о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты (2-182/2011)



Дело № 2-182/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ     город Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Кириенко Е.В.,

при секретаре Наумовой Н.Н.,

с участием истицы Козыревой Р. М.,

представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Мочаловой Г. Б., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Козыревой Р. М., Козырева А. А. и Козыревой (Болотовой) Д. А. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты,

    у с т а н о в и л :

Истцы обратились в суд с иском к ответчику о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на семью, состоящую из трех человек.

В судебном заседании истица Козырева Р.М., настаивая на удовлетворении исковых требований, пояснила, что в году на основании ордера ее семья в составе четырех человек была вселена в квартиру по адресу: <адрес> До настоящего времени она, ее бывший муж Козырев А.А. и дочь Болотова Д.А. зарегистрированы по указанному адресу. Дом признан непригодным для проживания межведомственной комиссией. В доме она в настоящее время не проживает из-за отношений с бывшим мужем. Дочь также в квартире не проживает, снимает жилье, имеет свою семью. Считает, что дом пришел в непригодное для проживание состояние в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте Коспашской. Проживать в доме невозможно. Считает, что она, ее бывший муж Козырев А.А. и дочь Болотова (Козырева) Д.А. имеют право на получение социальной выплаты, поскольку дом признан непригодным для проживания, находится в зоне влияния горных работ, на момент ликвидации шахты и до настоящего времени они зарегистрированы в квартире по адресу: <адрес> поэтому просит обязать ответчика включить их семью в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и предоставить социальную выплаты для приобретения жилья.

Истцы Козырев А.А. и Болотова (Козырева ) Д,А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Мочалова Г.Б. исковые требования не признала, пояснив, что основанием для возникновения права на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета является факт проживания и регистрации на момент ликвидации шахты в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте. При этом, жилое помещение должно быть признано непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ заключением ВНИМИ. Поскольку доказательств того, что жилое помещение по адресу: <адрес> пришло в непригодное для проживания состояние именно в результате вредного влияния горных работ на ликвидированной шахте Коспашской не представлено, следовательно истцы не имеют право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья взамен ветхого. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав доводы сторон, проанализировав представленные доказательства, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется по следующим основаниям:

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.

Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" от 20.06.1996 N 81-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Правительство Российской Федерации утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24 декабря 2004 г. N 840).

В Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428.

В соответствии с п.5 Правил… межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в том числе на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого.

Согласно п.8 Правил… № 428, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. При этом Правилами… установлено, что социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

В соответствии с п.11 Правил… № 428, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает на себя обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

Из анализа данных правовых норм следует, что решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в домах, зарегистрированных на данных площадях на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем оказания содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. При этом, содействие в приобретении жилья за счет средств федерального бюджета оказывается собственникам, либо нанимателям ветхого жилья, с учетом постоянно проживающих совместно с собственниками (нанимателями) членов семьи.

Из представленных доказательств, суд считает установленным, что истцы были вселены в квартиру по адресу: <адрес> на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ в качестве членов одной семьи (л.д.15). ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Центрально-Коспашское сельское поселения и Козыревым А.А. заключен договор социального найма данного жилого помещения (л.д.16). В качестве членов семьи нанимателя указаны Козырева Р.М. (жена) и Козырева Д.А. (дочь). С ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время истцы зарегистрированы по адресу: <адрес>, что подтверждено сведениям в паспортах и адресной справкой (л.д.12-14,17). Брак между Козыревым А.А. и Козыревой Р.М. расторгнут решением мирового судьи судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42). Согласно протокола санитарно-эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ, при обследовании жилого дома по адресу: <адрес> установлено, что дом одноэтажный, 2-х квартирный, оборудован инженерными коммуникациями: системами централизованного холодного водоснабжения, не канализовано, канализационные воды поступают в выгребную ямы, в соответствии требованиям п.8.1.1. СанПиН 2.1.2.2645-10. система отопления: печное. Вентиляция в квартире естественная, путем притока воздуха через форточки. Вытяжные отверстия вентиляционных каналов на кухне отсутствуют, что не соответствует требованиям п. 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10. Оценить устройство вентиляционной системы не представляется возможным в виду отсутствия документации, следовательно вывод о том, что устройство вентиляционной системы исключает поступление воздуха из одной квартиры в другую, а также объединяется ли вентиляционный канал кухни и туалета с жилыми комнатами, невозможно. Фундамент с западной стороны местами просел; нижние венцы бруса местами прогнили ( под окнами на кухне и спальной комнате); наружные стены бруса в трещинах; стены печки в трещинах; на потолке в коридоре в углу водяные подтеки. По результатам исследования сделан вывод, что жилое помещение по адресу: <адрес> не соответствует требованиям п. 4.7 СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» (л.д.165). По заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ проведение ремонтно-восстановительных работ не целесообразно, квартира по адресу: <адрес> признана непригодной для проживания (л.д.166-167). Согласно справке ГУП ЦТИ от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, физический износ жилого дома по адресу: <адрес> составляет % (л.д. 41) Согласно справке ГУП ЦТИ от ДД.ММ.ГГГГ, физический износ жилого одноэтажного брусчатого дома по адресу: <адрес> на даты последней инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ - %. При обследовании дома выявлены: полное нарушение жестокости сруба, повреждение гнилью и трещинами. Наблюдается осадка углов и выпирание грунта, в фундаменте сквозные трещины. Крыша повреждена гнилью, все перекрытия в трещинах. Оконные переплеты расшатаны, нижний брус оконной коробки и подоконная доска поражены гнилью, древесина выкрашивается, дверные полотна осели (л.дл.169).

По заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> расположен в зоне влияния горных работ угольных пластов пологого падения. Основные деформации земной поверхности, возникшие под влиянием горных работ и оказавшие негативное воздействие на земную поверхность и жилой дом произошли до ДД.ММ.ГГГГ года. В дальнейшем земная поверхность в районе дома была подвержена дополнительному влиянию горных работ. Дополнительные деформации земной поверхности в районе дома не превышают 30-40% от максимальных деформаций в период ведения горных работ. Дом по <адрес> был подвержен остаточному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Коспашская», в результате чего здание испытало деформации по величине менее допустимых показателей деформаций и не могло пройти в ветхость и непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ (л.д.144-145). По заключению Научно-исследовательского института горной геомеханики и маркшейдерского дела - межотраслевого научного центра ВНИМИ, износ и деформации жилого <адрес> не могли быть вызваны проводившимися ранее горными работами.

В силу ст. 68 ГПК РФ, объяснения сторон подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами.

Проанализировав в совокупности все представленные доказательства, суд считает, что истцами не представлено достаточно доказательств, свидетельствующих, что жилое помещение по адресу: г<адрес> пришло в непригодное для проживания состояние в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте Коспашской ОАО «Кизелуголь», что является одним из обязательных условий для возникновения права на получение социальной выплаты для приобретения жилья. Довод истицы в часто того, что дом расположен в зоне влияния горных работ, из-за чего в подвале дома скапливается вода, дом поражен гнилью, не может служить доказательством того, что именно под влиянием горных работ дом пришел в непригодное для проживания состояние, суд находит несостоятельными, поскольку никаких объективных данных в подтверждение данного довода суду не представлено. Кроме того, в соответствии с представленным протоколом санитарно-эпидемиологического обследования, в доме отсутствует вытяжные отверстия вентиляционных каналов на кухне, что не соответствует требованиям СанПИН, что также не могло не отразиться на состоянии дома в период его эксплуатации.

На основании изложенного, суд считает, что правовые основания для удовлетворения исковых требований истцов о возложении на Администрацию Кизеловского муниципального района обязанности включить семью истцов в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Козыревой Р. М., Козыреву А. А. и Козыревой (Болотовой) Д. А. в удовлетворении исковых требований к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте Коспашской ОАО «Кизелуголь» и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней.

СУДЬЯ: подпись.

Верно. Судья:       Е.В. Кириенко

Секретарь:        Н.Н. Наумова