Дело №2-537-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Митраковой Т.В., при секретаре Мольковой Л.Н., с участием истцов Скрипчук Л.Г. и Скрипчук B.C., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Скрипчук Л. Г. и Скрипчук В. С. к Администрации Кизеловского муниципального района, третье лицо Министерство энергетики РФ, о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, и предоставлении социальной выплаты, УСТАНОВИЛ: Истцы обратились в суд с иском к ответчику об обязании включить семью, состоящую из двух человек: Скрипчук Л. Г. и Скрипчук В. С., в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и обязании Администрацию Кизеловского муниципального района предоставить семье, состоящей из двух человек: Скрипчук Л. Г. и Скрипчук В. С., социальную выплату для переселения из ветхого, аварийного жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания. В судебном заседании истец Скрипчук Л.Г., наставая на исковых требованиях, пояснила, что квартира по <адрес> была предоставлена ей на основании ордера ДД.ММ.ГГГГ. В ордер были включены: она, ее муж Скрипчук В. С., ее сын Аземов С. А.. С момента предоставления жилого помещения все члены семьи были зарегистрированы по <адрес>. Она с мужем зарегистрированы по данному адресу по настоящее время. Ее сын в ДД.ММ.ГГГГ году женился, стал проживать с женой Аземовой С. А. (до регистрации брака Томиловой) по <адрес>. В последующем он снялся с учета по <адрес> и зарегистрировался по <адрес>. Эту квартиру сыну приобретали по расписке, договор купли-продажи не заключали, с разрешения хозяина жилого помещения Аземов С.А. с семьей некоторое время, до ДД.ММ.ГГГГ года, проживал в нем. В ДД.ММ.ГГГГ году он расторг брак, вступил в фактические брачные отношения с Ложкаревой Н. В. и вместе с ней уехал на постоянное место жительства в <адрес>. В настоящее время Аземов С.А. зарегистрирован по <адрес> в доме родителей Ложкаревой, где и проживает. Когда он прописался по <адрес>, более по <адрес> не регистрировался. Он не является членом ее семьи, они ведет общее хозяйство и не имеют общий семейный бюджет. ДД.ММ.ГГГГ она с мужем приватизировали квартиру по <адрес> и в настоящее время являются собственниками жилого помещения. Дом по <адрес> признан непригодным для проживания по заключению межведомственной комиссии, имеет большой процент износа, по заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и подлежащим сносу, и другого жилья они не имеют, поэтому просит удовлетворить исковые требования. В судебном заседании истец Скрипчук B.C. на исковых требованиях настаивает, поддержал доводы, изложенные Скрипчук Л.Г., дополнений не имеет. Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также отзыв на исковое заявление, в котором указал, что Администрация Кизеловского муниципального района право истцов не оспаривает, но исковые требования не признает, поскольку социальная выплата будет предоставлена при поступлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Во исполнение Федерального закона от. 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» Правительством РФ было принято Постановление от 24.12.2004 года № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования». Пунктом 8 этого Постановления утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков, в том числе, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья. В соответствии с пунктами 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428, межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемых из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Такое содействие осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты гражданам предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых список граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. В соответствии с пунктом 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. При этом в число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной жилой площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Основанием включения в список граждан, проживающих в ветхом жилье, является также, заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома. Средства федерального бюджета по направлению «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности» выделяются согласно списку на переселение, который является неотъемлемой частью утвержденного проекта ликвидации шахты. Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденным Приказом Минэнерго России от 27 июля 2006 года № 177, предусмотрено переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт Кизеловского угольного бассейна. В целях наиболее полного освоения выделенных средств администрация Кизеловского муниципального района проводит корректировку списка граждан путем включения в него граждан взамен выбывших (умерших, выехавших), зарегистрированных в ветхом жилищном фонде, прошедшем экспертизу по оценке влияния горных работ. Обязательными условиями формирования списка являются факт регистрации гражданина на момент принятия решения о ликвидации объекта угольной отрасли- шахты в жилом помещении, которое по заключению технической экспертизы признано ветхим, не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, а так же факт наличия у гражданина (собственника или нанимателя) всех правоустанавливающих документов на жилое помещение. Дом по адресу <адрес> дополнительному обследованию подвергался. Согласно заключению Уральского филиала ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом признан ветхим, подвергающимся вредному влиянию горных работ. Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил. Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, жилое помещение по <адрес> было предоставлено Аземовой Л.Г. на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного по решению исполнительного комитета Шахтинского Совета депутатов трудящихся ДД.ММ.ГГГГ, на семью в составе: Аземова Л. Г., сын Аземов С. А., муж Скрипчук В. С. (л.д. 29). Согласно свидетельству о перемени имени Аземова Л.Г. переменила фамилию на Скрипчук, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена актовая запись № (л.д. 31). По справке паспортиста истцы зарегистрированы по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что также подтверждается копиями паспортов гражданина РФ на их имя (л.д. 24,8,9). Аземов С.А. был зарегистрирован по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу <адрес> (л.д. 52-54). В настоящее время истцы являются собственниками жилого помещения по <адрес> на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 30, 22).Из справки Александровского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» следует, что по состоянию на дату последнего обследования - ДД.ММ.ГГГГ физический износ жилого двухэтажного дома, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 65 % (л.д. 21). В материалах дела имеются акт обследования <адрес> и заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании данного дома непригодным для проживания (л.д. 19, 20). Согласно приказу № 53 Акционерного общества открытого типа по добыче угля «Кизелуголь» шахта «Северная» ликвидирована с 17.04.1998 года. По заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилая застройка по <адрес> претерпела под влиянием горных работ значительные деформации более допустимых показателей деформации, что негативно отразилось на общем состоянии и привело к аварийному состоянию здания, ее следует признать подлежащей сносу как ветхую, ставшую в результате ведения горных работ непригодной для проживания по критериям безопасности (л.д. 35-43). По данным правовой регистрации Александровского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» истцы другого приватизированного жилья не имеют (л.д. 32). Согласно сведений, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, истцам принадлежит квартира по адресу <адрес> на праве общей совместной собственности, других записей о регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не имеется (л.д. 56-57). Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы имеет право на переселение из ветхого жилья, находящегося на горном отводе и ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина-обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Конституция Российской Федерации ( статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшения жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета. Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам.. . производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной жилой площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты (п.2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза). Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Таким образом, суд считает, что социальная выплата для приобретения жилья взамен жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в указанном жилье, либо сохраняющим в нем регистрацию и не имеющим другого жилого помещения. Как следует из вышеуказанных нормативных актов социальная выплата предоставляется на семью. Истцы просят предоставить им социальную выплату за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами города Кизел на семью состоящую из двух человек, в связи с тем, что дом, в котором они зарегистрированы и проживают, находится на горном отводе и непригоден для проживания по критериям безопасности. В Список на переселение они не были включены. Суд считает, что истцов следует включить в Список на переселение, поскольку на момент закрытия шахты Северная по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Скрипчук Л.Г. и Скрипчук B.C. проживали и были зарегистрированы в квартире по адресу <адрес> в доме, который в установленном порядке признан ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и подлежащим сносу, и другого жилья они не имеют. Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты на семью истцов. Суд считает, что семья Скрипчук вправе избрать для постоянного места жительства любую местность за пределами города Кизел и Администрация района не вправе препятствовать им в переселении. Истцам следует предоставить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения с учетом двух членов семьи с соблюдением требований пунктов 9-10 вышеуказанных правил. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из двух человек 42 кв.метра. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья. Таким образом, суд удовлетворяет требования истцов, их следует включить в Список семей, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности, и предоставить социальную выплату для приобретения жилья за пределами города Кизел. Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Скрипчук Л. Г. и Скрипчук В. С. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Скрипчук Л. Г. и Скрипчук В. С. социальную выплату на семью, состоящую из двух человек: Скрипчук Л. Г. и Скрипчук В. С., для приобретения благоустроенного жилого помещения, для переселения семьи, состоящей из двух человек: Скрипчук Л. Г. и Скрипчук В. С., в избранный ими для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий подпись