Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Кизел Кизеловский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Рыловой Н.Н. при секретаре Григорьевой О.Н., с участием истца Терехова А.В., третьих лиц на стороне истца Тереховой З.Н. и Терехова А.В., представителя ответчика -Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Терехова А. В. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, у с т а н о в и л : Истец обратился в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении его в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, мотивируя требования тем, его право на предоставление финансовой помощи от государства для переселения в составе семьи его матери Тереховой З.Н. было нарушено и он денежными средствами не был обеспечен. В судебном заседании истец на удовлетворении требований настаивает, пояснив, что на момент ликвидации шахты имени Ленина он проживал и был зарегистрирована в <адрес> доме по <адрес> вместе с родителями : матерью Тереховой З.Н., отцом ФИО7, братьями: Тереховым А.В., ФИО8 В квартире также проживала и была зарегистрирована жена его брата ФИО8-ФИО5 и их дети, а также его двоюродный брат ФИО13 и двое его детей. Таким образом, на указанной жилой площади проживали фактически три самостоятельных семьи, общее хозяйство они не вели, у каждой семьи был свой бюджет, питались они раздельно. В вышеуказанной квартире он с матерью и братом ФИО4 прожил до ДД.ММ.ГГГГ, до этого момента сохранил и регистрацию. В ДД.ММ.ГГГГ году его матери Тереховой З.Н. была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, в данную квартиру они не заселялись, в ней не регистрировались, в договор купли-продажи квартиры он был не включен. Позднее данная квартира была продана матерью и приобретена квартира по адресу: <адрес>, где он в настоящее время имеет регистрацию. В указанной квартире проживает его брат с семьей, они с матерью снимают квартиру. Считает, что при предоставлении квартиры в ДД.ММ.ГГГГ году без его учета, ответчиком были нарушены его права на переселение, о чем ему стало известно только в ДД.ММ.ГГГГ году. Третье лицо по делу на стороне истца Терехова З.Н. исковые требования Терехова А.В. поддержала, считает, что права ее сына Терехова А.В. при предоставлении финансовой помощи для приобретения жилья были нарушены, поскольку на него денежные средства выделены не были. Пояснила, что квартира по адресу: <адрес> была предоставлена в ДД.ММ.ГГГГ году ее матери ФИО1. В указанной квартире она с матерью проживала с момента ее предоставления. В ДД.ММ.ГГГГ году ее мать умерла. На момент ликвидации шахты «Северная» основным квартиросъемщиком данной квартиры являлась она, вместе с ней проживали ее муж, умерший в ДД.ММ.ГГГГ году и трое сыновей: <данные изъяты>. Кроме ее семьи на данной жилой площади проживал племянник ФИО13 - сын ее умершей сестры, который до ДД.ММ.ГГГГ года являлся членом ее семьи. В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО13 женился, проживал в соседней <адрес> со своей семьей, из которой в ДД.ММ.ГГГГ году уехал с семьей в деревню, но через год вместе с детьми вернулся и стал проживать с ней, но регистрация у него осталась в <адрес>. Фактически они проживали одной семьей, вели общее хозяйство, питались вместе, имели общий бюджет. В ДД.ММ.ГГГГ году семье ее сына ФИО8 была предоставлена жилищная субсидия, ее семье в составе ее-Тереховой З.Н., сына-Терехова А.В. и племянника ФИО13 была приобретена трехкомнатная квартира за счет средств федерального бюджета по адресу: <адрес>. Денежные средства на переселение ее сына Терехова А.В. и детей ФИО13 были не выделены. В указанную квартиру они не заселялись, с регистрационного учета по адресу: <адрес> не снимались, пытались ее обменять на две квартиры, но не смогли. В ДД.ММ.ГГГГ году с разрешения Администрации г. Кизела указанную квартиру они продали, денежные средства с ФИО13 поделили, она приобрела в свою собственность квартиру по адресу: <адрес>, где они в настоящее время все зарегистрированы, в том числе и истец, в квартире проживали до ДД.ММ.ГГГГ года. В настоящее время в квартире проживает семья ее сына Терехова А.В., они с истцом вынуждены снимать другое жилье. Третье лицо по делу Терехов А.В. поддержал требования истца, поддержал и пояснения Тереховой З.Н., не имея к ним дополнений. Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования истца не признала, право Терехова А. В. на получение социальной выплаты оспаривает, указав, что в первичном Списке граждан, проживающих в ветхих жилых домах, находящихся на горном отводе включена семья Тереховой З.Н., проживающая по адресу: <адрес> в составе 6 человек: Тереховой З.Н., ее мужа ФИО7, сыновей: Терехова А.В, ФИО8, снохи ФИО5 и ФИО13 В ДД.ММ.ГГГГ году для переселения семьи Тереховой З.Н. из ветхого жилья, непригодного для проживания было приобретено две квартиры: одна по адресу: <адрес>, которая была оформлена в собственность ФИО5 и ФИО8, и вторая квартира по адресу: <адрес>, которая была оформлена в собственность Тереховой З.Н., Терехова А.В. и ФИО13 Оплата стоимости указанных квартир была произведена за счет федеральных средств. Действующее на тот момент законодательство не предусматривало в обязательном порядке оформление приобретенного жилья за счет средств федерального бюджета в собственность всех членов семьи, в том числе и несовершеннолетних. В 2002 году списки граждан, подлежащих переселению были переданы в Администрацию города Кизела, при передаче этих списков семья Тереховой З.Н. уже была обеспечена средствами государственной поддержки. Социальная выплата для приобретения жилья предоставляется гражданам, зарегистрированным в жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности в настоящее время. Истец согласно сведений о регистрации был зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ года, в настоящее время с ДД.ММ.ГГГГ года имеет регистрацию в благоустроенной квартире по адресу: <адрес>. Считает, что истец обеспечен жильем, в настоящее время имеет право пользования благоустроенной квартирой. Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка. Суд находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя Министерства энергетики Российской Федерации. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истца не обоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям: Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти. Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля ( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ. Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера. В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации. В целях ускорения перехода угледобывающих организаций к бездотационной деятельности, усиления государственного управления реструктуризацией угольной промышленности и повышения эффективности использования средств государственной поддержки угольной отрасли Правительство Российской Федерации, Постановлением от 03 декабря 1998 года № 1523 утверждено Положение о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, которое определяло направления использования средств, предусмотренных в федеральном бюджете по статье « Государственная поддержка угольной отрасли» на финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности согласно Приложению, и порядок управления этими средствами. Пунктом 3 Положения было установлено, что средства государственной поддержки перечисляются организациям угольной промышленности, органам местного самоуправления шахтерских городов и поселков, перечень которых устанавливается Межведомственной комиссией по социально- экономическим проблемам угледобывающих регионов, а также участвующим в реструктуризации угольной промышленности и другим организациям, определяемым Правительством Российской Федерации по предложениям Министерства энергетики Российской Федерации. К мероприятиям по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных ( сланцевых) шахт и разрезов, установленных Перечнем мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, являющимся приложением к Постановлению Правительства № 1523, относились: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности ; содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с Положением о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 года № 1523 « О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» установлены направления финансирования государственной поддержки угольной промышленности, в том числе реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. В соответствии с п.1.2 Положения, финансирование расходов, связанных с мероприятиями по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных ( сланцевых) шахт и разрезов, осуществляется по следующим видам затрат: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности ; б) содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В силу п.1.3 Положения основанием для финансирования указанного направления является решение Минэнерго России о ликвидации в соответствии с Основными принципами государственной поддержки ликвидации неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов угольной промышленности России, утвержденными 25 мая 1998 года Межведомственной комиссией по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов, сводный план-график, договор об использовании средств государственной поддержки, заключенный между Минэнерго России и получателем средств. Финансирование осуществляется в соответствии с проектом ликвидации шахты ( разреза), утвержденным Минэнерго России, сметами затрат, договорами с исполнителями работ ( услуг), актами приемки выполненных работ ( услуг), заключением назначенной органами местной власти компетентной комиссии о признании непригодным для проживания ветхого жилья. Средства на финансирование затрат, указанных в подпункте «б» пункта 1.2 предусматриваются в Проекте ликвидации шахты ( разреза) из расчета полной стоимости приобретения жилья по социальной норме площади жилья для семей разной численности и средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранной для постоянного проживания, но не выше средней по Российской Федерации стоимости 1 кв.метра общей площади жилья. Анализ указанных норм права свидетельствует о том, что в период действия Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1523 и Порядка финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 17 ноября 1998 года № 53н, средства государственной поддержки в рамках оказания содействия в переселении граждан из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте, расчет стоимости приобретенного жилья зависел от социальной нормы площади жилья и не содержали обязательного требования по оформлению приобретенного за счет средств государственной поддержки жилья в совместную собственность всех членов семьи, в том числе несовершеннолетних. Во исполнение Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» Правительство Российской Федерации постановлением от 24 декабря 2004 года № 840 утвердило перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. При этом, признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 года № 1523 « О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности». В Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в соответствии с постановлением № 840 включена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает содействие гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года. В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. В соответствии с п. 11 вышеназванных Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и ( или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает на себя обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Кроме того, в число членов семьи включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную военную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади. В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены: -планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности; -подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ; -заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ; -заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома. Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника ( нанимателя). Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь». Как было установлено судом и следует из материалов дела : шахта « Северная» ОАО« Кизелуголь» ликвидирована с 17.04.1998 года, что подтверждается приказом № 53 от 17.04.1998 года ( л.д. 15). Из представленного первичного Списка ТЭО следует, что под № № по адресу: <адрес> значится семья Тереховой З.Н. в составе 6 человек: Тереховой З.Н., ее мужа ФИО7, сыновей Терехова А.В., ФИО8, снохи ФИО5, племянника ФИО13 ( л.д.16-18). Согласно сведений о регистрации в жилом помещении по адресу Володарского, 28-11 значились в регистрации Терехова З.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ по день смерти ДД.ММ.ГГГГ; Терехов А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; Терехов А. с рождения по ДД.ММ.ГГГГ; ФИО16 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; Терехов Максим с рождения по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Терехова З.Н., Терехов А.В. и ФИО13 за счет средств федерального бюджета, уплаченных полностью с лицевого счета ОАО « Кизелуголь» путем безналичного перечисления на лицевой счет продавцов приобрели в собственность трехкомнатную квартиру общей площадью 66,7 кв. метра по адресу: <адрес> ( л.д. 8-9). Постановлением Главы города Кизела № от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Тереховой З.Н. и ФИО13 о даче разрешения на продажу указанной выше квартиры, в которой несовершеннолетние дети имеют право пользования дано согласие Тереховой З.Н. и ФИО13 на продажу <адрес>. Согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира Администрацией города Кизела приобретена семье ФИО9 ( л.д. 20-21). ДД.ММ.ГГГГ Тереховой З.Н. приобретена в личную собственность благоустроенная квартира по адресу: <адрес>, в которой Терехова З.Н., Терехов А.В. и Терехов А.В. зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ( л.д.22, 23,25, 7). Оценив все собранные по делу доказательства, суд считает, что права истца не нарушены. Судом установлено, что истец на момент принятии решения о ликвидации шахты « Северная», то есть на ДД.ММ.ГГГГ, являясь несовершеннолетним, проживал и был зарегистрирован по месту жительства его родителей по адресу: <адрес>, являлся членом семьи родителей. При предоставлении семье Тереховой З.Н. в ДД.ММ.ГГГГ году за счет средств федерального бюджета квартиры по адресу: <адрес> истец также являлся несовершеннолетним, а следовательно должен был следовать к месту жительства своей матери. Кроме того, судом было установлено, что семье Тереховой З.Н. было предоставлено две жилищных субсидии и приобретено 2 благоустроенные квартиры. То обстоятельство, что Терехова З.Н. с семьей не заселилась в приобретенную квартиру не является юридически значимым обстоятельством и не свидетельствует о том, что право истца нарушено при предоставлении квартиры. В соответствии со ст. 20 Гражданского Кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних детей является место жительства их родителей. Согласно ст. 30 Жилищного Кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети данного собственника. Как выше отмечалось, поскольку на момент приобретения квартиры по адресу: <адрес> истец являлся несовершеннолетним, то он приобрел право пользования данным жилым помещением, собственником которого также стала его мать Терехова З.Н. Таким образом, Терехов А.В. свое право на переселение из ветхого жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности реализовал вместе со своей матерью Тереховой З.Н. Впоследствии Тереховой З.Н. квартира по адресу: <адрес> с разрешения Администрации города Кизела, которая усмотрела право пользования квартирой несовершеннолетних детей, продала и приобрела квартиру по адресу: <адрес> в свою собственность. На ДД.ММ.ГГГГ истец также являлся несовершеннолетним, а потому истец приобрел право пользования данным жилым помещением. В настоящее время Терехов А.В. зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>, где в регистрации значится Терехова З.Н. и Терехов А.В. Следовательно, признать истца нуждающимся в социальной поддержке со стороны государства нельзя. То обстоятельство, что истец вместе с собственником жилого помещения по адресу: <адрес> фактически в данной квартире не проживают в силу того, что предоставили возможность проживать в данной квартире семье ФИО4, по мнению суда, не является основанием для вывода о том, что истец утратил право пользования данным жилым помещением, поскольку собственник квартиры, истец сами распорядились своим правом проживания в данной квартире. Заслуживает внимание довод представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности. В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается три года. Статьей 198 ГК РФ установлено, что сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон. В статье 199 ГК РФ закреплено, что требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Течение срока исковой давности в соответствии со статьей 200 ГК РФ начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Как следует из пояснений Тереховой З.Н. в ДД.ММ.ГГГГ году при приобретении квартиры по адресу: <адрес> за счет средств федерального бюджета она считала, что права ее несовершеннолетнего сына на переселение были нарушены, об этом она говорила ФИО17, которая занималась переселением, но действия последних она не обжаловала, за защитой своего нарушенного права не обращалась. В соответствии со ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их ( гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. В силу ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 данной статьи, с письменного согласия своих законных представителей-родителей, усыновителей или попечителя. В соответствии со ст. 28 ГК РФ за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет ( малолетних) сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Согласно ст. 64 Семейного Кодекса РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. В силу ст. 65 Семейного Кодекса РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Таким образом, суд считает, что начало срока исковой давности следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, когда Терехова З.Н., являясь законным представителем несовершеннолетнего сына, узнала о нарушении, по ее мнению, прав ее сына. Учитывая, что с момента, когда Тереховой З.Н. стало известно о нарушении права, истекло более трех лет, то на момент обращения истца в суд с иском срок исковой давности истек. Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : В иске Терехову А. В. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий: Судья: подпись ВЕРНО: Судья: Н.Н. Рылова Секретарь: О.Н. Григорьева
Статьей 205 ГК РФ установлено, что в исключительных случаях, когда суд признает причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца ( тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев- в течение срока давности.