о взыскании заработной платы и возложении обязанности по выплате заработной платы (2-569/2011)



Дело № 2-569/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ       город Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Кириенко Е.В.,

при секретаре Мольковой Л.Н.,

с участием истица Штэник И. Е.,

представителя истца адвоката Кумировой Л. П., действующей на основании ордера и удостоверения ,

представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Мочаловой Г. Б., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело пор иску Штэник И. Е. к Администрации Кизеловского муниципального района о взыскании заработной платы и возложении обязанности по выплате заработной платы,

у с т а н о в и л :

Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании заработной платы, возложении обязанности по выплате ежемесячной заработной платы, взыскании судебных издержек.

В судебном заседании истец, настаивая на удовлетворении исковых требований, пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности главы Кизеловского муниципального района Пермского края. На момент его избрания на должность, а также на момент прекращения его полномочий, в Уставе Кизеловского муниципального района были предусмотрены социальные гарантии Главы района, в частности ч.5 ст. 26 Устава было установлено, что Глава муниципального района продолжает получать назначенную ему заработную плату (с учетом индексации) до устройства на новое место работы в течение года после освобождения от должности в случае, в том числе не избрания на должность после окончания срока полномочий. После прекращения его полномочий, он обратился к ответчику за выплатой ему заработной платы, однако в выплате заработной платы, установленной ч.5 ст. 26 Устава, ему было отказано. Считает отказа не обоснован, поскольку социальная гарантия в виде выплаты заработной платы была установлена Уставом и действовала как в период его избрания на должность, так и на момент прекращения полномочий. Исходя из принципа правовой определенности, он работая в должности главы вправе был рассчитывать на получение социальных гарантий, предусмотренных Уставом муниципального района в виде заработной платы в течение 12 месяцев после прекращения полномочий, в связи с чем просит обязать ответчика выплатить ему единовременно неполученную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года в сумме рублей коп и обязать ежемесячно выплачивать ему среднюю заработную плату в размере руб. коп. с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. Просит также взыскать судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины и оплатой услуг представителя.

Представитель истца адвокат Кумирова Л.П., поддерживая доводы истца, считает, что имеются все основания для удовлетворения исковых требований, поскольку истец, работая в должности главы муниципального образования вправе был рассчитывать на получение социальных гарантий, предусмотренных Уставом муниципального образования. Признание в последующем ч.5 ст. 26 Устава недействующей, не должно влиять на права истца, возникшие до признания данного положения устава недействительным, поскольку ухудшение положения гражданина недопустимо. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Мочалова Г.Б. исковые требования не признала, пояснив, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Действительно ч.5 ст. 26 Устава Кизеловском муниципального района предусматривала социальные гарантии Главы Кизеловского муниципального района, в том числе получение назначенной заработной платы до устройства на новое место работы в течение года после освобождения от должности в случае не избрания на должность после окончания срока полномочий. Данная норма была внесена в Устав в соответствии с законом Пермской области от 18.11.1997 года № 896-136. Однако с 01.01.2006 года данный Закон Пермской области утратил силу. Решением Кизеловского городского суда от 14 апреля 2011 года ч.5 ст. 26 Устава Кизеловского муниципального района признана недействующей со дня вступления в законную силу судебного решения, то есть с 29.04.2011 года. Считает, что в соответствии с нормами трудового законодательства, социальные гарантии работникам на выборных должностях могут быть установлены только Федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ. Поскольку ни федеральное, ни краевой законодательство не предусматривает социальные гарантии после прекращения полномочий выборного должностного лица, следовательно положения Устава Кизеловского муниципального района, действовавшие в период работы истца и на момент его увольнения, не могут быть применены. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав доводы сторон, проанализировав в совокупности представленные сторонами доказательства, суд считает исковые требования необоснованными и удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям:

Судом установлено, что Штэник И.Е., решением территориальной избирательной комиссии города Кизела от 30.03.2006 года № 20/01 зарегистрирован избранным на должность главы Кизеловского муниципального района (л.д.8). Распоряжением Администрации Кизеловского муниципального района от 07.04.2011 года № 81-рк полномочия Штэник И.Е в должности главы Кизеловского муниципального района прекращены в связи с истечением срока полномочий, в соответствии с п.2 ст. 77 ТК РФ. (л.д.17). 02.06.2011 года истец обратился с письменным заявлением к Главе администрации Кизеловского муниципального района о предоставлении социальной гарантии в виде выплаты заработной платы в течение 12 месяцев до трудоустройства. (л.д.9). ответом от 10.06.2011 года заявление истца оставлено без удовлетворения (л.д.10).

Статья 2 Конституции РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В силу ст. 4 Конституции РФ, Конституции РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. В силу ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерации - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ст. 11 ГПК РФ, суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

В соответствии со ст. 1 Трудового кодекса РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. В силу ст. 5 ТК РФ, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими норму трудового права: указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами исполнительной власти субъектов РФ; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 172 Трудового кодекса РФ установлено, что гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Требования к содержанию Устава муниципального образования установлены ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ. Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.5.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, гарантии осуществления полномочий, в том числе выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются Уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 10 Закона Пермской области от 18.11.1997 года № 896-136 «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления Пермской области» было предусмотрено, что материально-финансовое обеспечение деятельности выборного должностного лица производится за счет средств местного бюджета на условиях, предусмотренных законами Пермской области и Уставом муниципального образования, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Часть. 2 ст. 10 данного закона было установлено, что выборное должностное лицо местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования продолжает получать назначенную ему заработную плату до устройства на новое место работы в течение одного года в случае неизбрания на должность после окончания срока его полномочий. Данный закон Пермской области утратил силу с 01.01.2006 года в связи с принятием Закона Пермского края от 29.12.2005 года № 2801-632.

В силу ст. 17 Закона Пермского края от 04.05.2008 года № 228-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае», муниципальному служащему предоставляются гарантии в соответствии с Федеральным законом и законами Пермского края. Законами Пермского края и уставами муниципальных образований Пермского края муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительны гарантии.

Решением Думы города Кизела от 21 июня 2005 года № 89, утвержден Устав муниципального образования «Кизеловский муниципальный район», в соответствии со ст. 14 которого установлено, что к исключительной компетенции Земского собрания муниципального района находятся в том числе, принятие устава муниципального района, внесение в него изменений и дополнений; контроль за исполнением главой муниципального район и администрацией района, контрольным органом полномочий по решению вопросов местного значения. Статья 26 Устава, предусматривает социальные гарантии главы Кизеловского муниципального района, в том числе частью 5 ст.26 Устава, в редакции до 30.08.2011 года, было установлено, что глава муниципального района продолжает получать назначенную ему заработную плату до устройства на новое место работы в течение года после освобождения от должности в случае: не избрания на должность после окончания срока полномочий.

Решением Кизеловского городского суда от 14 апреля 2011 года ч.6 ст. 26 Устава Кизеловского муниципального района признана недействующей со дня вступления решения в законную силу, то есть с 29 апреля 2011 года.

Проанализировав вышеуказанные нормы права, суд считает, что правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, поскольку на момент обращения истца к ответчику с заявление и предоставлении гарантий, предусмотренных ч.5 ст. 26 Устава Кизеловского муниципального района, в редакции, действовавшей на момент избрания истца на должность Главы Кизеловского муниципального района, а также на момент прекращения его полномочий, указанное положение устава признано недействующим в связи с противоречием нормативным правовым актам, имеющим наибольшую юридическую силу. Поскольку ни нормами федерального законодательства, ни законами Пермского края, не предусмотрены социальные гарантии при прекращении полномочий выборного должностного лица органа местного самоуправления в виде выплаты заработной платы в течение 12 месяцев после прекращения полномочий, следовательно уже с даты признания утратившим силу Закона Пермской области от 18.11.1997 года « О статусе выборного должностного лица местного самоуправления Пермской области», то есть с 01.01.2006 года, ч.5 ст. 26 Устава Кизеловского муниципального района противоречила нормам Федерального законодательства и нормам законодательства Пермского края, следовательно не подлежала применению. Не принятие мер к приведению положений Устава Кизеловского муниципального района в соответствие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, не свидетельствует о законности данной нормы и не влечет ее применение к правоотношениям, возникшим между сторонами.

Таким образом, проанализировав в совокупности фактические обстоятельства дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Штэник И.Е. следует отказать.

Не подлежат удовлетворении и исковые требования о взыскании судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя. В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Поскольку оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, следовательно отсутствуют и основания для взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя.

Истцом при подаче искового заявления была уплачена государственная пошлина в сумме руб. коп., которую он также просит взыскать с ответчика. Данное требование также удовлетворению не подлежит, поскольку в удовлетворении исковых требований суд отказывает.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Штэник И. Е. в удовлетворении исковых требований к Администрации Кизеловского муниципального района о взыскании заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ года и возложении обязанности по выплате заработной платы ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, взыскании судебных расходов ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

СУДЬЯ: подпись.

Верно. Судья:        Е.В. Кириенко

Секретарь:         Л.Н. Молькова