о возложении обязанности производить расчет платы за освещение мест общего пользования при 100% снятии показаний индивидуальных прибором учета (2-575/2011)



Дело № 2-575/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                  г. Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре Цыбиной И.Н.,

с участием истицы Плясуновой Н.И.,

представителя ответчика: ОАО « Пермская энергосбытовая компания» Вилисова В.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ООО « УК «Жилстрой» Ханнановой Ю.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску        Плясуновой Н. И. к Открытому акционерному обществу « Пермская энергосбытовая компания» и Обществу с ограниченной ответственностью « УК

« Жилстрой» о     возложении обязанности производить расчет платы за освещение мест общего пользования при 100% снятии показаний индивидуальных прибором учета,

У С Т А Н О В И Л :

                       Истица Плясунова Н.И. просит обязать Общество с ограниченной ответственностью «УК « Жилстрой» производить расчет платы за освещение мест общего пользования при 100% снятии показаний индивидуальных приборов учета. В обоснование исковых требований указала, что проживает в <адрес> многоквартирного <адрес>, находящегося в управлении ООО « УК Жилстрой». В данном доме установлен общедомовой прибор учета электрической энергии. В ДД.ММ.ГГГГ года Управляющая компания при принятии дома на обслуживание не предупредила жильцов дома куда им необходимо передавать показания индивидуального счетчика, по какому телефону, поэтому за ДД.ММ.ГГГГ года у ней в квитанции было проставлено кВт.-час по нормативу потребления. В ДД.ММ.ГГГГ года они обратились в ООО «УК «Жилстрой» с требованием обосновать предъявленные суммы по оплате освещения в местах общего пользования, с аналогичным вопросом обращались ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в ОАО

« Пермская энергосбытовая компания». В ДД.ММ.ГГГГ года в квитанции по оплате освещения в местах общего пользования ей было предъявлено руб., а оплата за освещение в квартире руб. Она вновь обратилась к ответчикам, но ответа не получила. Считает, что Управляющей компанией не выполняются требования постановлении Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года в части исчисления платы освещения в местах общего пользования по формуле 9, не учитываются показания индивидуальных приборов учета во всех квартирах, в связи с этим расходы за освещение в местах общего пользования увеличиваются для тех, кто фактически передает показания своего индивидуального прибора учета и оплачивает услуги, предлагая заплатить за соседа. Тем самым, считает, что ее права нарушаются. Она согласна оплачивать свою долю затрат. Расчет платы за освещение в местах общего пользования должен производиться по формуле 9, которая предусматривает исчисление при учете всех показаний индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах, а при их отсутствии применять норматив. Ей известно, что часть потребителей при наличии индивидуальных приборов учета не передает показания приборов, в расчете оплаты освещения за места общего пользования не всегда учитываются эти квартиры. Так, в квартирах № проживают жильцы, однако, как правило, они освобождаются от оплаты освещения за места общего пользования.

      Представитель ООО « УК « Жилстрой» Ханнанова Ю.Т. исковые требования истицы не признала,, считает, что они являются ненадлежащими ответчиками, пояснила, что их управляющая компания обслуживает жилой дом по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года согласно решения общего собрания собственников. На поставку электроэнергии в места общего пользования ими заключен договор с ОАО

« Пермская энергосбытовая компания», а также агентский договор, согласно которому ОАО «Пермэнергосбыт» производит начисление и сбор показаний в местах общего пользования, действуют от их имени, но условия договора в этой части Пермэнергосбытовой компанией не выполняются, так как квитанции потребителям предъявляются от имени ОАО «Пермэнергосбыт». С истицей заключен договор на управление, в жилом доме по адресу: <адрес> установлен общедомовой прибор учета электроэнергии, дом оснащен индивидуальными приборами учета. Показания индивидуальных приборов учета для начисления платы освещения за места общего пользования производит КЭС-Прикамье согласно устной договоренности с ООО «УК « Жилстрой» и ОАО « Пермэнергосбыт». Не отрицает, что действительно не все потребители электроэнергии сообщают показания своих индивидуальных приборов учета, но объясняется это объективными причинами, так как все жильцы дома допускают контролеров для снятия показаний в свои квартиры, ежемесячно передают показания индивидуальных приборов учета. Видит выход из сложившейся ситуации в выносе индивидуальных приборов учета на лестничные площадки за счет потребителей.

     Представитель ОАО « Пермская энергосбытовая компания» Виллисов В.С. иск не признал, пояснив, что между ООО « УК «Жилстрой» и ОАО « Пермская энергосбытовая компания» заключен договор электроснабжения, цель которого поставка электроэнергии на общедомовые нужды. Основанием заключения договора являются пункты 88-92 Постановления Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 года. Пунктом 92 вышеуказанного постановления предусмотрено право гарантирующего поставщика осуществлять сбор по прямым квитанциям на общедомовые нужды. Раздел 7 договора предусматривает обязанность управляющей компании исполнять обязательства по оплате услуг путем проведения уступного населению, последним числом расчетного периода. Управляющая компания уступает право требования с жителей взимать плату за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, поэтому квитанции выставляются от имени Пермской энергосбытовой компании, поскольку меняется лицо в обязательстве. Между управляющей компанией и ОАО « Пермэнергосбыт» заключен агентский договор, которым Управляющая компания поручила ОАО «Пермэнергосбыт» осуществлять ряд полномочий: производить начисления электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды; осуществлять сбор платежей от потребителей; выставлять квитанции потребителям; оказывать потребителям консультации по телефону, иных полномочий Управляющая компания им не передавала. В силу Правил предоставления коммунальных услуг обязанность по предоставлению сведений об объемах потребляемых услуг возложена на потребителя, за исполнителем -Управляющей компанией закреплено право осуществлять контроль за правильностью передачи показаний исполнителю. Обязанность потребителя обеспечить доступ исполнителя к прибору учета закреплена п.п. 51-52 Правил. В случае нарушения этой обязанности исполнитель не ранее чем через полгода имеет право повторно снять правильность показаний, если второй раз потребитель не обеспечил доступ к прибору. Исполнитель оформляет письменное предложение о совместном с потребителем снятии показаний индивидуального прибора учета и устанавливает для этого 1 месяц, таким образом, только через 7 месяцев исполнитель вправе предъявить объем потребленной потребителем энергии. Пункты 16-17 Правил предоставления коммунальных услуг предусматривают порядок оплаты исходя из норматива только в двух случаях: если, индивидуального прибора учета нет, либо индивидуальный прибор учета не исправен. Других случаев использования норматива ( для потребителей, не передающих показания объема потребленной электроэнергии) Правила не предусматривают. Данное положение ставит добросовестных потребителей, которые своевременно оплачивают и передают показания в несправедливое положение, так как такой потребитель вынужден оплачивать освещение в местах общего пользования в больших размерах. Из принципов справедливости было принято решение, что в отношении потребителей, которые не передали показания, следует применять норматив, исходя из минимального норматива потребления 99 кВт-час. Начисления оплаты освещения в местах общего пользования производятся на основании пункта 22 Правил предоставления коммунальных услуг, исходя из показаний общедомового прибора учета. Поскольку в доме установлен двухтарифный общедомовой прибор учета, то потребителям электроэнергии предъявляется часть по дневному тарифу, часть по ночному тарифу. Правила предоставления коммунальных услуг также не предусматривают расчета по двум тарифам, не содержится это и в 9 формуле. Показания общедомового прибора учета, показания индивидуальных приборов учета ОАО « Пермэнергосбыт» не снимает, эти обязанности на них договором не возложены. Показания коллективного прибора учета снимаются исполнителем, что заносится в журнал учета, индивидуальные приборы учета передаются потребителями. Согласно Договора электроснабжения покупатель в срок до 25 числа каждого месяца в адрес ОАО « Пермэнергосбыт» предоставляет сведения о показаниях как индивидуальных так и коллективных приборов учета. Сведения по коллективным приборам учета ежемесячно предоставляются Управляющей компанией за подписью ее руководителя и за подписью сетевой организации. Показания индивидуальных приборов учета предоставляются в виде ведомостей о снятых показаниях и в электронном виде из «КС-Прикамье». Считает, что 100% снятие показаний индивидуальных приборов учета в условиях, когда они установлены в квартирах потребителей, не возможна.

        Представитель третьего лица по делу ОАО « Коммунальные системы-Прикамье» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, направил в адрес суда письменный отзыв, из которого следует, что ОАО « КС-Прикамье» является сетевой организацией. Согласно постановлению Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 года сетевые организации- это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям. ОАО « КС-Прикамье» в каких-либо отношениях с потребителями по реализации товаров ( работ, услуг), начислению и получению оплаты за поставляемую электрическую энергию не находится. На территории Кизела ОАО « КС-Прикамье» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии с использованием принадлежащего на праве собственности электросетевого имущества. Между ОАО « КС-Прикамье» и ООО « УК « Жилстрой» составлен акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ по дому <адрес>. Согласно данного акта граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетевой компании проходит на опоре № 8 ВЛ 0,4 кВ в месте присоединения отходящей кабельной линии 0,4. 20.12.2006 года в указанном доме был установлен общедомовой прибор учета. Один раз в месяц показания общедомового прибора учета снимаются представителями сетевой организации и подписываются управляющей компанией. Подлинник акта снятия показаний общедомового прибора учета электрической энергии заполняется в двух экземплярах и передается в управляющую и энергоснабжающую компании. В настоящее время контролерами «КС-Прикамье» в г. Кизеле производится снятие показаний с индивидуальных приборов учета. Подлинник акта снятия показаний приборов учета электрической энергии передается в энергоснабжающую компанию. Расчеты и начисления платы за электрическую энергию производятся ОАО

« Пермэнергосбыт».

     Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования истицы обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

     В соответствии с ч.1 ст. 153 Жилищного Кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ч.4 ст. 154 Жилищного Кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение ( в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление

( теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

      Согласно ч.1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

     Согласно пункта 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2010 года за № 307 « О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного( общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными ( общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил ( исходя из нормативов потребления коммунальных услуг).

    В соответствии с п. 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными ( общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и ( или) общими ( квартирными ) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется:

    для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам;

      В соответствии с п.п. 1 п. 3 Приложения 2 к Правилам оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года размер платы ( руб.) за электроснабжение в помещениях оборудованных приборами учета, определяется по формуле 9. В составе формулы содержится показатель V- объем ( количество) коммунального ресурса ( электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещении, оборудованном прибором учета ( за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими ( квартирными ) приборами учета ( куб. м, кВт-час).

     Согласно пункта 49 п.п. «е» Правил оказания коммунальных услуг исполнитель обязан при наличии коллективных ( общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал.

     Исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, -уплаты неустоек ( штрафов, пеней), в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб ( п. 50 п.п. «а», «г».

        Кроме того, пункт 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, устанавливает, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности. Подпункт 11 пункта 11 Правил содержания общего имущества включает в себя : освещение помещений общего пользования.

     Судом установлено, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, управление которым осуществляет ООО «УК «Жилстрой» на основании договора управления многоквартирным домом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, установлены общедомовые приборы учета электрической энергии, жилые помещения дома оснащены индивидуальными приборами учета. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ между ООО « УК «Жилстрой» и ОАО « Пермская энергосбытовая компания» заключены агентские договора, по которому расчет объема, стоимости, начисление платы за электрическую энергию, подлежащую оплате потребителями на основании показаний общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета осуществляет Губахинское отделение ОАО « Пермэнергосбыт». Жильцам указанного дома, как следует из представленных ведомостей расчета и снятия показаний индивидуальных приборов учета, которые не передавали за период с июня 2010 года по октябрь 2011 года показания индивидуальных приборов учета электроэнергии по своим квартирам, расчет платы за потребленную энергию как в своих квартирах, так и за места общего пользования либо не производился, либо производился исходя из среднего норматива 99 кВт-час ( л.д. 55-134).

       

    Оценив собранные по делу доказательства в совокупности суд приходит к выводу, что управляющая компания-исполнитель услуги, не предпринял все предусмотренные законом меры к получению информации о показаниях индивидуальных приборов учета электроэнергии из всех квартир, оборудованных приборами учета.

      Суд считает, что плата за освещение в местах общего пользования должна рассчитываться по формуле 9 Правил оказания коммунальных услуг.

     Для расчета платы за электроснабжение по формуле 9 необходимы такой показатель, как суммарный объем коммунального ресурса ( электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета ( за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета.

    Таким образом, для расчета платы за электроснабжение в домах, в которых установлены общедомовые приборы учета, в соответствии с действующим законодательством необходимо установление суммарного объема потребленной электроэнергии. Указанная величина устанавливается исходя из информации, предоставленной каждой из квартир, находящихся в доме, в которых установлены приборы учета электроэнергии. Следовательно, разделение      бремени расходов на освещение мест общего пользования между собственниками квартир в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета электрической энергии, будет являться правомерным лишь тогда, когда управляющая организация будет обладать 100% информацией о потребленной энергии каждой квартирой дома, в которой имеется индивидуальный при бор учета электроэнергии.

Как установлено судом за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года плата за места общего пользования по дому <адрес> была распределена между жильцами, которые предоставили показания индивидуальных приборов учета электроэнергии. Размер платы гражданам, которые не сообщили показания индивидуальных приборов учета, производился либо на основании нулевого расхода, то есть жильцам данных квартир не начислялась плата за места общего пользования, либо применялся средний норматив потребления электрической энергии 99 кВт -час.

      Суд считает, что данный расчет платы освещения за места общего пользования произведен с нарушением законодательства, а именно Правил предоставления коммунальных услуг, которые предусматривают применение норматива потребления по формуле 9 только в двух случаях: не оборудование жилого помещения индивидуальным прибором учета, либо неисправность данного прибора. Других случаев применения норматива потребления при исчислении платы за электроснабжение в местах общего пользования Правила предоставления коммунальных услуг не предусматривают. Исчисляя жильцам дома, не передавшим показания индивидуального прибора учета электроэнергии плату за освещение пропорционально среднего норматива потребления 99 кВт-час, либо вообще освобождая от платы за места общего пользования, нарушаются права других жильцов дома, которые добросовестно выполняют свои обязанности потребителей. Примененный порядок оплаты освещения мест общего пользования предлагает добросовестным потребителям оплачивать электроэнергию, потраченную их недобросовестными соседями либо нести оплату за места общего пользования за конкретный период в большем размере. Такой подход суд считает неприемлемым.

    Судом также установлено, что Управляющей компанией в недостаточной мере осуществляется контроль за правильностью передачи потребителем показаний индивидуального прибора учета электроэнергии, исправности данного прибора. Данная обязанность возложена на исполнителя Правилами предоставления коммунальных услуг. Доказательств того, что обязанность по контролю за правильностью показаний и исправности индивидуальных приборов учета электроэнергии ответчиком суду не представлено.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

    В материалах дела имеются заявления истицы как в адрес Управляющей компании, так и в адрес ОАО « Пермэнергосбыт» о несогласии с порядком расчета платы за освещение мест общего пользования, установления фактов несанкционированного подключения, освобождения других жильцов дома от оплаты за места общего пользования. Из представленных ведомостей снятия показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии и ведомостей расчета платы за период с июня 2010 года по октябрь 2011 год видно, что действительно в некоторых квартирах начисления по оплате освещения мест общего пользования не начисляются, показаний индивидуальных приборов учета не имеется, ведомости расчета платы содержат пометки, что в некоторых квартирах никто не проживает, либо появляются редко.

За оспариваемый истицей период Управляющей компанией меры по контролю приняты не были, такие доказательств суду не представлено, не представлены акты проверки фактов несанкционированных подключений, не представлено доказательств того, что те квартиры, которым не начисляется плата за места общего пользования не заселены, в них никто не проживает, контроль за правильностью показаний индивидуальных приборов учета, исправности таких приборов в квартирах, жильцами которых длительное время не передаются показания индивидуальных приборов учета, не проводился.

       Суд считает, что исходя из общих положений Правил предоставления коммунальных услуг, возложенных на потребителей обязанностей следует, что потребитель, даже не проживая в жилом помещении, при нулевом показании индивидуального прибора учета электроэнергии обязан ежемесячно передавать его показания.

      Таким образом, суд считает, что распределение бремени несения расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома исключительно на лиц, своевременно вносящих плату за коммунальную услугу ( электроснабжение помещений общего пользования), нарушает права этих лиц, поскольку именно лица, добросовестно исполняющие обязанности по оплате указанной коммунальной услуги, несут бремя содержания общего имущества, в том числе за жильцов дома, уклонившихся от обязанности по оплате коммунальной услуги, в связи с чем такие действия управляющей компании не соответствуют требованиям закона и нарушают права истицы. А поскольку судом установлены факты таких нарушений, суд считает необходимым возложить на Управляющую компанию обязанность по расчету платы освещения в местах общего пользования по формуле 9 Правил предоставления коммунальных услуг при 100% снятии показаний индивидуальных приборов учета.

     Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

     Возложить на Общество с ограниченной ответственностью « УК « Жилстрой» обязанность производить расчеты платы освещения мест общего пользования по формуле 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года при 100% снятии показаний индивидуальных приборов учета.

       Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий

Судья:                                                                                                                     подпись

ВЕРНО:

Судья:

                                                                                                      Н.Н. Рылова

Секретарь:                                                                                  И.Н. Цыюина