Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Кизел Кизеловский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Рыловой Н.Н. при секретаре Гергерт И.А., с участием истицы Безлипкиной В.Г., представителя истицы - Горюновой Е.А., представителя ответчика -Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Безлипкиной В. Г. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, у с т а н о в и л : Истица обратилась в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении ее в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, мотивируя требования тем, что она сохранила право на переселение в связи с тем, что не улучшила свои жилищные условия при переезде из жилого помещения, признанного непригодным по критериям безопасности. В судебном заседании истица на удовлетворении своих требований настаивает, пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживала по адресу: <адрес> с мужем ФИО1. В ДД.ММ.ГГГГ году муж умер и она переехала жить к сыну, квартиру по адресу: <адрес> она сдала Администрации поселения. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ она проживала и была зарегистрирована в <адрес>, которая принадлежала ее сыну ФИО2 на праве собственности, являлась членом его семьи, они вели общее хозяйство, имели общий бюджет, питались вместе. В ДД.ММ.ГГГГ году сыну был предоставлен шахтерский сертификат на состав семьи из трех человек, без ее учета. В ДД.ММ.ГГГГ году сын с семьей, приобретя квартиру, выехал за пределы <адрес>, она осталась проживать в указанной квартире. Поскольку данное жилое помещение по площади было большим, она обменяла указанную квартиру на жилое помещение по адресу: <адрес>, в которой проживала ее внучка-Горюнова Е.А. В ДД.ММ.ГГГГ году она указанную квартиру приватизировала, проживает в ней и зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время. Считает, что она имеет право на получение социальной выплаты, так как жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> и <адрес> признаны непригодными для проживания по критериям безопасности, переехав в жилое помещение по адресу: <адрес> она не улучшила своих жилищных условий и нуждается в настоящее время в переселении. Представитель Горюнова Е.А. поддержала требования истицы считает, что истица имеет право на переселение, так как жилое помещение, в котором она в настоящее время проживает, непригодно для проживания по критериям безопасности, признано также непригодным для проживания и жилое помещение, в котором истица проживала на момент ликвидации шахты. Ей также в составе своей семьи была предоставлена социальная выплата, как проживающей по адресу: <адрес> на момент ликвидации шахты. В данном жилом помещении она проживала с <адрес> года по <адрес> год, затем переехала по адресу: <адрес>, а истица переехала в квартиру по адресу: <адрес>. Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования истицы не признала, право Безлипкиной В.Г. на получение социальной выплаты не оспаривает, указав, что на момент ликвидации шахты «Северная» истица проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>, впоследствии данный жилой дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности, после ДД.ММ.ГГГГ года истица проживает и зарегистрирована в жилом доме по адресу: <адрес>, который также признан непригодным для проживания по критериям безопасности, то есть считает, что истица не улучшила своих жилищных прав, а поэтому имеет право на получение социальной выплаты. Однако, в настоящее время Администрация района денежными средствами на цели переселения не располагает. Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка. Суд находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя Министерства энергетики Российской Федерации. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Безлипкиной В.Г. обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям: Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти. Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля ( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ. Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера. В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Кроме того, в число членов семьи включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную военную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади. В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены: -планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности; -подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ; -заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ; -заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома. Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника ( нанимателя). Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь». Как было установлено судом и следует из материалов дела : шахта « Северная» ОАО« Кизелуголь» ликвидирована с 17.04.1998 года, что подтверждается приказом № 53 от 17.04.1998 года ( л.д. 26). Согласно сведений о регистрации и ордера № серии № от ДД.ММ.ГГГГ истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала и была зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес> ( л.д. 23, 17). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица проживала в квартире сына ФИО2 по адресу : <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в приобретенной ФИО9 в собственность квартире по адресу: <адрес>,что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и выписанным на основании указанного договора ордером, в который включена и истица как член семьи собственника ( л.д. 24, 27). Согласно протокола заседания наблюдательного Совета от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Администрации города Кизела № от ДД.ММ.ГГГГ и договора купли -продажи от ДД.ММ.ГГГГ семье ФИО2 в составе трех человек: ФИО2, жены и сына предоставлен жилищный сертификат « Шахтер» и последним была приобретена квартира за пределами города Кизела, <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истица зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, на основании договора передачи квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ является собственником указанной квартиры, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ( л.д.10-12). Согласно справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП « ЦТИ» физический износ жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ имеет №% ( л.д. 13). Как следует из заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.15-16) вышеуказанный жилой дом признан ветхим и не подлежащим ремонту. Из заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» оценки степени влияния горных работ на жилые строения от ДД.ММ.ГГГГ года видно, что жилой дом по адресу: <адрес> признан не пригодным по критериям безопасности в результате ведения горных работ и подлежит сносу, поскольку допустимая величина деформации жилого дома установлена 7,0 ед., а фактическая деформация составляет 8,5 ед. ( л.д. 33-37). Из заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» оценки степени влияния горных работ на жилые строения от ДД.ММ.ГГГГ видно, что жилой дом по адресу: <адрес> признан не пригодным по критериям безопасности в результате ведения горных работ и подлежим сносу ( л.д. 39). Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о наличии у истицы Безлипкиной В.Г. права на получение социальной выплаты. В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и лиц, проживающих в ветхих домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности, приняв по существу меры государственной поддержки определенных групп населения, проживающих в домах, на которые негативно повлияли горные работы, которые находятся в зоне опасной для проживания, которые претерпели значительные и предельные деформации. Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты). Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков устанавливается, что субвенции направляются в частности, на финансирование реализации таких мероприятий, как снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого и т.д. ( пункт 5); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении ( строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий; субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов ( пункт 8). Эталон проекта ликвидации шахты ( разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты и сохранение регистрации по настоящее время. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Основанием включения в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания согласно Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза) является то обстоятельство, что дом подвергался вредному влиянию горных работ, от чего стал ветхим, непригодным для проживания, что должно подтверждаться заключением Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» В результате анализа приведенных выше правовых норм, суд считает, что меры социальной защиты носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в таком жилье, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты. Судом было установлено, что истица на момент ликвидации шахты « Северная», на 1998 год, была зарегистрирована и проживала в жилом помещении по адресу: <адрес>, в составе семьи сына ФИО10, который в ДД.ММ.ГГГГ году, получил жилищный сертификат, как высвобожденный по ликвидации шахты работник. Указанный жилищный сертификат на истицу выделен не был. В ДД.ММ.ГГГГ году истица переехала в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое также ранее выделялось по ордеру ее сыну ФИО10 и в котором проживала дочь сына -Горюнова Е.А. Жилые дома, расположенные по адресу: <адрес> и <адрес> признаны непригодными для проживания по критериям безопасности. Истица до настоящего времени проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>, является собственником указанной квартиры, другого жилого помещения не имеет. Таким образом, суд считает, что истица сохранила право на переселение, так как на момент ликвидации шахты она проживала и была зарегистрирована в жилом помещении не пригодном для проживания по критериям безопасности, переехав в жилое помещение по адресу: <адрес> это право сохранила, так как указанное жилое строение также признано в установленном законом порядке непригодным для проживания по критериям безопасности. Поскольку истица проживает в жилом помещении, которое признано непригодным для проживания по критериям безопасности, и другого жилого помещения не имеет, то право истицы на получение финансовой помощи от государства должно быть судом защищено. Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истице. Безлипкиной В.Г. следует предоставить социальную выплату из расчета одного члена семьи. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на одного человека- 33 квадратных метра. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья. Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Безлипкину В. Г. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности. Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения Безлипкиной В. Г. в избранном ею для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий: Судья: подпись ВЕРНО: Судья: Н.Н. Рылова Секретарь: И.А. Гергерт