Дело № 2-625-2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Митраковой Т.В., при секретаре Мольковой Л.Н., с участием истца Исупова Е.Д., представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Исупова Е. Д. к Администрации Кизеловского муниципального района, третье лицо Министерство энергетики РФ, о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты, У С Т А Н О В И Л : Истец обратился в суд с иском к ответчику о включении Исупова Е. Д. в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении Исупову Е. Д. социальную выплату на одного человека для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ. В судебном заседании Исупов Е.Д., настаивая на удовлетворении исковых требований, пояснил, что в 1976 году на основании ордера ему была предоставлена квартира по <адрес>. В ордер были включены он, его жена ФИО1 и его сын ФИО2. Других детей он не имеет. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла. ФИО2 не проживает в квартире по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, снялся с регистрационного учета, так как он женился, вместе с женой уехал в <адрес>, где проживал в квартире родителей жены, у них родились двое детей: близнецы <данные изъяты>. После чего, сыну от предприятия была предоставлена трехкомнатная квартира, которую он в последующем продал, и вместе с женой и детьми уехал в <адрес>, где с семьей на протяжении пяти лет снимал квартиру. В настоящее время ФИО2 на праве собственности принадлежит квартира по <адрес> <адрес>, которую он приобрел путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома, в жилом помещении также зарегистрированы жена сына и двое детей. Он с ДД.ММ.ГГГГ года проживает по <адрес> без регистрации в доме, который принадлежит его знакомой ФИО3, которая прописана по <адрес>, поскольку в квартире по <адрес> жить невозможно. Дом по <адрес> находится на горном отводе, о чем имеется заключение ОАО «ВНИМИ», он зарегистрирован по данному адресу на момент ликвидации шахты «им. Ленина», иного жилья не имеет, поэтому просит предоставить ему социальную выплату. Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П. исковые требования не признала, пояснила, что право истца не оспаривается, так как на момент ликвидации шахты «им.Ленина» ОАО «Кизеуголь» он проживал и был зарегистрирован по <адрес>. Согласно заключения ОАО «ВНИМИ» дом по данному адресу признан ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Исковые требования не признает, так как в настоящее время отсутствует финансирование. Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил. Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 (с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.Кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади. Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, жилое помещение по <адрес> было предоставлено Исупову Е.Д. на основании ордера № серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного по решению исполкома Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ, на семью в составе: Исупов Е. Д. - муж, ФИО1 - жена, ФИО2 - сын (л.д. 7). ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 10). Согласно справки паспортиста от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был зарегистрирован по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12). Исупов Е.Д. зарегистрирован по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается справкой паспортиста и копией паспорта гражданина РФ на его имя (л.д. 6, 11, 5). По приказу № 157 от 13.06.1997 года Акционерного общества открытого типа по добыче угля «Кизелуголь» шахта « им. Ленина» ликвидирована с 01.07.1997 года (л.д. 14). По заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ, фактические деформации ветхого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составили 6,0 ед. при допустимых 5,0 ед., что подтверждается справкой Администрации Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21). По данным правовой регистрации Александровского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» и Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краюИсупов Е.Д. ранее в приватизации не участвовал и приватизированного жилья в г. Кизеле не имеет, права на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ним не зарегистрированы (л.д.16, 22). Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истец имеет право на переселение из ветхого жилья, находящегося на горном отводе и ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Конституция Российской Федерации ( статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшения жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета. Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной жилой площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты (п.2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза). Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Таким образом, суд считает, что социальная выплата для приобретения жилья взамен жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в указанном жилье, либо сохраняющим в нем регистрацию и не имеющим другого жилого помещения. Истец просит предоставить ему социальную выплату за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами города Кизел в связи с тем, что дом, в котором он зарегистрирован и проживает, находится на горном отводе и непригоден для проживания по критериям безопасности. В Список на переселение он не был включен. Суд считает, что Исупова Е.Д., следует включить в Список на переселение, поскольку на момент закрытия шахты «им. Ленина», по состоянию на 01.07.1997 года, он был зарегистрирован и проживал в доме по адресу <адрес>, признанном в установленном порядке ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и подлежащим сносу, до настоящего времени является нанимателем жилого помещения по <адрес> и иного жилья не имеет. Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцу. Суд считает, что Исупов Е.Д. вправе избрать для постоянного места жительства любую местность за пределами города Кизел и Администрация района не вправе препятствовать ему в переселении. Истцу следует предоставить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения с соблюдением требований пунктов 9-10 вышеуказанных правил. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, должна составлять на одного человека 33 кв.метра. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья. Таким образом, суд удовлетворяет требования истица, его следует включить в Список семей, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности, и предоставить социальную выплату для приобретения жилья за пределами города Кизел. Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Исупова Е. Д. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Исупову Е. Д. социальную выплату на одного человека Исупова Е. Д. для приобретения благоустроенного жилого помещения, для переселения Исупова Е. Д. в избранный им для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий подпись Верно.Судья Т.В.Митракова Секретарь Л.Н.Молькова