года проживала в квартире по адресу: <адрес>, сначала совместно с родителями, а с ДД.ММ.ГГГГ года с мужем и ребенком, ее отец приобрел в ДД.ММ.ГГГГ году квартиру по адресу: <адрес> и с семьей стали жить по данному адресу. В ДД.ММ.ГГГГ году семья отца переехали на иное постоянное место жительства, а она с сыном переехала проживать в квартиру отца по <адрес>, в квартире по <адрес> стала проживать ее бабушка ФИО2, которая в ДД.ММ.ГГГГ году приватизировала данную квартиру. С ДД.ММ.ГГГГ года она, истица, является собственником квартиры по <адрес> на основании договора дарения. По заключению уральского филиала ОАО ВНИМИ, и <адрес> и <адрес> признаны непригодными для проживания и подлежащими сносу как ветхие, непригодный для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте Северной ОАО «Кизелуголь». Считает, что поскольку она с сыном на момент принятия решения о ликвидации шахты Северной проживала и была зарегистрирована в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности, переехала также в жилое помещение признанное непригодным для проживания по критериям безопасности, где проживает и зарегистрирована в настоящее время вместе с сыном, следовательно ее семья имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья. Переехав с одного ветхого жилого помещения в другое ветхое жилье, она не улучшила свои жилищные условия, в связи с чем настаивает на удовлетворении исковых требований. Брак с мужем расторгнут, совместно с не проживают, в квартире по <адрес> ее бывший муж не проживает и не зарегистрирован. Ее семья состоит из двух человек, а именно ее, истицы, и ее несовершеннолетнего сына ФИО1.

Представитель истицы Ларионов Д.В., поддерживая доводы истицы, считает, что исковые требования следует удовлетворить, так как семья истицы на момент принятия решения о ликвидации шахты Северной проживала и была зарегистрирована в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте Северной ОАО «Кизелуголь». Переселение истицы с сыном в иное жилое помещение, не может свидетельствовать об улучшении жилищных условий, поскольку по заключению ВНИМИ жилой дом по <адрес> также признан подлежащим сносу по критериям безопасности, ставшем непригодным для проживания в связи с вредным влиянием горных работ на ликвидированной шахте.

Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П. исковые требования не признала, пояснив, что в настоящее время средства из федерального бюджета, предусмотренные на предоставление гражданам социальных выплат для приобретения жилья не выделяются. Заключение ОАО ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого <адрес> подлежащим сносу как непригодного для проживания, не оспаривает, однако считает, что поскольку семьи истицы на момент принятия решения о ликвидации шахты проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>, однако в настоящее время по указанному адресу не проживает, а истица с 2011 года является собственником квартиры по <адрес>, следовательно оснований для удовлетворения иска не имеется.

Представитель Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором исковые требования не признает, поскольку жилой <адрес> в списке ветхого жилья не значиться. Просит дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Выслушав доводы сторон, проанализировав представленные доказательства в совокупности, суд считает исковые требования Горюновой Е.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.

Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" от 20.06.1996 N 81-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Правительство Российской Федерации утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24 декабря 2004 г. N 840).

В Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428.

В соответствии с п.5 Правил… межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в том числе на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого.

Согласно п.8 Правил… № 428, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. При этом Правилами… установлено, что социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденным Приказом Минэнерго России от 1 ноября 2001 года № 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Из анализа данных правовых норм следует, что решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в домах, зарегистрированных на данных площадях на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем оказания содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судом установлено, что приказом № 53 от 17.04.1998 года ликвидирована шахта Северная ОАО «Кизелуголь» ( л.д. 23). На момент принятия решения о ликвидации щахты, ФИО1 проживала и была зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>, что подтверждено адресной справкой (л.д.15).По заключению Уральского филиала ОАО ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> признан подлежащим сносу как ветхий, ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате влияния горных работ на ликвидированной шахте Северной ОАО «Кизелуголь» (л.д.24-31). С ДД.ММ.ГГГГ Горюнова Е.А. совместно с сыном ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес>, что подтверждено как пояснениями сторон, так и адресной справкой (л.д.15). Горюнова Е.А. является собственником данной квартиры, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права (л.д.9)Заключением Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Северная», в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в ветхость и непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения гонных работ.

Таким образом из представленных доказательств следует, что истцы на момент ликвидации шахты Северной ОАО «Кизелуголь» проживали и были зарегистрированы в жилом помещении, расположенном в жилом доме, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте Северной. Переселение семьи истцов в иное жилое помещение в ДД.ММ.ГГГГ году по адресу: <адрес> не свидетельствует об улучшении жилищных условий истцов, поскольку данный дом по <адрес> также признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте Северной ОАО «Кизелуголь», следовательно истцы имеют право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности за счет средств федерального бюджета.

Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцу.

В соответствии с п. 10 Правил... норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять для семьи, состоящей из двух человек 42 кв. м. В соответствии с п. 9 Правил... размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с п.8 Правил..., определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 Правил..., и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта РФ по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики РФ и является неизменным до момента приобретения жилья.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Горюнову Е.А. и ФИО1 в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте Северной ОАО «Кизелуголь» и предоставить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения для семьи, состоящей из двух человек: Горюновой Е.А. и ФИО1, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте, за счет средств федерального бюджета, направляемых на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения.

СУДЬЯ: подпись.

Верно. Судья:      Е.В. Кириенко

Секретарь:       Е.В. Гусева