о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья (2-514/2011)



Дело № 2- 514/2011 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края                                                     в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре Григорьевой О.Н.,

с участием истицы Казымовой Н.С.,

представителя истицы -адвоката Чусовской коллегии адвокатов Лебедева А.В., действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Администрации Кизеловского муниципального района Мочаловой Г.Б., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

третьего лица Казымова В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску     Казымовой Н.С. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,

у с т а н о в и л :

              Истица обратилась в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении ее в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, мотивируя свои требования тем, что жилой дом, в котором она до настоящего времени зарегистрирована признан непригодным для проживания по критериям безопасности, в настоящее время снесен, и другого жилого помещения она не имеет.

                 В судебном заседании истица на удовлетворении своих требований настаивает, пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году ей была предоставлена квартира по адресу: <адрес> на состав семьи из четырех человек. В состав семьи были включены муж -Казымов В.М. и двое несовершеннолетних детей. С указанного времени они проживали в указанной квартире, но в регистрации с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ она значилась в квартире по месту жительства родителей: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она зарегистрирована по адресу: <адрес>. В указанной квартире она проживала до ДД.ММ.ГГГГ года, затем вместе с детьми ушла из квартиры, в ДД.ММ.ГГГГ году они с мужем брак официально расторгли. В ДД.ММ.ГГГГ году она и ее бывший муж были лишены родительских прав в отношении трех несовершеннолетних детей. Летом ДД.ММ.ГГГГ года ей стало известно, что ее бывший муж получил социальную выплату на одного члена семьи. Просит предоставить ей социальную выплату для приобретения жилья за пределами города Кизела с учетом одного члена семьи.

    Представитель истицы Лебедев А.В. поддержал требования Казымовой Н.С., указав, что истица имеет право на получение социальной выплаты, так как на момент закрытия шахты истица проживала в жилом доме, который признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Представитель ответчика не оспаривает право Казымовой Н.С. на получение социальной выплаты. Доводы ответчика в части отсутствия финансирования несостоятельны, поскольку программа переселения из ветхого жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности, является действующей.

        Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Мочалова Г.Б. исковые требования признала, право истицы на получение социальной выплаты не оспаривает, пояснив, что истица на момент ликвидации шахты имени 40-летия ВЛКСМ была зарегистрирована и проживала в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрирована в ней по настоящее время. Жилой дом по вышеуказанному адресу признан непригодным для проживания по критериям безопасности. При выделении финансовых средств на реализацию программы переселения, социальная выплата истице будет предоставлена.

    Третье лицо Казымов В.М. поддержал требования истицы, указав, что истица действительно до ДД.ММ.ГГГГ года проживала в квартире по адресу: <адрес>, затем вместе с детьми ушла из квартиры, в ДД.ММ.ГГГГ году они официально расторгли брак, в мае ДД.ММ.ГГГГ года ему одному выделили социальную выплату и он приобрел квартиру в г.Кизеле.

        Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, направил письменный отзыв, из которого следует, что в составе проекта ликвидации ОАО

« Кизелуголь» шахты имени 40-летия ВЛКСМ имеется список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. В указанном списке <адрес> по адресу: <адрес> значится Казымов В.М. Во ДД.ММ.ГГГГ года семье Казымова В.М. в составе 1 человека была предоставлена социальная выплата, взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Правилами предоставления межбюджетных трансфертов получателями средств федерального бюджета по направлениям финансирования « снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности» являются органы местного самоуправления. Формирование списков и установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления -получателя бюджетных средств, то есть администрации Кизеловского муниципального района.

       Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Казымовой Н.С. обоснованны и подлежат удовлетворению.

        Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

     Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

      В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

     

    Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов

( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

    В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

          Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника

( нанимателя).

     Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».

     Также из приведенных выше положений закона в их взаимосвязи следует, что для решения вопроса об оформлении приобретенного ( построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснить, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении. При этом в случае, если лица, проживающие совместно с нанимателем сносимого ветхого жилого помещения не являются членами его семьи, либо сособственниками данного жилого помещения, это лицо имеет право на получение субсидии, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения для одинокого гражданина и оформление приобретенного жилого помещения в единоличную собственность.

        Как было установлено судом и следует из материалов дела шахта имени 40-летия ВЛКСМ АОО « Кизелуголь» ликвидирована с 1 декабря 1998 года, что подтверждается приказом № 121 от 17.09.1998 года ( л.д.32). ДД.ММ.ГГГГ истице на состав семьи из четырех человек предоставлена квартира по адресу: <адрес>

( л.д.8). Из представленных сведений следует, что Казымова Н.С. в квартире по вышеуказанному адресу значится в регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ( л.д.7, 9, 16). Из справки ГУП Кизеловского отдела Александровского филиала «Центра технической инвентаризации Пермского края»

( л.д.10 ) Казымова Н.С. приватизированного жилья в г. Кизеле не имеет, ранее в приватизации не участвовала. Согласно заключения Уральского филиала ОАО

« ВНИМИ» об оценке степени влияния подземных горных работ на жилые дома города Кизела, расположенных на шахтных полях ОАО « Кизелуголь» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан подлежащим сносу как ветхий, ставший в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности ( л.д.17).

      Кроме того, судом достоверно установлено, что решением Кизеловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Казымов В.М. и Казымова Н.С. лишены родительских прав в отношении трех несовершеннолетних детей. Постановлением Главы города Кизела Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетними ФИО1, ФИО2, ФИО3 назначен опекун ФИО4 Постановлением главы Центрально-_Коспашского сельского поселения Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 предоставлена трехкомнатная квартира на семью из четырех человек, с учетом трех несовершеннолетних опекаемых детей, по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ с ФИО4 заключен договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 33-34). ДД.ММ.ГГГГ брак между Казымовым В.М. и Казымовой Н.С. на основании решения мирового судьи судебного участка <адрес> расторгнут, что подтверждается свидетельством о расторжении брака ( л.д. 31). На основании договора на предоставление социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Кизеловского муниципального района Казымову В.М. выделена социальная выплата для приобретения жилья на состав семьи из одного человека, и им приобретена квартира согласно договора купли-продажи ( л.д. 18, 21-22).

         

        Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истица имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого.

     Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты, сохранение регистрации в ветхом жилом помещении в настоящее время. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ». Указанные обстоятельства должны быть непременно в совокупности.

          Судом было установлено, что нанимателем жилого помещения в жилом доме по адресу: <адрес> являлась Казымова Н.С., вместе с ней в доме проживали члены ее семьи: муж и двое несовершеннолетних детей. Истица проживала и зарегистрирована в указанном доме на день ликвидации шахты, сохранила регистрацию в нем по настоящее время, жилой дом по вышеуказанному адресу признан непригодным для проживания по критериям безопасности, в настоящее время снесен. Для истицы указанное жилое помещение является постоянным и единственным местом жительства.

      При таких обстоятельствах, суд считает, что право истицы на включение в список на переселение и выделение социальной выплаты является не оспаримым. Не оспаривает право истцов на финансовую помощь от государства на переселение и представитель Администрации Кизеловского муниципального района.

                  Получателем межбюджетных трансфертов     для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истице.

        Истице     следует предоставить социальную выплату из расчета одного члена семьи, поскольку в отношении трех детей Казымова Н.С. лишена родительских прав, дети истицы обеспечены другим жилым помещением, на получение социальной выплаты не претендуют, о чем сообщили суду письменно.     Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из одного человека- 33 квадратных метра.

            

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан).       Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством     по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

            Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

           Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Казымову Н.С. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности.

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения Казымовой Н.С. в избранном ею для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

     Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья:                                                                        подпись

ВЕРНО:

Судья:                                                                                                        Н.Н. Рылова

Секретарь:                                                                                             О.Н. Григорьева