о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья (2-616/2011)



Дело № 2- 616/2011 РЕ Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                г. Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.

при секретаре Пастуховой О.В.,

с участием истцов Фейсханова А.А., Фейсхановой Л.К.,

представителя ответчика -Администрации Кизеловского муниципального района Мочаловой Г.Б., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Фейсханова А. А., Фейсхановой Л. К., Фейсханова А. А.ча      к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,

у с т а н о в и л :

              Истцы обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении их в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого на состав семьи из четырех человек, мотивируя требования тем, что они проживают в жилом доме, который признан непригодным для проживания по критериям безопасности и другого жилого помещения не имеют.

                 В судебном заседании истцы     на удовлетворении своих требований настаивают, истица Фейсханова Л.К. пояснила, что квартира по адресу: <адрес> была предоставлена ее мужу Фейсханову А.А. в 1994 году на трех членов семьи. В данном жилом помещении они зарегистрированы и проживали с указанного времени, проживают в квартире и по настоящее время. Дом по вышеуказанному адресу признан непригодным для проживания по критериям безопасности, является ветхим, ДД.ММ.ГГГГ года постройки. Считает, что они имеют право на получение социальной выплаты, так как другого жилья не имеют. В настоящее время в квартире зарегистрирована вместе с ними, их внучка ФИО1, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, которая является членом их семьи.

      Истец Фейсханов А.А. поддержал пояснения Фейсхановой Л.К., настаивает на удовлетворении требований о предоставлении социальной выплаты на состав семьи из четырех человек.

    Истец Фейсханов А.А. в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка.

        Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Мочалова Г.Б. исковые требования истцов признала частично, право семьи Фейсханова А.А. на получение социальной выплаты не оспаривает, право несовершеннолетней ФИО1 оспаривается, в связи с тем, что ребенок родился в Перми, там ее место жительства. Семья истцов проживает в жилом помещении признанном непригодным для проживания по критериям безопасности, на момент ликвидации шахты «Северная» проживали и были зарегистрированы в жилом доме по адресу: <адрес>, другого жилого помещения не имеют. При поступлении денежных средств на цели переселения из ветхого жилья, социальная выплата истцам на трех членов семьи будет предоставлена.

        Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка.

      Суд находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие истца Фейсханова А.А. и представителя Министерства энергетики Российской Федерации, поскольку они надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

       Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования семьи Фейсхановых       обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

        Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.

    Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля ( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

     В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

     Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

      В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

          Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов

( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

    В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Кроме того, в число членов семьи включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную военную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.

     В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:

-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;

-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;

-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;

-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.

          Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника

( нанимателя).

     Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».

        Как было установлено судом и следует из материалов дела : шахта « Северная» ОАО« Кизелуголь» ликвидирована с 17.04.1998 года, что подтверждается

приказом № 53 от 17.04.1998 года ( л.д. 25). Согласно договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 15, 18, 46-47) нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> является Фейсханов А.А.. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены: Фейсханова Л.К.-жена, Фейсханов А.А.-сын, ФИО2, впоследствии с ДД.ММ.ГГГГ снятый с регистрационного учета, ФИО1 Из представленных сведений о регистрации Фейсханов А.А., Фейсханова Л.К. и Фейсханов А.А. значатся в регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ФИО1 зарегистрирована по месту жительства отца с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 9-11, 19, 53). Согласно справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП

« ЦТИ» физический износ жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ составляет % ( л.д. 13). Согласно заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 16-17) жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания. Из заключения Уральского филиала ОАО

« ВНИМИ» оценки степени влияния горных работ на жилые строения от ДД.ММ.ГГГГ видно, что жилой дом по вышеуказанному адресу признан не пригодным по критериям безопасности в результате ведения горных работ и подлежит сносу ( л.д. 14).

     

          Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о наличии у истцов права на получение социальной выплаты.     

В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

      Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и лиц, проживающих в ветхих домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности, приняв по существу меры государственной поддержки определенных групп населения, проживающих в домах, на которые негативно повлияли горные работы, которые находятся в зоне опасной для проживания, которые претерпели значительные и предельные      деформации.           

     Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты).

       Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков устанавливается, что субвенции направляются в частности, на финансирование реализации таких мероприятий, как снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого и т.д. ( пункт 5); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении ( строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий; субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов ( пункт 8).

Эталон проекта ликвидации шахты ( разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты и сохранение регистрации по настоящее время. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Основанием включения в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания согласно Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза) является     то обстоятельство, что дом подвергался вредному влиянию горных работ, от чего стал ветхим, непригодным для проживания, что должно подтверждаться заключением Уральского филиала ОАО « ВНИМИ»        

      В результате анализа приведенных выше правовых норм, суд считает, что меры социальной защиты носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в таком жилье, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.

        

    Судом было установлено, что истцы на момент ликвидации шахты « Северная», на апрель 1998 года, были зарегистрированы и проживали в жилом доме по адресу: <адрес>, указанный дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности в установленном законом порядке, в настоящее время истцы проживают и зарегистрированы в указанном жилом помещении, какого-либо другого жилого помещения не имеют. Данное жилое помещение является единственным и постоянным местом их жительства. Заключение Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» о непригодности жилого строения, расположенного по вышеуказанному адресу, представителем Администрации района не оспаривается.

    Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетнего ребенка является место жительства их родителей.

    Как было установлено судом малолетняя ФИО1 зарегистрирована с рождения по месту жительства ее отца Фейсханова А.А. по адресу: <адрес> мать ребенка своего жилья не имеет, что следует из представленного свидетельства о регистрации права ( л.д.48). Истица Фейсханова Л.К. поясняла в судебном заседании, что внучка является членом их семьи, с сыном они проживают одной семьей, ведут общее хозяйство, имеют общий бюджет, местом их жительства является квартира по адресу: <адрес>. В настоящее время семья сына проживает по данному адресу, сын вынужден работать в г. Перми.

    В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

       Ответчиком каких либо доказательств того, что малолетняя дочь истца обеспечена другим жилым помещением, не является членом семьи Фейсханова А.А., не предоставлено. Согласно Эталону в число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем

( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Не предоставление социальной выплаты зарегистрированной на данной площади ФИО1, по мнению суда будет нарушать права несовершеннолетней на жилое помещение, поскольку Правилами предусмотрено условие, предусматривающее при выделении социальной выплаты сдачу ветхого жилья. Факт рождения ФИО1 в г. Перми не является основанием к отказу в предоставлении ей социальной выплаты, в связи с чем довод представителя ответчика в этой части не состоятелен.

     

     Поскольку истцы проживают в жилом помещении, которое признано непригодным для проживания по критериям безопасности, и другого жилого помещения не имеют, то право истцов на получение финансовой помощи от государства должно быть судом защищено.

               Получателем межбюджетных трансфертов     для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты     истцам.

        Семье Фейсханова А.А.       следует предоставить социальную выплату из расчета     четырех членов семьи.     Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на одного человека- 18 квадратных метра.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан).       Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством     по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

         Истцы просят взыскать с Администрации Кизеловского муниципального района расходы по проведению Уральским филиалом ОАО « ВНИМИ» обследования жилого дома по адресу: <адрес> в размере рублей.

    Суд считает, что в удовлетворении требований в этой части истицам следует отказать по следующим основаниям.

      В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

      К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:

    суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;

расходы на оплату услуг переводчика;

расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд;

расходы на оплату услуг представителей;

расходы на производство осмотра на месте;

компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со ст. 99 настоящего Кодекса;

связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами;

другие, признанные судом необходимыми расходы ( ст. 94 ГПК РФ).

      Согласно ст. 56 вышеназванного Закона каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

       Таким образом, гражданско-процессуальный Кодекс возлагает именно на истцов представить доказательства в обоснование своих требований, а именно представить доказательства тому обстоятельству, что жилой дом, в котором они проживают является непригодным для проживания по критериям безопасности, а для этого ими было необходимо представить данное заключение. Ответчиком также было проведено аналогичное обследование жилого дома, с которым истцы не согласилась, представили другое заключение. Судом обследование данного дома на предмет непригодности для проживания по ходатайству сторон не назначалось.

    При таких обстоятельствах, у суда нет оснований для удовлетворения требований истцов о взыскании с ответчика указанных расходов и во взыскании данной суммы судом истцам следует отказать.

         

           Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

     Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Фейсханова А. А., Фейсханову Л. К., Фейсханова А. А.ча и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности.

     Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям для переселения семьи Фейсханова А. А. в составе 4-х человек: Фейсханова А. А., Фейсхановой Л. К., Фейсханова А. А.ча и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в избранном ими для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

В иске Фейсханова А. А., Фейсхановой Л. К. и Фейсханова А. А.ча к Администрации Кизеловского муниципального района о взыскании судебных расходов в размере рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья:                                                     подпись

ВЕРНО.

Судья:                                                                                                   Н.Н. Рылова

Секретарь:                                                                                         О.В. Пастухова