о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья (2-544/2011)



Дело № 2- 544/2011 РЕ Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                г. Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.

при секретаре Цыбиной И.Н.,

с участием истцов Гребеневой А.С., Гребенева С.В.,

представителя     истцов- адвоката Кизеловского адвокатского офиса №1 Кельн О.Ю., действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика -Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Гребеневой А. С. и Гребенева Сергея Васильевича     к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,

у с т а н о в и л :

              Истцы обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении      в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении их семьи в составе четырех человек социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, мотивируя требования тем, что они проживали в жилом доме, который признан непригодным для проживания по критериям безопасности, предоставленное жилое помещение также пришло в негодность, другого жилого помещения не имеют.

                 В судебном заседании истица Гребенева А.С. на удовлетворении требований настаивает, пояснила, что на момент ликвидации шахты имени Ленина она с отцом- Гребеневым С.В., дядей- ФИО1, бабушкой -ФИО4 проживали в квартире по адресу: <адрес>, которая в ДД.ММ.ГГГГ году была предоставлена бабушке ФИО4 Осенью ДД.ММ.ГГГГ года семье было предоставлено взамен ветхого жилья жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором семья проживала без регистрации, сохранив регистрацию по старому адресу. В ДД.ММ.ГГГГ году жилой дом по адресу: <адрес> пришел в негодность и она с разрешения жилищных органов переехала с детьми в квартиру по адресу: <адрес>, позднее к ней переехал и отец -Гребенев С.В. Считает, что они сохранили право на переселение, так как предоставленное их семье жилье не улучшало жилищных условий. Жилые помещения по адресу: <адрес> и <адрес> признаны непригодными для проживания по критериям безопасности.

        Истец Гребенев С.В. на удовлетворении своих требований настаивает, пояснения дочери поддержал, просит предоставить социальную выплату на семью, состоящую из четырех человек.

      Представитель истцов - адвокат Кизеловского адвокатского офиса № 1 Кельн О.Ю. поддержала требования семьи Гребеневой А.С., считает, что истцы имеют право на переселение, так как на момент ликвидации шахты имени Ленина истцы проживали в жилом помещении, которое признано непригодным для проживания по критериям безопасности, семье было предоставлено аналогичное жилое помещение, которое также впоследствии было признано непригодным для проживания, другого жилого помещения семья не имеет.

        Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования истцов не признала, право семьи Гребеневой А.С. на получение социальной выплаты не оспаривает, указав, что на момент ликвидации шахты имени Ленина истцы проживали и были зарегистрированы по адресу: <адрес>, были включены в первичный Список ветхого жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности, в ДД.ММ.ГГГГ году семье была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, жилой дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности, истцы сохранили регистрацию по адресу: <адрес>. При поступлении денежных средств на цели переселения семья Гребневой А.С. будет переселена.

        Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка.

      Суд находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя Министерства энергетики Российской Федерации.

       Выслушав пояснения истцов, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Гребнева С.В. и Гребеневой А.С.      обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

        Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.

    Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля ( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

     В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

     Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

      В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

     

    Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов

( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

    В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Кроме того, в число членов семьи включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную военную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.

     В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:

-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;

-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;

-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;

-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.

          Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника

( нанимателя).

     Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».

        Как было установлено судом и следует из материалов дела : шахта имени Ленина     ОАО« Кизелуголь» ликвидирована с 16.06.1997 года, что подтверждается

приказом № 157 от 13.06.1997 года ( л.д. 30). Из представленного Списка пенсионеров и работников ликвидируемой шахты имени Ленина, проживающих в ветхих жилых домах, находящихся на горном отводе ( л.д.31-33) видно, что под номером значится семья ФИО4 в составе двух человек: ФИО4 и Гребенева С.В. Квартира по адресу: <адрес> была предоставлена ФИО4 на состав семьи из трех человек, в состав семьи ФИО4 включены два ее сына Гребенев С.В. и ФИО1, что подтверждается представленным ордером серии выданным ДД.ММ.ГГГГ. Согласно постановления Администрации города Кизела от ДД.ММ.ГГГГ года семье ФИО4 в составе четырех человек была предоставлена квартира по адресу: <адрес> Согласно сведений о регистрации истица Гребенева А.С. по адресу: <адрес> зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Гребенев С.В. значится в регистрации по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ( л.д. 17, 44). Справкой Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП

« ЦТИ» ( л.д. 18) подтверждается, что дом по адресу: <адрес> разрушен, дата его разрушения неизвестна, Гребенева А.С. и Гребенев С.В. приватизированного жилья на территории г. Кизела не имеют, в приватизации не участвовали. Из заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» оценки степени влияния горных работ на жилые строения от ДД.ММ.ГГГГ года видно, что жилой дом по адресу: <адрес> признан не пригодным по критериям безопасности в результате ведения горных работ и подлежит сносу, поскольку допустимая величина деформации жилого дома и фактическая деформация составляют ед. ( л.д. 35-43).

     

          Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о наличии у истцов права на получение социальной выплаты.     

В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

      Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и лиц, проживающих в ветхих домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности, приняв по существу меры государственной поддержки определенных групп населения, проживающих в домах, на которые негативно повлияли горные работы, которые находятся в зоне опасной для проживания, которые претерпели значительные и предельные      деформации.           

     Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты).

       Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков устанавливается, что субвенции направляются в частности, на финансирование реализации таких мероприятий, как снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого и т.д. ( пункт 5); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении ( строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий; субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов ( пункт 8).

Эталон проекта ликвидации шахты ( разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты и сохранение регистрации по настоящее время. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Основанием включения в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания согласно Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза) является     то обстоятельство, что дом подвергался вредному влиянию горных работ, от чего стал ветхим, непригодным для проживания, что должно подтверждаться заключением Уральского филиала ОАО « ВНИМИ»        

      В результате анализа приведенных выше правовых норм, суд считает, что меры социальной защиты носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в таком жилье, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.

        

    Судом было установлено, что истцы на момент ликвидации шахты имени Ленина на 1997 год, были зарегистрированы и проживали в жилом помещении по адресу: <адрес>, который был признан непригодным для проживания по критериям безопасности, включены в первичный Список на переселение, в связи с ветхостью указанного жилого помещения были переселены в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое также в установленном законом порядке признано непригодным для проживания по критериям безопасности. Таким образом, суд считает, что истцы сохранили право на переселение, так как на момент ликвидации шахты они проживали и была зарегистрированы в жилом помещении не пригодном для проживания по критериям безопасности, переехав в жилое помещение по адресу: <адрес> это право сохранили, так как указанное жилое строение также признано в установленном законом порядке непригодным для проживания по критериям безопасности, то есть при предоставлении жилого помещения жилищные условия семьи Гребеневой А.С. не улучшились.               

     

               Получателем межбюджетных трансфертов     для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам.

        Семье Гребеневой А.С.      следует предоставить социальную выплату на семью, состоящую из четырех человек.     Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять по 18 кв.м. на одного человека.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан).       Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством     по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

                 Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Гребеневу А. С., Гребенева Сергея Васильевича, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения      в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности.

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения семьи     Гребеневой А. С. в составе четырех человек: Гребеневой А. С., Гребенева Сергея Васильевича, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в избранном ими       для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

         Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

                  

      

Председательствующий:

Судья:                                                                               подпись

ВЕРНО:

Судья:                                                                                                       Н.Н. Рылова

Секретарь:                                                                                            И.Н. Цыбина