Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Кизел Кизеловский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Рыловой Н.Н. при секретаре Барсуковой А.А., с участием представителей истца: Ямалиевой А.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, адвоката Кизеловского адвокатского офиса № 1 Кельн О.Ю., действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика -Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Нуреева Р. В. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, у с т а н о в и л : Истец обратился в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении его в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, мотивируя требования тем, что он проживал в квартире по адресу: <адрес> вместе с родителями, зарегистрирован в ней по настоящее время. Дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности, а потому он имеет право на получение социальной выплаты. В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка, из письменного заявления следует, что на удовлетворении своих требований настаивает. В судебном заседании представитель Ямалиева А.Г. поддержала требования истца, пояснив, что истец с рождения проживал в квартире по адресу: <адрес>, которая была предоставлена его отцу ФИО3 на состав семьи из четырех человек. На момент ликвидации шахты имени Ленина, в квартире проживала и была зарегистрирована вся семья истца, истец до настоящего времени сохранил регистрацию в квартире. Родители Нуреева Р.В. и его брат умерли. Дом находится на горном отводе, непригоден для проживания по критериям безопасности, а потому просит удовлетворить требования истца, включить его в Список на переселение, предоставить социальную выплату на одного члена семьи. Представитель -адвокат Кизеловского адвокатского офиса № 1 Кельн О.Ю. поддержала требования истца, указав, что истец имеет право на переселение, поскольку он на момент ликвидации шахты имени Ленина был зарегистрирован в жилом доме, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности, сохранил в нем регистрацию по настоящее время, другого жилого помещения не имеет. Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования истца не признала, право Нуреева Р.В. на получение социальной выплаты не оспаривает, указав, что на момент ликвидации шахты имени Ленина истец проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес> в составе семьи своих родителей, в настоящее время является нанимателем указанной квартиры, сохранил регистрацию. Данный жилой дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности в установленном порядке. Социальная выплата истцу будет предоставлена по поступлению финансовых средств на цели переселения. Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка. Суд находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие истца Нуреева Р.В. и представителя Министерства энергетики Российской Федерации. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Нуреева Р.В. обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям: Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти. Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля ( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ. Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера. В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Кроме того, в число членов семьи включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную военную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади. В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены: -планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности; -подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ; -заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ; -заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома. Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника ( нанимателя). Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь». Как было установлено судом и следует из материалов дела : шахта имени Ленина ОАО« Кизелуголь 157 от 13.06.1997 года ( л.д. 30). Из представленного ордера от ДД.ММ.ГГГГ видно, что квартира по адресу: <адрес> предоставлена ФИО3 на состав семьи из четырех человек. В состав семьи включена жена ФИО2, двое сыновей: ФИО1 и Нуреев Р. В.. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Кизеловского городского поселения заключен с Нуреевым Р.В. договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> ( л.д.9-10). Согласно справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП « ЦТИ» физический износ жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ составляет №%. Ранее в приватизации Нуреев Р.В. не участвовал, жилья в частном доме на праве собственности в городе Кизеле не имеет ( л.д. 12). Согласно сведений о регистрации ( л.д.17) Нуреев Р.В. по адресу: <адрес> зарегистрирован с рождения по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Как следует из приговора Кизеловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.13-16) Нуреев Р.В. в настоящее время отбывает наказание за совершение уголовно наказуемого деяния. Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» оценки степени влияния горных работ на жилые строения от ДД.ММ.ГГГГ года жилой дом по адресу: <адрес> признан не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и подлежит сносу, поскольку допустимая величина деформации жилого дома и фактическая деформация составляют 4,0 ед. ( л.д. 26-29). Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о наличии у истца права на получение социальной выплаты. В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и лиц, проживающих в ветхих домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности, приняв по существу меры государственной поддержки определенных групп населения, проживающих в домах, на которые негативно повлияли горные работы, которые находятся в зоне опасной для проживания, которые претерпели значительные и предельные деформации. Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты). Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков устанавливается, что субвенции направляются в частности, на финансирование реализации таких мероприятий, как снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого и т.д. ( пункт 5); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении ( строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий; субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов ( пункт 8). Эталон проекта ликвидации шахты ( разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты и сохранение регистрации по настоящее время. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Основанием включения в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания согласно Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза) является то обстоятельство, что дом подвергался вредному влиянию горных работ, от чего стал ветхим, непригодным для проживания, что должно подтверждаться заключением Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» В результате анализа приведенных выше правовых норм, суд считает, что меры социальной защиты носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в таком жилье, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты. Судом было установлено, что истец на момент ликвидации шахты имени Ленина на ДД.ММ.ГГГГ год, был зарегистрирован и проживал в жилом помещении по адресу: <адрес> в составе семьи своих родителей, сохранил регистрацию в указанной квартире до настоящего времени, является нанимателем квартиры согласно договора найма жилого помещения. Дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности, другого жилого помещения истец не имеет, данное жилье является для него единственным местом проживания. Право истца на получение социальной выплаты ответчиком не оспаривается. В настоящее время истец в указанной квартире не проживает вынуждено, поскольку осужден судом к мере наказания, связанной с лишением свободы. Однако, согласно действующего жилищного законодательства за истцом сохраняется право пользования указанным жилым помещением на время отбытия уголовного наказания. Поскольку истец проживает в жилом помещении, которое признано непригодным для проживания по критериям безопасности, и другого жилого помещения не имеет, то право истца на получение финансовой помощи от государства должно быть судом защищено. Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцу. Нурееву Р.В. следует предоставить социальную выплату из расчета на одного члена семьи. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на одного человека- 33 квадратных метра. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья. Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Нуреева Р. В. в cписок граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности. Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения Нуреева Р. В. в избранном им для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий Судья: подпись ВЕРНО: Судья: Н.Н. Рылова Секретарь: А.А. Барсукова