о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье непригодном для проживания по критериям безопасности (2-601/2011)



Дело № 2- 601/2011 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                г. Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.

при секретаре Барсуковой А.А.,

с участием истцов Зориной Л.А., Зорина В.Г.,

представителя ответчика -Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Зориной Л. А. и Зорина В. Г. к Администрации Кизеловского муниципального района о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,

у с т а н о в и л :

              Зорина Л. А. и Зорин В. Г. обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о признании за ними права на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, о включении их в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья. Свои требования мотивировали тем, что они проживают и зарегистрированы в жилом доме, который признан непригодным для проживания по критериям безопасности, другого жилья не имеют, ответчик необоснованно отказывает им в предоставлении социальной выплаты, ссылаясь на отсутствие финансирования.

                 В судебном заседании истица Зорина Л.А. на удовлетворении требований настаивает, пояснив, что жилой дом по адресу: <адрес> она приобрела в свою собственность по договору купли -продажи в ДД.ММ.ГГГГ году. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год она вместе со своей семьей: сыном и дочерью проживала и была зарегистрирована в <адрес>. На момент ликвидации шахты «Северная» она проживала и была зарегистрирована в квартире дочери по адресу: <адрес>, сын стал проживать от нее отдельно, был зарегистрирован в принадлежащем ей доме по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году жилой дом по адресу: <адрес> стали расселять, семье дочери была предоставлена квартира по адресу: <адрес>. Ей была предоставлена благоустроенная двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, однако, в нее она не заселялась, проживала в своем доме вместе с сыном. Через год она квартиру по адресу: <адрес> сдала Администрации поселения, зарегистрировалась в жилом доме, который в настоящее время является постоянным местом жительства ее и ее сына. Они с сыном являются одной семьей, ведут общее хозяйство, имеют общий бюджет, питаются вместе. Дом по адресу: <адрес> находится на горном отводе, признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Считает, что она имеет право на переселение, просит предоставить социальную выплату на переселение ее семьи в составе двух человек.

     Истец Зорин В.Г. на удовлетворении требований настаивает, пояснения Зориной Л.А. поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что он ранее был зарегистрирован и проживал вместе с матерью и сестрой в квартире по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году переехал в принадлежащий матери дом по адресу: <адрес>, в котором он проживает и зарегистрирован по настоящее время. Истица, имея регистрацию в квартире его сестры, ее дочери по адресу: <адрес>, фактически проживала в своем доме.

                        Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования истцов не признала, право Зориной Л.А. и Зорина В.Г. на получение социальной выплаты оспаривает, указав, что жилой дом по адресу: <адрес> принадлежит истице на праве собственности, признан непригодным для проживания по критериям безопасности.

Социальная выплата для приобретения жилья предоставляется гражданам, которые являются собственниками или нанимателями и членам их семей, если они зарегистрированы на момент ликвидации шахты и проживают в нем по настоящее время.

    Истица Зорина Л.А. в данном доме зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, то есть, после ликвидации шахты «Северная», истец Зорин В.Г., хотя и имеет регистрацию на момент ликвидации шахты, но его право на получение социальной выплаты является производным от права собственника жилого дома, самостоятельного права на получение социальной выплаты истец не имеет. Ранее Зорина Л.А. была зарегистрирована по адресу: <адрес> в составе семьи дочери ФИО1 В первичный Список ТЭО для переселения из ветхого жилья по данному адресу истица в состав семьи ФИО1 не включена. При переселении семьи ФИО1 в 2002 году, последним была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, истице предоставлена квартира по адресу: <адрес>, был выдан ордер, в квартире она зарегистрировалась. Указанный дом не признан непригодным для проживания по критериям безопасности, не признан также и непригодным для проживания.

      Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка.

      Суд находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя Министерства энергетики Российской Федерации.

       Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов не      обоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

        Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.

    Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля ( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

     В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

     В целях ускорения перехода угледобывающих организаций к бездотационной деятельности, усиления государственного управления реструктуризацией угольной промышленности и повышения эффективности использования средств государственной поддержки угольной отрасли Правительство Российской Федерации, Постановлением от 03 декабря 1998 года № 1523 утверждено Положение о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, которое определяло направления использования средств, предусмотренных в федеральном бюджете по статье « Государственная поддержка угольной отрасли» на финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности согласно Приложению, и порядок управления этими средствами.

Пунктом 3 Положения было установлено, что средства государственной поддержки перечисляются организациям угольной промышленности, органам местного самоуправления шахтерских городов и поселков, перечень которых устанавливается Межведомственной комиссией по социально- экономическим проблемам угледобывающих регионов, а также участвующим в реструктуризации угольной промышленности и другим организациям, определяемым Правительством Российской Федерации по предложениям Министерства энергетики Российской Федерации.

    К мероприятиям по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных

( сланцевых) шахт и разрезов, установленных Перечнем мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, являющимся приложением к Постановлению Правительства № 1523, относились: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности ; содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

     В соответствии с Положением о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 года № 1523 « О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» установлены направления финансирования государственной поддержки угольной промышленности, в том числе реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. В соответствии с п.1.2 Положения, финансирование расходов, связанных с мероприятиями по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных ( сланцевых) шахт и разрезов, осуществляется по следующим видам затрат: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности ; б) содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В силу п.1.3 Положения основанием для финансирования указанного направления является решение Минэнерго России о ликвидации в соответствии с Основными принципами государственной поддержки ликвидации неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов угольной промышленности России, утвержденными 25 мая 1998 года Межведомственной комиссией по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов, сводный план-график, договор об использовании средств государственной поддержки, заключенный между Минэнерго России и получателем средств. Финансирование осуществляется в соответствии с проектом ликвидации шахты ( разреза), утвержденным Минэнерго России, сметами затрат, договорами с исполнителями работ ( услуг), актами приемки выполненных работ ( услуг), заключением назначенной органами местной власти компетентной комиссии о признании непригодным для проживания ветхого жилья. Средства на финансирование затрат, указанных в подпункте «б» пункта 1.2 предусматриваются в Проекте ликвидации шахты ( разреза) из расчета полной стоимости приобретения жилья по социальной норме площади жилья для семей разной численности и средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранной для постоянного проживания, но не выше средней по Российской Федерации стоимости 1 кв.метра общей площади жилья.

           Во исполнение Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» Правительство Российской Федерации постановлением от 24 декабря 2004 года № 840 утвердило перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. При этом, признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 года № 1523 « О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности».

    В Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в соответствии с постановлением № 840 включена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает содействие гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

     Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года.

      В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

     В соответствии с п. 11 вышеназванных Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и ( или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает на себя обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

    Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов

( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

    В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

     В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:

-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;

-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;

-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;

-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.

          Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника

( нанимателя).

     Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».

        Как было установлено судом и следует из материалов дела : шахта « Северная» ОАО« Кизелуголь» ликвидирована с 17.04.1998 года, что подтверждается

приказом № 53 от 17.04.1998 года ( л.д. 32). Согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого дома по адресу: <адрес> является Зорина Л.А. ( л.д.9). Из представленных сведений о регистрации ( л.д. 7-8, 33, 53-54) следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>, Зорина Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ значится в регистрации по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>. Согласно акта и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания, капитальный ремонт нецелесообразен ( л.д. 12-15). Согласно заключения Уральского филиала ОАО

« ВНИМИ» оценки степени влияния подземных горных работ на жилые дома, находящиеся на территории Кизеловского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> является ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности, поскольку допустимая и фактическая величина деформации составляет ед. ( л.д.34-37).

     Кроме того, судом установлено, что истица Зорина Л.А., как следует из ее пояснений, на момент ликвидации шахты « Северная» была зарегистрирована и проживала с семьей своей дочери ФИО1 по адресу: <адрес>. Из представленного Списка ТЭО следует, что семья ФИО1 включена в Список на переселение из ветхого жилья, находящегося на горном отводе под номером и была переселена в составе трех человек в ДД.ММ.ГГГГ году ( л.д. 47-49). Из ордера серии выданного ДД.ММ.ГГГГ видно, что ФИО2 взамен ветхого жилья предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором она была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 46).

          Оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, суд считает, что истцы не отвечают установленным нормативными актами условиям для предоставления мер социальной поддержки на переселение.

     Основным юридическим фактом, порождающим право на получение социальной выплаты, является совокупность условий, в том числе проживание на законном основании и регистрация по месту жительства в жилом помещении на момент принятия решения о ликвидации шахты.

    Переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты.

     Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

      Судом было установлено, что на момент ликвидации шахты « Северная», на ДД.ММ.ГГГГ, истица имела регистрацию по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года в связи с ветхостью дома, истице была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, в которой она была зарегистрирована по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ истица значится в регистрации в жилом доме по адресу: <адрес>, то есть истица на момент ликвидации шахты « Северная» в жилом доме, принадлежащем ей на праве собственности, не проживала и не была зарегистрирована. Данный дом не являлся для нее постоянным и единственным местом проживания, поскольку истица имела право пользования квартирой по адресу: <адрес>, а в последствии истице была предоставлена квартира по адресу: <адрес>. То обстоятельство, что истица сдала квартиру по вышеуказанному адресу Администрации поселения, правового значения не имеет, поскольку данное обстоятельство связано лишь с волеизъявлением самой истицы. Каких-либо доказательств того, что истица, являясь зарегистрированной по адресу <адрес> фактически проживала в жилом доме по адресу: <адрес>, суду не представлено, как не представлено и доказательств того, что жилой дом по адресу: <адрес>, предоставленный истице взамен ветхого жилья, признан непригодным для проживания по критериям безопасности.

    Предусмотренные государством мероприятия по реструктуризации угольной промышленности, в том числе содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого являются одной из мер по реализации гарантий социальной защиты при осуществлении права граждан на жилище. Законодатель наделил Правительство РФ полномочиями по установлению условий и порядка оказания социальной поддержки гражданам на определенных основаниях. Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года предоставление социальной выплаты отдельно собственнику и отдельно членам его семьи не предусмотрено.

Учитывая, что истцы являются членами одной семьи, что не оспаривается ими в судебном заседании, то право члена семьи собственника на получение социальной выплаты для переселения за счет средств федерального бюджета производно от права собственника жилого помещения, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

    Таким образом, право истца Зорина В.Г. на получение социальной выплаты производно от права истицы Зориной Л.А., самостоятельного права на получение социальной выплаты у Зорина В.Г. не возникло.

      Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года предусмотрено предоставление социальной выплаты с условием, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и ( или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает на себя обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

       Таким образом, в случае закрепления за истцом Зориным В.Г. самостоятельного права на получение социальной выплаты, будут нарушены указанные выше условия предоставления социальной выплаты, поскольку истец, не являясь собственником жилого помещения, не вправе давать обязательства по сдаче данного жилого дома.

     При таких обстоятельствах, суд считает, что у истцов права на получение социальной выплаты не имеется, в предоставлении финансовой помощи для приобретения жилья истцам следует отказать.

      Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

В иске Зориной Л. А. и Зорину В. Г. к Администрации Кизеловского муниципального района о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья отказать.

       Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

     

Председательствующий:

Судья:                                                                   подпись

ВЕРНО:

Судья:                                                                                            Н.Н. Рылова

Секретарь:                                                                                 А.А. Барсукова