о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения (2-499/2011)



Дело № 2-499/2011 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре Григорьевой О.Н.,

с участием истцов Козловой Т.П., Козловой А.В.,

представителя истцов Ларионова Д.В., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску     Козловой Т.П. и Козловой А.В. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения,

у с т а н о в и л :

       Истцы обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты на семью из двух человек для приобретения жилья взамен сносимого, мотивируя свои требования тем, что жилой дом, в котором они проживают расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания по критериям безопасности и подлежит сносу, а потому они имеют право на получение социальной выплаты.

         В судебном заседании истцы на удовлетворении требований настаивают, пояснили, что жилой дом по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ года принадлежал ФИО1, мужу истицы Козловой Т.П., который умер ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ году они вступили в наследственные права, получив долю в собственности. На момент ликвидации шахты имени Ленина они проживали и были зарегистрированы в указанном доме, проживают в нем до настоящего времени. Дом не пригоден для проживания по критериям безопасности, находится на горном отводе, проживать в нем из-за его ветхости невозможно, они в силу своего здоровья и возраста не могут в нем проживать. Считают, что они имеют право на получение социальной выплаты, поскольку другого жилого помещения не имеют.

    Представитель Ларионов Д.В. поддержал требования истцов, указав, что истцы были зарегистрированы и проживали в жилом доме, находящемся на горном отводе на момент ликвидации шахты имени Ленина, проживают в нем по настоящее время, другого жилого помещения не имеют. Считает, что истцы, не вселившись в квартиру по адресу: <адрес>, утратили право на данное жилое помещение, а потому имеют право на получение социальной выплаты.

         Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. иск не признала, пояснила, что на получение социальной выплаты имеют право собственники жилых помещений и члены их семей, если они имели регистрацию и проживали в указанном доме на момент ликвидации шахты. Истцы являются собственниками жилого дома по адресу: <адрес>, были зарегистрированы и проживали в доме на момент ликвидации шахты, дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Однако, семья ФИО1 на момент ликвидации шахты были обеспечены другим благоустроенным жилым помещением по адресу: <адрес>, в связи с этим, оснований для предоставления истцам социальной выплаты не имеется.

      Представитель Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

    Суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя Министерства энергетики РФ, поскольку последний надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

     

        Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов необоснованны и не подлежат удовлетворению.

        Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.

    Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля ( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

     В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

     Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

      В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

     

    Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов

( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

    В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

     В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:

-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;

-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;

-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;

-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.

          Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника

( нанимателя).

     Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».

        Как было установлено судом и следует из материалов дела : шахта имени Ленина ОАО « Кизелуголь» ликвидирована с 16.06.1997 года, что подтверждается приказом № 157 от 13.06.1997 года ( л.д. 33). Собственником жилого дома по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ года являлся ФИО1, умерший ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ собственниками жилого дома по вышеуказанному адресу являются Козлова Т.П. и Козлова А.В.( л.д. 12-13, 30-32). Согласно представленных сведений о регистрации Козлова Т.П. и Козлова А.В. значатся зарегистрированными на момент ликвидации шахты имени Ленина, зарегистрированы в нем и по настоящее время ( л.д. 8-9, 20). Из справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП « Центр технической инвентаризации Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ видно, что жилой дом по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, имеет физический износ на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ составляет % ( л.д. 18). Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» о степени влияния горных работ на состояние жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным по критериям безопасности

и подлежащим сносу, фактическая деформация дома ед. при допустимой деформации ед. ( л.д. 26-29).

     Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на состав семьи из пяти человек была предоставлена благоустроенная квартира по адресу: <адрес>, что подтверждается представленным ордером, выданным на основании решения горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ. В состав семьи включены в том числе истцы: Козлова Т.П.- жена, Козлова А.В.- дочь. На указанной жилой площади в регистрации значатся ФИО2- дочь умершего и ФИО2- внук умершего, истцы в регистрации не значатся. Замена ордера на данное жилое помещение, равно как и новый договор социального найма не заключался.

               Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы не могут     быть отнесены к категории лиц, нуждающихся в социальной защите в форме получения социальной выплаты для переселения из ветхого жилого дома, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

      В результате анализа приведенных выше правовых норм, суд считает, что меры социальной защиты носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в таком жилье, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.

        Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ».

    Судом было установлено, что истцы на дату ликвидации шахты     имени Ленина были зарегистрированы в жилом доме по адресу: <адрес>, зарегистрированы в нем по настоящее время, указанный жилой дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Однако, истцы кроме данного жилого дома имеют другое благоустроенное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, право проживания в котором закреплено ордером.        При таких обстоятельствах, суд считает, что жилое помещение по адресу: <адрес> не является постоянным и единственным местом жительства семьи Козловой Т.П. Истцы были обеспечены благоустроенным жилым помещениям на момент закрытия шахты, не проживание в нем не является основанием для предоставления им социальной выплаты.

    Доводы представителя истцов и самих истцов Козловой Т.П. и Козловой А.В. в части того, что они утратили право на жилое помещение по адресу: <адрес>, не вселившись в него, суд считает несостоятельными, поскольку данные лица в установленном законом порядке утратившими право на жилое помещение или не приобретшими право на данное жилое помещение не признавались, доказательств того, что истцы не вселялись в указанное жилое помещение и в нем не проживали суду не представлено.

      Основанием предоставления социальной выплаты состояние здоровья истцов не является, поскольку нормативно-правовые акты, регулирующие порядок и условия предоставления социальной выплаты, не связывают право на получение социальной выплаты с таким условием как состояние здоровья истцов, проживающих в ветхом жилье.

                        Таким образом, суд отказывает истцам в удовлетворении требований о включении в список граждан, подлежащих переселению и выделении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения.

                 Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

         В иске     Козловой Т.П. и Козловой А.В.     к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения     отказать.

      Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья:                                                                                подпись

ВЕРНО:

Судья:                                                                                                 Н.Н. Рылова

Секретарь:                                                                                       О.Н. Григорьева