о признании недействительным решения конкурсной комиссии (2-227/2011)



Дело № 2-227/11

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Кизел       ДД.ММ.ГГГГ

Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Кириенко Е.В.,

при секретаре Наумовой Н.Н.

с участием заявителя Наумова О. В.,

представителя органа, принявшего оспариваемые решения, Главы Кизеловского городского поселения Чернопиского Д. Н.,

заинтересованного лица Русинова И. А.,

прокурора Мясниковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по заявлению Наумова О. В. о признании недействительным решения конкурсной комиссии Думы Кизеловского городского поселения от 10.03.2011 года № 1 «О признании победителем конкурса Русинова И.А.» и недействующим с момента принятия Решения Думы Кизеловского городского поселения от 01.11.2008 года № 69 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы главы администрации Кизеловского городского поселения, принятое решением Думы Кизеловского городского поселения от 20.109.2005 года № 4»,

    у с т а н о в и л :

Решением Думы Кизеловского городского поселения от 20 октября 2005 года № 4 принято Положение «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы главы администрации Кизеловского городского поселения». Согласно ст. 19 Положения в редакции от 20 октября 2005 года, по итогам конкурса конкурсная комиссия принимает одно из следующих решений: о признании не менее двух кандидатов победителями конкурса; о признании конкурса несостоявшимся.

Решением Думы Кизеловского городского поселения от 01.11.2008 года № 69, в Положение «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы главы администрации Кизеловского городского поселения», принятом решением Думы Кизеловского городского поселения от 20 октября 2005 года № 4 внесены изменения, в соответствии с которыми статья 19 Положения изложена в новой редакции, а именно « По итогам конкурса конкурсная комиссия принимает одно из следующих решений: о признании одного из кандидатов победителем конкурса; о признании конкурса несостоявшимся».

Положение «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы главы администрации Кизеловского городского поселения» в редакции от 20 октября 2005 года опубликовано в печатном издании газета «Новое время» от 3 ноября 2005 года. Решение Думы Кизеловского городского поселения от 01.11.2008 года № 69 опубликовано в печатном издании «Народный депутат» № 7 от 10.11.2008 года.

Думой Кизеловского городского поселения 03 февраля 2011 года принято решение № 3 «О проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы главы администрации Кизеловского городского поселения».

09 марта 2011 года проведен первый этап конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы главы Кизеловского городского поселения, по результатам которого до второго этапа допущены кандидаты Наумов О.В., Русинов И.А., Опанасюк З.В.. На этом же заседании конкурсной комиссии принято решение о проведении второго этапа конкурса 10 марта 2011 года.

10 марта 2011 года конкурсной комиссией проведен второй этап конкурса в виде собеседования, по результатам которого конкурсной комиссией по проведению конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы главы администрации Кизеловского городского поселения принято решение № 1 и победителем конкурса- испытания в форме собеседования признан Русинов И.А.

Наумов О.В. обратился в Кизеловский городской суд с требованиями о признании решения конкурсной комиссии от 10 марта 2011 года № 1 недействительным с момента принятия и о признании недействующим полностью с момента принятия решения думы Кизеловского городского поселения от 01 ноября 2008 года № 69 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы главы администрации Кизеловского городского поселения, принятое решением Думы Кизеловского городского поселения от 20.109.2005 года № 4».

В судебном заседании Наумов О.В. на заявленных требованиях настаивает, пояснив, что 11 февраля 2011 года в информационном бюллетене «Народный депутат» было опубликовано объявление о проведение конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Кизеловского городского поселения. 04 марта 2011 года им были поданы в конкурсную комиссию документы, необходимые для участия в конкурсе. 09 марта 2011 года он был извещен о том, что допущен на второй этап конкурса и был приглашен конкурсной комиссией на собеседование, которое состоялось 10 марта 2011 года. 16 марта 2011 года ему было вручено решение конкурсной комиссии от 10 марта 2011 года № 1 о том, что победителем конкурса признан Русинов И.А.. Считает данное решение необоснованным и немотивированным, поскольку в нем отсутствуют доводы об отклонении его кандидатуры для вынесения на голосование в Думу Кизеловского городского поселения. Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы главы администрации Кизеловского городского поселения в редакции решения думы Кизеловского городского поселения от 20.10.2005 г. № 4 публиковалось дважды -03.11.2005 г. и 11.05.2006 г. В ст. 1 Положения даётся понятие конкурса, как способа отбора кандидатов на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Кизеловское городское поселение», а в соответствии со ст. 13 указанного выше нормативного акта конкурсная комиссия обеспечивает соблюдение равных условий проведения конкурса для каждого из кандидатов. Данным нормам противоречит ст. 19 Положения, в соответствии с которой конкурсная комиссия принимает решение о признании только одного кандидата победителем конкурса и ст. 20 Положения, в соответствии с которой на заседание думы выносится вопрос о назначении победителя конкурса на должность главы администрации Кизеловского городского поселения. Указанные выше нормы ст. 19, ст. 20 Положения противоречат ч. 6 ст. 37 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой представительный орган муниципального образования назначает лицо на должность главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, т.е. выбирает лучшую кандидатуру. Такая норма направлена на то, чтобы обеспечить привлечение для участия в конкурсе нескольких специалистов, среди которых в дальнейшем можно было бы выбрать наиболее профессионального. При этом представительный орган муниципального образования должен иметь возможность выбора между кандидатами, иначе теряется смысл проведения конкурса. Исходя из этого полагает, что на рассмотрение представительного органа необходимо представлять несколько кандидатур, соответствующих квалификационным требованиям, предъявляемым к должности главы администрации. Точно такая же норма закреплена в ч. 5 ст. 36 Устава муниципального образования «Кизеловское городское поселение», в соответствии с которой лицо назначается на должность главы администрации поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса из числа кандидатов. Однако эта норма решением думы Кизеловского городского поселения от 01.11.2008 г. № 69 была исключена из ст. 19 Положения. Считает, что исключение этой нормы нарушает его политические конституционные права на поступление на муниципальную службу, конституционный принцип равного доступа к государственной службе, создаёт препятствия на поступление на муниципальную службу на должность главы администрации путём необоснованных ограничений и нарушает принцип равенства прав граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Это нарушение состоит в противоречии норм Положения в части отбора кандидатов для утверждения представительным органом на должность главы администрации Кизеловского городского поселения нормам ч. б ст. 37 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 5 ст. 36 Устава муниципального образования «Кизеловское городское поселение», в соответствии с которыми лицо назначается на должность главы администрации поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса из числа кандидатов. Однако в Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы главы администрации Кизеловского городского поселения в редакции решения думы Кизеловского городского поселения в редакции решения думы Кизеловского городского поселения от 01.11.2008 г. № 69 необоснованно введены нормы, противоречащие федеральному законодательству и вводящие не предусмотренные федеральным законом Российской Федерации от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» дискриминационные ограничения политических прав для кандидатов. В частности согласно ст. 19 Положения конкурсная комиссия необоснованно наделена правом принимать решение о признании одного кандидата победителем конкурса. Делегирование конкурсной комиссии этого права представительного органа ставит под сомнение сам смысл и легитимность проведения конкурса, поскольку фактически лишает представительный орган права выбора и назначения лучшей кандидатуры, а лишь назначать предложенную конкурсной комиссией кандидатуру победителя конкурса. Кроме того, в Положении не установлены критерии, по которым определяется соответствие кандидатов квалификационным требованиям, предъявляемым к должности главы администрации, не определён порядок проведения испытания кандидатов в форме собеседования, перечень тестов или вопросов, по которым можно определить соответствие кандидата квалификационным требованиям. Отсутствие указанных критериев также ограничивает мои политические права в части назначения на должность главы администрации, поскольку не позволяет дать объективную оценку моим деловым и профессиональным качествам по итогам собеседования на предмет их соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к должности главы администрации. Поскольку указанные выше нормы ст. 19, ст. 20 Положения противоречат имеющим большую юридическую силу нормам федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставу муниципального образования «Кизеловское городское поселения», нарушают мои конституционные права в части поступления на муниципальную службу на должность главы администрации, просит признать решение конкурсной комиссии от 10 марта 2011 года «О признании победителем конкурса Русинова И.А.» недействительным, а также признать решение Думы Кизеловского городского поселения от 01 ноября 2008 года № 69 недействующими с момента принятия.

Представитель Думы Кизеловского городского поселения Чернопиский Д.Н. заявленные требования признал, пояснив, что решением Кизеловского городского суда от 08 апреля 2011 года, вступившим в законную силу 26 апреля 2011 года, решение Думы Кизеловского городского поселения от 03 февраля 2011 года № 3 «О проведении конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы главы администрации Кизеловского городского поселения», на основании которого был проведен конкурс 9 и 10 марта 2011 года и по результатом которого конкурсной комиссией принято решение от 10 марта 2011 года № 1 «О признании победителем конкурса Русинова И.А.» признано недействующим полностью со дня его принятия, то есть с 03 февраля 2011 года, следовательно и само решение о признании победителем конкурса Русинова И.А. в настоящее время недействующее. Кандидатура Русинова И.А. на заседание Думы Кизеловского городского поселения для утверждения не представлялась, контракт с Русиновым И.А. не заключался. Кроме того, решением Думы Кизеловского городского поселения от 28 апреля 2011 года № 16 отменены решение Думы Кизеловского городского поселения № 4 от 20.10.2005 года «О принятии Положения «О порядке проведения конкурса на должность главы администрации»; решение Думы Кизеловского городского поселения № 98 от 29.06.2006 года и № 69 от 01.11.2008 года. Этим же решением принято новое положение «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы главы администрации Кизеловского городского поселения».

Заинтересованное лицо Русинов И.А., пояснил о тех же обстоятельствах, что и представитель Думы Кизеловского городского поселения.

Прокурор, участвующий в деле Мясникова Е.В. в заключении считает, что производство по делу следует прекратить, поскольку в настоящее время оспариваемые положения отменены, следовательно устранены и нарушения прав заявителя.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, суд считает необходимым производство по делу прекратить по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 251 ГПК РФ, гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с требованиями ст. 253 ГПК РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействительным полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

По смыслу вышеуказанных норм ГПК РФ, предметом судебного обжалования могут выступать лишь такие нормативные правовые акты, которые на время рассмотрения заявленных требований по существу являются действующими и влекущими нарушение прав и свобод граждан. Правовые акты, действие которые прекращено, сами по себе не могут являться основанием для возникновения прав и обязанностей, и как следствие не влекут нарушения охраняемых законом прав и свобод физических лиц. При этом заявитель вправе требовать судебной защиты нарушенных в результате применения оспариваемого акта прав и свобод иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.

В соответствии с требованиями ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в силу ст. 255 ГПК РФ: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным нормативным актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.

Из анализа норм, установленных разделом III ГПК РФ и ст. 13 ГК РФ, следует, что обязательным условиям для обращения в суд с требованиями об оспаривании нормативного правового акта и об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления является нарушение прав и свобод гражданина.

Как установлено в судебном заседании, на момент рассмотрения заявления Наумова О.В., оспариваемое решение Думы Кизеловского городского поселения от 01,11.2008 года № 69, отменено, а решение Думы Кизеловского городского поселения № 3 от 03 февраля 2011 года, на основании которого был проведен конкурс и конкурсной комиссией принято решение от 10 марта 2011 года № 1 «О признании победителем конкурса Русинова И.А.» признано недействующим со дня его принятия решением Кизеловского городского суда, вступившим в законную силу, следовательно на момент рассмотрения настоящих требований Наумова О.В., нарушений его прав и законных интересов не имеется, поэтому производство по делу следует прекратить. При этом, прекращение производства по делу не является препятствием к восстановлению прав и свобод гражданина, нарушенных в результате применения оспариваемых актов, не соответствовавших на период их действий федеральному закону.

Руководствуясь ст.ст. 220, 224 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Производство по гражданскому делу по заявлению Наумова О. В. о признании недействительным решения конкурсной комиссии Думы Кизеловского городского поселения от 10.03.2011 года № 1 «О признании победителем конкурса Русинова И.А.» и недействующим с момента принятия Решения Думы Кизеловского городского поселения от 01.11.2008 года № 69 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы главы администрации Кизеловского городского поселения, принятое решением Думы Кизеловского городского поселения от 20.10.2005 года № 4», ПРЕКРАТИТЬ.

На определение может быть подана частная жалоба.

СУДЬЯ: подпись.

Верно. Судья:       Е.В. Кириенко

Секретарь:       Н.Н. Наумова