Дело № 2-501-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Митраковой Т.В., при секретаре Мольковой Л.Н., с участием истца Жандарова А.И. и его представителя Сираевой Е.Р., представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчиков Министерства финансов РФ, Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, Отделения по г. Кизел Управления Федерального казначейства по Пермскому краю Подсобляева С.В., действующего по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Жандарова А.И. к Администрации Кизеловского муниципального района, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю, Отделению по г. Кизел Управления Федерального казначейства по Пермскому краю о взыскании стоимости безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании за Жандаровым А.И. право на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья в Пермском крае, о взыскании с Казны Российской Федерации № рублей, о перечислении указанной суммы целевым назначением Отделению по городу Кизел Управления Федерального казначейства по Пермскому краю для выделения Жандарову А.И. жилищной субсидии на семью из 4 человек, о возложении обязанности по исполнению решения в этой части на Министерство финансов РФ, о возложении на Министерство финансов РФ обязанности при изменении на день исполнения решения размера среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю для расчета размера субсидии на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета, произвести перерасчет суммы субсидии, о возложении обязанности на Администрацию Кизеловского муниципального района при перечислении денежных средств Министерством финансов РФ оформить Жандарову А.И. жилищную субсидию на семью 4 человека. В судебном заседании истец Жандаров А.И., настаивая на иске, уточнил исковые требования, пояснил, что в состав его семьи входит четыре человека: он, его жена Жандарова Р.Х., его сын Жандаров Р.А., его сын Жандаров Р.А., и именно на семью в таком составе он просит предоставить безвозмездную жилищную субсидию. Истец пояснил, что он работал на шахте им. «40-летия ВКЛСМ» 18 лет 4 месяца 16 дней, был уволен в связи с ликвидацией предприятия. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он состоял на учете в Центре занятости населения г. Кизел. Нужно было кормить семью, поэтому он устроился на работу на предприятие «Карбон» г. Кизел. В настоящее время он трудоустроен. Он не писал заявление на предоставление жилищного сертификата, перед увольнениям с шахты и после него, пакет документов в профком шахты не сдавал. На шахте был предварительный опрос о том, куда каждый работник желает выехать. Считает, что списки высвобожденных работников, претендующих на получение жилищного сертификата, составляла администрация шахты. Он был в этих списках, поскольку они вывешивались в фойе шахты, и он видел в списках свою фамилию. В последующем от бывших работников шахты он узнал, что тот, кто устроился на работу, автоматически выбывает из списков на переселение. Когда он трудоустроился, то понял, что его исключили, поскольку, когда в 1999 году он приходил на шахту, то видел, что его нет в списках. С этим он был с этим не согласен, но никуда не обращался, так как ему сказали, что он устроился на работу и потерял право. Его обращение в Администрацию Кизеловского муниципального района последовало в 2011 года, после чего, он обратился с иском в суд. С 1999 года по 2011 год по данному поводу он никуда не обращался, только сейчас о такой возможности ему подсказали «люди». Его семья из четырех человек: он, жена Жандарова Р.Х. и двое сыновей Жандаровы Равиль и Руслан, проживает по ул. <адрес>. Все члены семьи зарегистрированы по данному адресу. Его сыновья проживают с ним, свои семьи не создали. Уже три года он получает пенсию по старости. Представитель истца Сираева Е.Р. исковые требования и доводы, изложенные в судебном заседании ее доверителем, поддержала, пояснила, что, решая вопросы о ликвидации угольной промышленности городов Гремячинск, Кизел и Чусовой, Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по специальной защите высвобожденных работников таких предприятий, в том числе, путем содействия их трудоустройству именно за пределы названных городов. В преамбуле Федерального закона № 81-ФЗ указывается на необходимость принятия особых мер по социальной защите высвобожденных работников при ликвидации угольной промышленности. Статья 5 определяет, что перечень мероприятий и порядок их финансирования определяется Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ № 1068 от 06.09.1998 года были утверждены Правила предоставления жилищных сертификатов высвобожденным работникам угольной промышленности. Согласно пунктам 3 и 4 указанного Постановления право на получение сертификата имеют высвобожденные работники, которые постоянно проживают в городах Гремячинск, Чусовой, Губаха и Кизел, уволены с предприятия угольной промышленности в этот период, имеют стаж работы не менее 5-ти дет и зарегистрированы в Центре занятости населения этих городов в качестве безработных. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется за счет федерального бюджета из расчета полной стоимости приобретения жилья по социальным нормам площади жилья для семей различной численности и средне рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья на территории субъекта РФ, которая избирается для постоянного проживания. Указанные нормативные акты не обуславливают право на получение социальной поддержки с наличием или отсутствием со стороны государства соответствующего финансирования. Действие указанных положений охватывается временем с 1995 года по 2000 год и увольнение в течение этого времени работника является основанием для включения гражданина в программу государственной поддержки. Следовательно, ограничение времени, в течение которого оказывалась на основании данных положений государственная поддержка гражданам именно когда выделялись бюджетные средства, не может являться основанием для отказа в иске, то есть, в государственной поддержке лицам, право у которых возникло, но в силу определенных обстоятельств, они лишились этой поддержки. Соответствующее право сохраняется и в случае изменения статуса лица, имеющего право на помощь государства. Верховный суд РФ в определении от 16.02.2005 года указал, что утрата гражданином статуса безработного по происшествию определенного периода времени с момента возникновения у него права на государственную поддержку, правового значения не имеет. Следовательно, утрата истцом статуса безработного не является основаниям для не оказания ему государственной поддержки. Главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ установлен порядок исполнения решений суда по обращению взыскания на денежные средства бюджетной системы РФ. В силу положений названной статьи отсутствие финансирования со стороны государства на исполнение решений суда не является основанием для его не исполнения. Действие постановления № 1068 не прекращено. Верховным судом в определении № КАС-04-248 от 29.06.2004 года также подтверждено юридическое действие Постановления Правительства РФ № 1068, а именно, его большая юридическая сила по отношению к Приказу Минэнерго № 214 от 11.07.2002 года. В приказе Минэнерго РФ № 214 от 11.07.2002 года также указано, что правом безвозмездной жилищной субсидии обладают работники высвобожденных предприятий в связи с их ликвидацией, которые имеют стаж работы не менее 5 лет, постоянно проживают в указанных городах и зарегистрированы в территориальной службе занятости. ФЗ № 81-ФЗ и Конституция РФ гарантирует судебную защиту нарушенных прав истца, восстановление нарушенного права на социальную поддержку государства в независимости отсутствия или наличия правового механизма, оказание социальной поддержки государством в настоящее время, а также вне зависимости от наличия или отсутствия бюджетного финансирования со стороны государства. Обязанность государства в предоставлении поддержки истцу возникла в 1999 году, когда он был уволен в связи с ликвидацией шахты, так как, на тот момент он обладал всеми признаками, чтобы данная субсидия ему была выделена. В ФЗ № 81 раскрыто понятие социальных обязательств, то есть это обязательства государства и организаций по добыче угля перед работниками, уволенными в связи с ликвидацией шахты либо сокращением численности или штата. Обеспечение данных гарантий предусмотрено настоящим законом, Трудовым Кодексом РФ и иными нормативными актами. В статье 3 указанного Федерального закона установлено, что действие закона распространяется также и по обеспечению социальных гарантий работникам указанных организаций и других категорий лиц. Следовательно, настоящий закон направлен на восстановление нарушенных социальных прав истца. Гражданское законодательство, в том числе правила о применении срока исковой давности, который просят применить ответчики, в данном случае не может быть применено. В нашем государстве в основу судебного решения не может быть положен принцип: «кто не успел, тот опоздал». Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования не признала, пояснила, что в 2002 году из ОАО «Кизеуголь» в Администрацию г. Кизел были переданы Списки высвобожденных работников претендующих на переселение, в связи с ликвидацией ОАО «Кизеуголь». В данных списках истец не значится. После ликвидации шахт корректировкой списков граждан занимался наблюдательный совет Администрации города. Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяется Правительством РФ, которое предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников таких организаций. Выдача жилищных сертификатов, а в последующем предоставление безвозмездных жилищных субсидий данной категории работников носили характер эксперимента, срок действия которого был ограничен во времени и в объеме выделяемых на него финансовых средств. Внесенными изменениями в Постановления Правительства РФ № 840 от 24.12.2004 года и № 428 от 13.07.2005 года из числа мероприятий исключено направление содействия в приобретении (строительства) работникам, уволенным по ликвидации угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна. В настоящее время финансирование программы и нормы материального права, на основании которых возможно было бы удовлетворить заявленные исковые требования, отсутствуют. Кроме того, истец согласно записям в его трудовой книжке в 1999 году был трудоустроен, а одним из условий предоставления жилищных сертификатов является регистрация в органах службе занятости населения в качестве безработного. Для получения жилищной субсидии необходимо наличие всех четырех условий, отсутствие одного из них лишало гражданина такого права. Для удовлетворения исковых требований отсутствуют как юридические, так и фактические основания, программа закончилась в 2006 году. Просит применить срок исковой давности как самостоятельное основание для отказа в удовлетворении исковых требований. Представитель Министерства финансов РФ, Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, Отделения в г. Кизел Управления Федерального казначейства по Пермскому краю Подсобляев С.В. исковые требования не признал, пояснил, что Отделение по г. Кизел УФК по Пермскому краю и Управление федерального казначейства по Пермскому краю не являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку в соответствии со ст. 61 ГПК РФ не может иметь значения по данному делу, так как истец участия в этих делах не принимал. Заслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат. 27 июня 1996 года вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использовании угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В преамбуле вышеназванного Закона указывается на необходимость принятия особых мер по социальной защите высвобожденных работников при ликвидации организаций по добыче угля. В соответствии с положениями статьи 5, приведенного выше Закона, финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче ( переработке) угля ( горючих сланцев). При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998 году, Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе, путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью Постановлением Правительства РФ № 1068 от 06.09.1998 года утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой ( Пермская область ) в 1998 году. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области. Приказом Министерства энергетики № 214 от 11.07.2002 года утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли городов Кизел. Губаха. Гремячинск и Чусовой ( Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией. В названных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000 годах: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в Списки высвобожденных работников, содержатся в п. 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года. Постановлением Правительства РФ № 840 от 24 декабря 2004 года утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении ( строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна. В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года за № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субвенций. Субвенции предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов, поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органами местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике ( пункты 3, 8-9, 12 Правил). Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 года № 688 «О внесении изменений в Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428» в Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, внесены изменения в подпункт « в» пункта 5, которыми слова « а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна » исключены. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 года № 687 « О внесении изменений в Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. № 840» в пп. « е » п.8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 исключены слова « а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна». Приказом Министерства промышленности и энергетики от 27 февраля 2006 года № 40, изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 13.07.2006 года № 428, распределены субвенции, направляемые на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Из указанного Приказа следует, что субвенции на выполнение программы содействия переселению высвобожденных работников по Кизеловскому угольному бассейну на 2006 год не выделены, не выделялись указанные субвенции и в 2007 году, 2008 году, не выделяются и в настоящее время. Как следует из материалов дела, истец Жандаров А.И. более 18 лет работал на шахте имени 40-летия ВЛКСМ ОАО " Кизелутоль" на подземных работах. ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с ликвидацией предприятия, что подтверждается представленной копией трудовой книжки ( л.д. 9-11). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он состоял на учете в Центре занятости населения города Кизел ( л.д. 12). Согласно представленного приказа Акционерного общества открытого типа по добыче угля «Кизелуголь» № от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Совета директоров от 15.09.1998 года филиал шахты им. 40-летия ВЛКСМ ОАО «Кизелуголь» ликвидирован, с 01.12.1998 года работы по производству (добыче угля, проведение горноподготовительных выроботок и др.) прекращены (л.д. 34). Из представленного Списка работников, уволенных по ликвидации предприятия для получения жилищных субсидий шахты имени 40-летия ВЛКСМ, переданного в январе 2002 года по акту передачи от ОАО «Кизелуголь» Администрации города Кизела видно, что истец в числе претендентов на получение жилищной субсидии не числится. Проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцу следует отказать в реализации права на получение безвозмездной жилищной субсидии, по следующим основаниям. Согласно статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Таким образом, Конституция РФ, закрепляя право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и инвалидности, не решает вопрос о правегражданина на конкретные его формы и способы. Федеральный законодатель, исходя из конституционно значимых целей в сфере социальной политики государства, а также с учетом финансово-экономических и иных возможностей государства на данном этапе развития вправе определять их объем и условия предоставления. Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля, отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности » от 20.06.1996 года № 81-ФЗ. Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера. Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ. Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, в том числе, путем содействия их переселению из неперспективных городов и поселков. Правительством РФ был принят Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в который было включено направление: содействие в приобретении ( строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций угольной отрасли, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна { п.8 «е» Перечня). 15 ноября 2006 года Правительством Российской Федерации приняты Постановления № 687 и № 688, которыми внесены изменения в Правила предоставления субвенций. .. № 428 от 13.07.2005 года и Перечень мероприятий. .. № 840 от 24.12.2004 года. Указанными постановлениями из числа мероприятий исключено направление- содействие в приобретении (строительстве) жилья работникам, высвобожденным по ликвидации предприятий угольной отрасли, финансирование указанного направления прекращено, бюджетные ассигнования на эти цели в федеральном бюджете на 2006-2011 годы не предусмотрены. С учетом изложенного, суд считает, что, изменяя перечень мероприятий по реструктуризации, Правительство Российской Федерации действовало в пределах своей компетенции, что соответствует Федеральному закону «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», во исполнение положений которого Постановления и были приняты. При этом, как уже отмечалось выше, федеральное законодательство относит определение перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования к компетенции Правительства Российской Федерации. С учетом финансово-экономических и иных возможностей государства на данном этапе развития Правительство вправе определять объем и условия предоставления социальной защиты. Судом было установлено, что программа содействия переселению высвобожденных работников прекращена, финансирование указанной программы с 2006 году не производится, расходы на реализацию указанного направления в бюджетах 2006-2011 годов не предусмотрены, денежные средства на эти цели не выделяются. Таким образом, суд приходит к выводу, что правовые основания для удовлетворения требований истца о предоставлении ему социальной выплаты отсутствуют. Кроме того, как следует из положений вышеназванных нормативно-правовых актов, право на получение безвозмездной жилищной субсидии имеют высвобожденные работники, постоянно проживающие в городах Кизел, Губаха. Гремячинск и Чусовой, уволенные в 1995-2000 годах из организаций угольной промышленности, расположенных в этих городах, имеющие стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет, зарегистрированные в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Согласно Правил предоставления субвенций, субсидии предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Судом установлено, что истец в Центре занятости населения в качестве безработного на учете не состоит, в Списке граждан, подлежащих переселению, не значится, в настоящее время трудоустроен и, как он пояснил в судебном заседании, получает пенсию по старости, что видно из копии его трудовой книжки. Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о признании права Жандарова А.И. на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета и взыскании с Казны Российской Федерации суммы субсидии для приобретения жилья. Право на предоставление социальной выплаты высвобожденным работникам организаций угольной промышленности возникает лишь присовокупности четырех условий, прямо перечисленных в Положении и Правилах, отсутствие хотя бы одного из которых свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания за таким лицом права на предоставление жилищной субсидии. Регистрация в территориальных органах службы занятости указанных, городов в качестве безработного является одним из обязательных условий предоставления субсидии. Юридически значимыми обстоятельствами является не только наличие определенных предпосылок для возникновения права на получение социальной выплаты, имевшихся у истца после увольнения по ликвидации шахты имени 40-летия ВЛКСМ, а также то, что с целью эксперимента выдачи государственных жилищных сертификатов являлось содействие трудоустройству высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой для обеспечения социальной защиты высвобожденных работников за счет переселения за пределы этих городов. Суд считает, что истец не обладает необходимой совокупностью условий, при наличии которых возможно выделение социальной выплаты. Как ранее уже отмечалось, он на учете в Центре занятости населения не состоит, в Списке, переданном Администрации района, не значится, в настоящее время трудоустроен и не может быть включен в указанный список. Доводы истца и его представителя в части того, что обязательного наличия регистрации в органе занятости населения не требуется, ранее Жандаров А.И. был включен в первичный Список на переселение высвобожденных работников, являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание. Положение о предоставлении жилищных сертификатов предусматривает наличие условий, совокупность которых дает право на получение жилищной субсидии, то есть, необходимо иметь статус безработного и статус высвобожденного работника, стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет, постоянно проживать в указанных в Положении городах, отсутствие хотя бы одного из этих условий лишает гражданина права на получение субсидии. Исходя из требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом не представлено достаточных доказательств того, что он обращался на шахту с заявлением о переселении, был включен в список на переселение, первичный список истцом не представлен. Кроме того, как пояснил в судебном заседании сам Жандаров А.И., он заявление на получение жилищного сертификата не писал и пакет документов для этого не сдавал. Кроме пояснений истца о том, что он на стенде в фойе шахты свою фамилию в списках претендентов на получение жилищного сертификата, других доказательств включения Жандарова А.И. в первоначальный список лиц, желающих выехать для трудоустройства за пределы города Кизел, составленного на момент принятия решения о ликвидации шахты, истцом не представлено. Кроме того, согласно п. 17 Правил о проведении эксперимента.... от 06.09.19998 года № 1068 для включения в Список на получение сертификата высвобожденным работником предоставляются в наблюдательный совет следующие документы: документ, удостоверяющий личность; заявление на получение сертификата; копия трудовой книжки; справка о регистрации в территориальном органе службы занятости населения; документы, подтверждающие состав семьи; выписка из домовой книги и копия Финансового лицевого счета. Отсюда следует, что написание заявления и сдача соответствую пакета документов, в том числе, наличие справки, подтверждающей регистрацию в органе занятости населения в качестве безработного, является обязательным. Как следует из преамбулы постановления Правительства РФ, которым были утверждены вышеуказанные Правила, оно было принято в целях содействия трудоустройству высвобожденных работников, ликвидируемых организаций угольной промышленности за счет переселения за пределы шахтерских городов. Поскольку Жандаров А.И. самостоятельно решил вопрос со своим трудоустройством, устроившись после увольнения с шахты па работу, на него не может быть распространено действие данных Правил, как и на членов его семьи. Заслуживают внимание суда доводы представителя Администрации района и представителя Министерства финансов РФ в части пропуска истцом срока для обращения в суд за защитой своего нарушенного права. Согласно ст. 196, 200, 205 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. В исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца, нарушенное права гражданина подлежит защите. Из искового заявления, представленного суду, и пояснений истца следует, что об исключении егоиз Списка на переселение ему стало известно в 1999 году, после того, как он устроился на работу и не увидел свою фамилию в списках в фойе шахты, считал это не справедливым, но поскольку от других работников ему было известно, что при устройстве на работу утрачивается право на получение сертификата, не стал обращаться в какие либо инстанции. Такие обстоятельства доказывают, что истец считал свое право на переселение нарушенным, однако, в установленном законом порядке за его защитой не обращался. Обращение в Администрацию Кизеловского муниципального района, а в последующем в суд Жандарова А.И. последовало только в июле и августе 2011 года. Таким образом, суд считает, что истцом пропущен трехлетний срок на обращение в суд за защитой своего нарушенного права, который следует исчислять с 1999 года, с момента, когда Жандаров А.И. узнал о своем исключении из списков на Переселение и указанный факт сторонами по делу не опровергается. Пропуск срока обращения в суд за защитой своего нарушенного права является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требования. Доказательств уважительности причин пропуска трехлетнего срока не представлено. При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца о признании за Жандаровым А.И. права на выделение жилищной субсидии на семью, состоящую из четырех человек, и взыскании денежной суммы с Казны РФ не основаны на требованиях закона и не имеют под собой правовых оснований. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Отказать Жандарову А.И. в иске к Администрации Кизеловского муниципального района, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю, Отделению по г. Кизел Управления Федерального казначейства по Пермскому краю о признании за Жандаровым А.И. права на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилья в Пермском крае, о взыскании с Казны Российской Федерации № рублей (№ рублей), о перечислении указанной суммы целевым назначением Отделению по городу Кизел Управления Федерального казначейства по Пермскому краю для выделения Жандарову А.И. жилищной субсидии на семью из четырех человек: Жандаров А.И., жена Жандарова Р.Х., сын Жандаров Р.А., сын Жандаров Р.А., о возложении обязанности по исполнению решения в этой части на Министерство финансов Российской Федерации, о возложении обязанности на Министерство финансов Российской Федерации при изменении на день исполнения решения размера среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю для расчета размера субсидии на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета, произвести перерасчет суммы субсидии, о возложении обязанности на Администрацию Кизеловского муниципального района при перечислении денежных средств Министерством финансов Российской Федерации оформить Жандарову А.И. жилищную субсидию на семью из четырех человек: Жандаров А.И., Жандарова Р.Х., Жандаров Р.А., Жандаров Р.А.. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий подпись Верно.Судья Т.В.Митракова Секретарь Л.Н.Молькова