Дело № 2-490/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ город Кизел Кизеловский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Кириенко Е.В., при секретаре Гусевой Е.В., с участием истца Лысенко В.Г., представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П., действующей на основании доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Лысенко В.Г. к администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, у с т а н о в и л : Истец обратился в суд с иском к ответчику о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Северная» и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья. В судебном заседании истец, настаивая на удовлетворении исковых требований, пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ года проживал в доме по адресу: <адрес> совместно с родителями и братом, в ДД.ММ.ГГГГ году в результате пожара дом полностью сгорел. В ДД.ММ.ГГГГ году ему была предоставлена квартира по договору социального найма по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году его родителям и брату была предоставлена социальная выплата для приобретения жилья, а ему нет, так как он был зарегистрирован по другому адресу. Оба дома, в которых он проживал находятся на горных отводах, признаны непригодными для проживания и подлежащими сносу как ветхие, непригодные для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте Северной ОАО «Кизелуголь». Считает, что поскольку он на момент принятия решения о ликвидации шахты Северной проживал и был зарегистрирован в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности, переехал также в жилое помещение признанное непригодным для проживания по критериям безопасности, где зарегистрирован в настоящее время, следовательно он имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья. Переехав в ветхое жилье, он не улучшил свои жилищные условия, в связи, с чем настаивает на удовлетворении исковых требований. Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П. исковые требования не признала, пояснив, что в настоящее время средства из федерального бюджета, предусмотренные на предоставление гражданам социальных выплат для приобретения жилья не выделяются. Тот факт, что оба дома, в которых проживал истец, являются непригодными для проживания в результате ведения горных работ, не оспаривает. Представитель Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие не представил. Выслушав доводы сторон, проанализировав представленные доказательства в совокупности, суд считает исковые требования Лысенко В.Г. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти. Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" от 20.06.1996 N 81-ФЗ. Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Правительство Российской Федерации утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24 декабря 2004 г. N 840). В Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428. В соответствии с п.5 Правил… межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в том числе на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого. Согласно п.8 Правил… № 428, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. При этом Правилами… установлено, что социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденным Приказом Минэнерго России от 1 ноября 2001 года № 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Из анализа данных правовых норм следует, что решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в домах, зарегистрированных на данных площадях на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем оказания содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Судом установлено, что приказом № 53 от 17.04.1998 года ликвидирована шахта Северная ОАО «Кизелуголь» ( л.д. 16). На момент принятия решения о ликвидации шахты, Лысенко В.Г. проживал и был зарегистрирован в доме по адресу: <адрес>, что подтверждено адресной справкой (л.д.33). В ДД.ММ.ГГГГ году дом в результате пожара был уничтожен полностью, что подтверждается справкой МЧС РФ (л.д.27). С ДД.ММ.ГГГГ Лысенко В.Г. проживал совместно с родителями по адресу: <адрес>, в которой он был зарегистрирован, что подтверждено адресной справкой (л.д.13). Дома по <адрес> и по ул. <адрес> стали непригодным для проживания по критериям безопасности в результате влияния горных работ на ликвидированной шахте Северной ОАО «Кизелуголь», что подтверждено пояснениями сторон и списком граждан, проживающих в жилых домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания (л.д.19-21). Таким образом, из представленных доказательств следует, что истец на момент ликвидации шахты Северной ОАО «Кизелуголь» проживал и был зарегистрирован в жилом доме, признанным непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте Северной. Переселение истца в иное жилое помещение в ДД.ММ.ГГГГ году по адресу: <адрес> не свидетельствует об улучшении жилищных условий истца, поскольку данный дом по ул. <адрес> также признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте Северной ОАО «Кизелуголь», следовательно истцы имеют право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности за счет средств федерального бюджета. Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцу. В соответствии с п. 9 Правил... размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с п.8 Правил..., определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 Правил..., и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта РФ по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики РФ и является неизменным до момента приобретения жилья. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Лысенко В.Г. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте Северной ОАО «Кизелуголь» и предоставить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения для Лысенко В.Г., отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте, за счет средств федерального бюджета, направляемых на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения. СУДЬЯ: подпись. Верно. Судья: Е.В. Кириенко Секретарь: Е.В. Гусева