включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты (2-591/2011)



Дело № 2-591/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ      город Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Кириенко Е.В.,

при секретаре Наумовой Н.Н.,

с участием истцов Калинина В. И., Калининой Т. Б., Калининой С. В.,

представителя истца Калинина В. И. - Ларионова Д. В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Калинина В. И., Калининой Т. Б., Калинина А. В. и Калининой С. В. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты,

    у с т а н о в и л :

Истцы обратились в суд с иском к ответчику о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте Северной ОАО «Кизелуголь» и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на семью из четырех человек.

В судебном заседании истец Калинин В.И., настаивая на удовлетворении исковых требований, пояснил, что в 1986 году приобрел в собственность жилой дом по адресу: <адрес>, гда стал проживать с женой и двумя сыновьями А. и ФИО3. В ДД.ММ.ГГГГ году родилась дочь С., которая с рождения и до настоящего времени проживает совместно с ними в одном доме. Все зарегистрированы в доме по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года и до настоящего времени, проживают одной семьей, ведут общее хозяйство и имеют общий бюджет. По заключению Уральского филиала ОАО ВНИМИ дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте Северной ОАО «Кизелуголь». Поскольку их семья на момент ликвидации шахты проживала в доме, зарегистрированы по данному адресу, проживают и зарегистрированы и в настоящее время, поэтому считает, что они имеют право на получение социальной выплаты. В ДД.ММ.ГГГГ году их сын ФИО3 приобрел в собственность однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>, поэтому просит обязать ответчика включить в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности семью в составе четырех человек и предоставить социальную выплату для приобретения жилья на четырех человек, поскольку ни он, ни его жена, а также сын А. и дочь С. иного жилья не имеют. Просит удовлетворить заявленные исковые требования.

Представитель истца Ларионов Д.В., поддерживая доводы Калинина В.И., считает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований, поскольку семья истцов на момент ликвидации шахты Северной проживала и зарегистрированы в доме по адресу: <адрес>, дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, следовательно Калинины имеют право на получение социальной выплаты. Иного жилья истцы не имеют, <адрес> является для истцов единственным местом жительства.

Истица Калинина Т.Б. и Калинина С.В. Поддержали исковые требования, пояснив о тех же обстоятельствах, что и истец Калинин В.И.

Истец Калинин А.В. и третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменном отзыве, представитель ответчика, не оспаривая право истцов на получение социальной выплаты, исковые требования не признал в виду отсутствия финансирования.

Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил, доказательств уважительности этих причин не представил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица.

Выслушав доводы истцов, представителя, проанализировав представленные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.

Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" от 20.06.1996 N 81-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Правительство Российской Федерации утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24 декабря 2004 г. N 840).

В Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428.

В соответствии с п.5 Правил… межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в том числе на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого.

Согласно п.8 Правил… № 428, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. При этом Правилами… установлено, что социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Из анализа данных правовых норм следует, что решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в домах на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем оказания содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судом установлено, что Калинин В.И.. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15). Брак между Калининым В.И. и Калининой Т.Б. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о регистрации брака. Калинин А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Калинина С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются детьми Калининых, что подтверждено свидетельствами о рождении (л.д.13-14). Калинин В.И., Калинина Т.Б. и Калинин А.В. зарегистрированы в доме по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Калинина С.В. зарегистрированы по данному адресуДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено сведениями из домовой книги (л.д.16-19). В доме также зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3. Согласно свидетельства о праве собственности, ФИО3 является собственником однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>. Приказом от 14.04.1998 года № 53 принято решение о ликвидации шахты Северной ОАО «Кизелуголь». По заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ года, жилой <адрес> был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты Северная ( «им. Володарского»), в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформации и пришло в ветхость и непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ (л.д.21).

Таким образом, суд считает установленным, что истцы, являясь членами одной семьи, проживая и будучи зарегистрированными в <адрес> совместно с собственником дома Калининым В.И., как на момент принятия решения о ликвидации шахты Северной ОАО «Кизелуголь», так и продолжая проживать в данном доме в настоящее время, приобрели право на получение социальной выплаты, поскольку дом, по заключению ВНИМИ признан подлежащим сносу как ветхий, ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте Северной, следовательно семья истцов, в составе четырех человек, имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья. Учитывая, что ФИО3, являясь собственником квартиры по адресу: <адрес>, самостоятельно улучшил свои жилищные условия, следовательно, право на получение социальной выплаты за сет средств федерального бюджета в составе семьи истцов ФИО3 не имеет. Несмотря на то обстоятельство, что Калинина С.В. зарегистрирована в доме только в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть после ликвидации шахты Северной, она имеет право на получение социальной выплаты в составе семьи собственника дома. Судом достоверно установлено, что истица Калинина С.В. с рождения и до настоящего времени проживает совместно с родителями по адресу: <адрес>, в настоящее время является несовершеннолетней, следовательно отсутствие регистрации по месту жительства на момент принятия решения о ликвидации шахты не может влиять на ее право на социальную защиту со стороны государства. В силу ст. 20 ГК РФ, местом жительства несовершеннолетних признается место жительства родителей. Кроме того, факт проживания с рождения и до настоящего времени несовершеннолетней Калининой С.В. совместно с родителями в доме по <адрес> подтвердили и свидетели ФИО1 и ФИО2.

В соответствии с Правилами…, социальные выплаты предоставляются на основании списков, составленных органами местного самоуправления. Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность включить семью истцов в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья и по выделению социальной выплаты истице для приобретения жилья на семью, состоящую из четырех человек..

В соответствии с п. 10 Правил... норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять для семьи, состоящей из трех и более человек по 18 кв. м на каждого члена семьи. В соответствии с п. 9 Правил... размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с п.8 Правил..., определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 Правил..., и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта РФ по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики РФ и является неизменным до момента приобретения жилья.

Таким образом, исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Калинина В. И., Калинину Т. Б., Калинина А. В. и Калинину С. В. в список граждан, проживающих в ветхом жилом помещении, ставшем не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте Северной ОАО «Кизелуголь» и предоставить социальную выплату для приобретения взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, жилого помещения с учетом семьи, состоящей из четырех человек: Калинина В. И., Калининой Т. Б., Калинина А. В. и Калининой С. В..

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней.

СУДЬЯ :