о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты (2-533/2011)



Дело № 2- 533/2011 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края                                                     в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре Мольковой Л.Н.,

с участием     истицы Гареевой С.Х.,

представителя истца- адвоката Кизеловского адвокатского офиса № 1 Кельн О.Ю., действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

третьих лиц : Прытковой Е.И., Закирова Б., Наумовой Г.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску     Гареевой С. Х. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты,

у с т а н о в и л :

         Гареева С.Х. обратилась в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении ее семьи в составе двух человек в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого.

                В судебном заседании истица Гареева С.Х. уточнила требования, указав, что просит предоставить социальную выплату на одного члена семьи без учета опекаемой ею несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пояснив, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> она проживала с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год вместе с родителями, в ДД.ММ.ГГГГ года ей была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, так как она решила жить самостоятельно, взяла под опеку несовершеннолетнюю девочку. В ДД.ММ.ГГГГ года ей была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, где она в настоящее время проживает и зарегистрирована. Жилые помещения, в которых она ранее проживала и проживает признаны непригодными для проживания по критериям безопасности. Считает, что она имеет право на получение социальной выплаты, поскольку на момент ликвидации шахты она проживала в доме, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности, переселяясь в другие жилые помещения она не улучшала свои жилищные условия. Жилое помещение по адресу: <адрес> для не является постоянным и единственным местом для проживания. Просит предоставить ей социальную выплату для приобретения жилья в г. Кизеле.

Представитель Кельн О.Ю. поддержала требования истицы, указав, что Гареева С.Х. имеет право на получение социальной выплаты, поскольку истица на момент ликвидации была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности, впоследствии предоставленное истице жилье не улучшало ее жилищных условий.

                  Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования не признала, право истицы на получение социальной выплаты оспаривает, считает, что истица утратила право на получение социальной выплаты, так как в ДД.ММ.ГГГГ году ей было предоставлено другое жилое помещение. Не оспаривает, что жилые помещения, в которых истица проживала и была зарегистрирована : <адрес>; <адрес>; <адрес> признаны непригодными для проживания по критериям безопасности. Не оспаривается также представителем ответчика и то обстоятельство, что истица, переселяясь в предоставленные ей жилые помещения, не улучшала свои жилищные условия.

    Третьи лица на стороне истицы Прыткова Е.И., Закиров Б., Наумова Г.Б. поддержали требования Гареевой С.Х., пояснив, что на момент ликвидации шахты ДД.ММ.ГГГГ год их семья проживала по адресу: <адрес>. Истица являлась членом их семьи, они проживали вместе, вели общее хозяйство, имели общий бюджет. В ДД.ММ.ГГГГ году истице была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, так как она решила жить отдельно, оформила опекунство над несовершеннолетней девочкой. В указанной квартире они проживали до ДД.ММ.ГГГГ года, затем в связи с невозможностью проживания в доме из-за ветхости, им была предоставлена квартира по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году их семье из четырех человек была предоставлена социальная выплата, и ими был заключен договор долевого участия в строительстве.

    Представитель Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка.

Суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии представителя Министерства энергетики РФ.

       Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Гареевой С.Х. обоснованны и подлежат удовлетворению.

        Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

     Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

      В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

     

    Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов

( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

    В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

          Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника

( нанимателя).

     Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».

     Также из приведенных выше положений закона в их взаимосвязи следует, что для решения вопроса об оформлении приобретенного ( построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснить, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении. При этом в случае, если лица, проживающие совместно с нанимателем сносимого ветхого жилого помещения не являются членами его семьи, либо сособственниками данного жилого помещения, это лицо имеет право на получение субсидии, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения для одинокого гражданина и оформление приобретенного жилого помещения в единоличную собственность.

        Как было установлено судом и следует из материалов дела шахта имени Ленина АОО « Кизелуголь» ликвидирована с 16.06.1997 года, что подтверждается приказом АОО « Кизелуголь» № 157 от 13.06.1997 года ( л.д.23). Жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено Гареевой С.Х. на двух членов семьи Администрацией поселка Рудничный ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленным ордером серии ( л.д.13). Из представленных сведений о регистрации следует, что истица была зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица значится в регистрации по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истица зарегистрирована по адресу: <адрес> ( л.д.8, 14). Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» об оценке степени влияния подземных горных работ на жилые дома города Кизела, расположенных на шахтных полях

ОАО « Кизелуголь» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан подлежащим сносу как ветхий, ставший в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. Заключениями Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ жилые строения по адресу: <адрес>, <адрес> также признаны непригодными для проживания по критериям безопасности ( л.д.24-31).

     Постановлением Главы Администрации города Губахи Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ Гареева С.Х. назначена опекуном над ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Несовершеннолетняя поставлена на льготную очередь для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы города Кизела Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ опекаемая ФИО1 поставлена на учет ( л.д. 10-11).

         

        Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истица имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого.

        Правила предоставления социальных выплат связывают возникновение права на получение социальной выплаты с моментом ликвидации предприятия угольной промышленности.

          Судом было установлено, что истица на момент ликвидации шахты была зарегистрирована и проживала в квартире по адресу: <адрес> и являлась членом семьи своих родителей. Указанное жилое помещение было признано в установленном порядке непригодным для проживания по критериям безопасности. Членам семьи истицы в составе четырех человек Администрацией района в ДД.ММ.ГГГГ году была предоставлена социальная выплата. Впоследствии истице дважды в ДД.ММ.ГГГГ году и в ДД.ММ.ГГГГ году предоставлялись жилые помещения, которые также признаны непригодными для проживания по критериям безопасности в установленном порядке

     Таким образом, поскольку истице предоставлялись жилые помещения аналогичные жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> и истица не улучшила свои жилищные условия, то суд считает, что она сохранила право на получение социальной выплаты по адресу: <адрес>.

    Суд считает, что требования истицы в части предоставления социальной выплаты на опекаемую ею несовершеннолетнюю ФИО1 не подлежат удовлетворению, поскольку на момент ликвидации шахты она в жилом помещении по адресу : <адрес> не проживала. Согласно положений ст. 35-37 Гражданского Кодекса как опекаемая, так и опекун не приобретают права на жилые помещения друг друга.

    При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований о предоставлении социальной выплаты на несовершеннолетнюю ФИО1 истице следует отказать.

                                Получателем межбюджетных трансфертов     для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам.

        Истце следует предоставить социальную выплату из расчета одного члена семьи.     Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из одного человека- 33 квадратных метра.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан).       Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством     по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

            Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

           Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Гарееву С. Х. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности.

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения Гареевой С. Х. в избранном ею для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

     В иске Гареевой С. Х. к Администрации Кизеловского муниципального района о предоставлении социальной выплаты на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения отказать.

     Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья:                                                          подпись

ВЕРНО:

Судья:                                                                               Н.Н. Рылова

Секретарь:                                                                      Л.Н. Молькова